Первые ранние признаки и симптомы ДЦП у новорожденных детей по нарастающей

Первые ранние признаки и симптомы ДЦП у новорожденных детей по нарастающей

Оригинальный ноотропный препарат для детей с рождения и взрослых с уникальным сочетанием активирующего и седативного эффектов

Подробно о Пантогам для врачей Статьи

Первые ранние признаки и симптомы ДЦП у новорожденных детей по нарастающей

Опубликовано в журнале: «Практика педиатра» Октябрь, 2014.

С.А. Немкова, ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, д. м. н.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, дети, лечение, реабилитация, Пантогам® Keywords: cerebral palsy, children, treatment, rehabilitation, Pantogam®

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами [11].

КЛАССИФИКАЦИИ ДЦП: Согласно Международной статистической классификации МКБ-10, выделяются:

G 80.0

– Спастический церебральный паралич. G 80.1 – Cпастическая диплегия. G 80.2 – Детская гемиплегия. G 80.3 – Дискинетический церебральный паралич. G 80.4 – Атаксический церебральный паралич. G 80.8 – Другой вид детского церебрального паралича. G 80.9 – Детский церебральный паралич неуточненный.

Клиническая классификация К.А. Семеновой включает следующие формы ДЦП: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, смешанные формы [14].

Частота форм ДЦП составляет: спастическая диплегия – 69,3%, гемипаретическая форма – 16,3%, атонически-астатическая форма – 9,2%, гиперкинетическая форма – 3,3%, двойная гемиплегия – 1,9% [12].

Ранними проявлениями ДЦП являются: задержка двигательного и психоречевого развития, отсутствие или задержка редукции врожденных и тонических рефлексов, а также формирования установочных рефлексов, нарушения мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, появление патологических установок и синкинезий.

Ранняя клинико-неврологическая диагностика ДЦП во многом основана на знании врачом последовательности формирования этапов нервно-психического развития ребенка 1 года [1]: 1 месяц – ребенок пытается удерживать голову, фиксировать взгляд, выражены врожденные рефлексы; 2 месяца – кратковременно удерживает голову на животе и в вертикальном положении, фиксирует взор, гулит, физиологическая астазия-абазия; 3 месяца – держит голову, прослеживает за предметом, ослабляет хватательный рефлекс и пытается произвольно удерживать вложенную игрушку, на животе опирается на предплечья; 4 месяца – поворачивает голову в направлении звука, тянется и берет игрушку, поворачивается на бок, присаживается и сидит с поддержкой за руки, произносит гласные звуки; 5 и 6 месяцев – сидит с поддержкой за 1 руку или кратковременно самостоятельно, поворачивается со спины на бок и живот, различает знакомые лица, появляются первые слоги; 7 и 8 месяцев – сидит самостоятельно, встает на четвереньки, пытается кратковременно стоять у опоры; 9 и 10 месяцев – встает на колени с поддержкой, стоит и пытается передвигаться у опоры, кратковременно стоит самостоятельно, говорит первые слова; 11 и 12 месяцев – ходит с поддержкой за 1 ручку и пытается ходить самостоятельно, выполняет простые инструкции, говорит несколько слов, пытается самостоятельно есть ложкой. Оценка степени задержки моторного и психоречевого развития: до 3 месяцев – легкая, 3–6 месяцев – среднетяжелая, более 6 месяцев – тяжелая.

Корректирующие коэффициенты при недоношенности:

до 1 года – добавляется срок недоношенности в месяцах, с 1 года до 2 лет – добавляется половина срока недоношенности в месяцах [11].

Для двигательного развития здорового ребенка характерна определенная последовательность, которая проявляется угасанием безусловных рефлексов, формированием установочных (выпрямляющих) рефлексов, совершенствованием реакций равновесия.

Одним из ранних признаков ДЦП является нарушение своевременной редукции (в 2 месяца у доношенных детей, в 3–4 месяца – у недоношенных) безусловных рефлексов – ладонно-ротового, хоботкового, Моро, опоры и автоматической походки, позотонических реакций (лабиринтного, а также шейных тонических асимметричного и симметричного рефлексов). По мере угасания безусловных рефлексов, уже с 1 месяца жизни, формируются установочные рефлексы (лабиринтный установочный, цепные шейные установочные и др.), которые обеспечивают повороты и выпрямление туловища и совершенствуются до 10–15 месяцев. У больных ДЦП тонические рефлексы могут сохраняться пожизненно, что тормозит формирование установочных рефлексов, произвольной двигательной активности, реакций равновесия и приводит к развитию патологического позного стереотипа [11, 12, 14].

Нарушение мышечного тонуса является одним из ранних признаков формирующегося ДЦП [2, 11, 14].

Сохраняющийся после 4 месяцев гипертонус мышц, асимметричная поза наблюдаются при последствиях перинатальных поражений ЦНС, угрозе ДЦП (его спастических форм).

Поза «распластанной лягушки» отмечается при диффузной мышечной гипотонии у недоношенных детей, при перинатальных поражениях ЦНС, угрозе атонически-астатической формы ДЦП.

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

При спастической диплегии в анамнезе часто встречается недоношенность (67%), в клинической картине отмечается тетрапарез (нижние конечности поражены в большей степени, чем верхние), резко повышен тонус мышц конечностей, тела, языка, высокие сухожильные рефлексы, усилены тонические рефлексы, наблюдаются патологические установки и деформации конечностей, формируется спастическая походка с перекрестом, при этом ходят самостоятельно только половина больных, с опорой – 30%, остальные передвигаются в коляске. Характерны нарушения речи в виде спастической дизартрии, патология зрения у 70% больных (аномалии рефракции, атрофия зрительного нерва, косоглазие) [2, 12, 14].

Гемипаретическая форма часто обусловлена родовой травмой, в клинике отмечается спастический гемипарез, при этом верхняя конечность страдает больше, чем нижняя, наблюдаются укорочения и гипотрофии пораженных конечностей, гемипаретическая походка, поза Вернике – Манна со сгибанием руки и разгибанием ноги («рука просит, нога косит»), деформации стоп и контрактуры с одной стороны, высока частота симптоматической эпилепсии (около 35% случаев).

Гиперкинетическая форма часто является исходом билирубиновой энцефалопатии ввиду ядерной желтухи, которая развивается у доношенных новорожденных при уровне билирубина в крови 428–496 мкмоль/л, у недоношенных – при 171–205 мкмоль/л.

Характерны насильственные непроизвольные движения (гиперкинезы) конечностей и туловища, которые усиливаются при волнении и исчезают во сне. Гиперкинезы появляются сначала в языке (в возрасте 3–6 месяцев), далее распространяются на лицо, а затем к 2–6 годам – на туловище и конечности.

Отмечаются нарушениям мышечного тонуса по типу дистонии, часты вегетативные расстройства, гиперкинетическая дизартрия, нейросенсорная тугоухость (у 30–50%).

  • Атонически-астатическая форма характеризуется низким тонусом мышц, нарушением координации движений и равновесия, а также избыточным объемом движений в суставах конечностей.
  • Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, проявляющаяся грубыми нарушениями моторики, повышением мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, тяжелыми нарушениями речи, психическим развитием детей на уровне умственной отсталости [12, 14].
  • Наиболее значимые осложнения ДЦП: ортопедо-хирургические, когнитивные и сенсорные расстройства (у 80%), эписиндром (у 35%), нарушения поведения, невротические расстройства (у 2/3 пациентов), синдром вегетативной дисфункции (более чем у 70%) [11, 12, 14].
  • Ведущими принципами реабилитации ДЦП являются: раннее начало, комплексный мультидисциплинарный подход, дифференцированный характер, непрерывность, длительность, этапность, преемственность. Восстановительное лечение больного ДЦП должно проводиться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и включать следующие направления [2, 6, 11, 12, 14]:

1. Медицинская реабилитация: медикаментозная терапия, лечебная физкультура и массаж (классический, сегментарный, периостальный, соединительнотканный, круговой трофический, точечный), Войта-терапия, нейро-развивающая система Б. и К.

Бобат; использование лечебно-нагрузочных костюмов («Адели», «Гравистат», «Регент», «Спираль»), пневмокостюмов («Атлант» и др.

), механотерапия (упражнения с применением тренажеров и специальных устройств, в том числе, роботизированных комплексов (Lokomat и др.

), физиотерапия (электротерапия – электрофорез и электромиостимуляция, магнитотерапия, парафин-озокеритные аппликации, грязелечение, гидрокинезиотерапия, иглорефлексотерапия), ортопедо-хирургическое и санаторно-курортное лечение.

2. Психолого-педагогическая и логопеди ческая коррекция (психокоррекция, сенсорное воспитание, занятия с логопедом-дефектологом, кондуктивная педагогика А. Пето, метод Монтессори, работа с семьей и т. д.). 3. Социально-средовая адаптация.

Медикаментозная терапия при ДЦП включает [6, 8, 11, 12, 14]:

  • Препараты, оказывающие нейротрофическое и ноотропное действие (Пантогам®, кортексин, церебролизин, ноотропил, фенибут).
  • Препараты, улучшающие общую церебральную гемодинамику и микроциркуляцию (кортексин, циннаризин, актовегин, трентал, инстенон и др.).
  • Препараты, улучшающие метаболизм в нервной системе, репаративное и рассасывающее действие (АТФ, лидаза, стекловидное тело, дери-нат натрия и др.).
  • Антиковульсанты.
  • Препараты, нормализующие мышечный тонус (при гипертонусе – мидокалм, бакло-фен, препараты ботулотоксина; при гипотонии – прозерин, галантамин).
  • Препараты, уменьшающие гиперкинезы (Пантогам®, фенибут, наком, тиопридал).
  • Витамины (В1, В6, В12, С, нейромультивит, аевит и др.).

Ноотропным препаратом с широким спектром клинического действия, сочетающим ней-рометаболический, нейропротекторный и ней-ротрофический эффекты, является Пантогам® («ПИК-ФАРМА») [9, 10, 16]. Пантогам® включен в клинические рекомендации по лечению ДЦП (2014) [6]. Преимуществом применения Пантогама является наличие фармакологической формы выпуска как в виде таблеток, так и 10% сиропа, что позволяет использовать его с первых дней жизни у детей с перинатальным поражением ЦНС с целью профилактики и лечения ДЦП. Пантогам® – препарат гопантеновой кислоты (естественного метаболита ГАМК) – удачно сочетает мягкий психостимулирующий, умеренный седативный, противосудо-рожный и дезинтоксикационный эффекты [8].

  1. Механизмы действия Пантогама: непосредственно влияет на ГАМК-В-рецепторы, потенцирует ГАМК-эргическое торможение в ЦНС; регулирует нейромедиаторные системы, стимулирует метаболические и биоэнергетические процессы в нервной ткани; снижает уровни холестерина и бета-липопротеидов в крови [8].
  2. Спектр клинического применения Пантогама при перинатальных поражениях ЦНС и ДЦП включает: 1) когнитивные нарушения, в том числе задержку психоречевого развития и умственную отсталость, раннюю послеоперационную когнитивную дисфункцию, речевые расстройства; 2) задержку моторного развития, двигательные нарушения; 3) невротические и неврозоподобные расстройства, эмоциональные нарушения;
  3. 4) ДЦП в сочетании с эпилепсией (поскольку Пантогам®, в отличие от большинства ноо-тропных препаратов, не вызывает снижения порога судорожной готовности);

5) гиперкинезы (Пантогам® применяется в виде длительной монотерапии – до 4–6 месяцев, в случае недостаточной эффективности – в составе комплексной терапии с тиопридалом), экстрапирамидные побочные эффекты нейролептической терапии; 6) астенический синдром, снижение умственной и физической работоспособности; 7) синдром вегетативной дисфункции;

8) болевой синдром (в составе комплекс ной терапии).

Читайте также:  Геморрой 2 степени (стадии): причины, симптомы, лечение наружного и внутреннего геморроя

Показана высокая эффективность применения Пантогама у детей, имеющих осложненный перинатальный анамнез, в комплексной реабилитации двигательных и когнитивных расстройств (с улучшением показателей психомоторной деятельности и зрительно-моторной координации на 10–45%, кратковременной памяти – на 20–40%, внимания – на 30%), нарушений сна [4, 5, 8, 10, 16]. Показано, что применение Пантогама у детей с дисфазией развития (алалией), возникшей в результате перинатального поражения ЦНС, способствует улучшению речевых показателей более чем в 3 раза [7]. Выявлено, что использование Пантогама в послеоперационном периоде эффективно нивелирует проявления послеоперационной когнитивной дисфункции с восстановлением показателя концентрации внимания и его последующим улучшением у 30% пациентов в 2,5 раза [13].

У детей с перинатальной патологией и ДЦП одной из ведущих задач патогенетической фармакотерапии является повышение энергетического потенциала мозга с применением метаболически активных средств.

Препарат L-карнитина — Элькар® («ПИК-ФАРМА») — является стимулятором энергетического обмена, обладает антиоксидантными, анаболическими, дезинтоксикационными свойствами, а также нейропротективным и нейромодулирующим действием [3, 15].

Исследования эффективности применения Элькара у детей с перинатальной патологией свидетельствовали о снижении у них возбудимости, нормализации вегетативных функций, улучшении росто-весовых показателей и двигательно-рефлекторной сферы, психического развития, ЭЭГ [3].

При патологической билирубинемии новорожденных отмечен более быстрый регресс желтухи на фоне приема Элькара со снижением непрямого билирубина в крови [3, 15].

У больных ДЦП при использовании Элькара в процессе комплексной реабилитации повысилась толерантность как к психическим, так и физическим нагрузкам, улучшилась координация, нейросенсорные процессы (острота зрения и слуха), речевые, вегетативные функции, ЭКГ и ЭЭГ (с нормализацией коркового электрогенеза, редукцией эпилептических проявлений) [3]. У больных ДЦП, получавших Элькар® в пре- и постоперационном периоде ортопедо-хирургического лечения, отмечалось заметное улучшение трофики кожи, уменьшение послеоперационных осложнений, необходимости использования анальгетиков [3].

Таким образом, ранняя диагностика и комплексное лечение способствуют повышению эффективности реабилитационных мероприятий, снижению инвалидизации и повышению социальной адаптации детей с церебральным параличом.

Список литературы находится в редакции.

Признаки и симптомы ДЦП

03 мая 2020 г.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это собирательное понятие двигательных и поведенческих расстройств, проявляющихся в первые месяцы и годы жизни малыша. Первые признаки ДЦП у ребенка могут быть замечены врачами и родителями сразу после рождения или через несколько месяцев, когда грудной малыш начинает отставать в своем физическом развитии.

Среди причин ДЦП называют наследственную предрасположенность, но чаще всего заболевание развивается на этапе внутриутробного развития плода или является следствием патологических родов.

Увеличение количества детей с симптомами ДЦП связано также с достижениями неонатологии, которые дают возможность выживать даже младенцам с критически недостаточным весом, родившихся сильно недоношенными (на 28-30 неделе).

Признаки ДЦП на первом году жизни

Очень часто признаки ДЦП у ребенка обнаруживают при обычном плановом осмотре. К ранним показателям патологии, относятся:

  • задержка двигательного развития – ребенок значительно позже своих сверстников начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, ставать на ножки и ходить;
  • нарушение мышечного тонуса, что заставляет малыша напрягать ножки, сжимать ручки в кулачки, застывать в неестественной позе;
  • повышение сухожильных рефлексов;
  • плохая координация движений;
  • слабая мимика лицевых мышц;
  • нарушение функции глотания и пережевывания пищи;
  • отсутствие интереса к игрушкам и другим предметам, плохая реакция на звуки или появление близких людей;
  • появление судорог;
  • развитие косоглазия.

Поскольку ДЦП принадлежит к неврологическим заболеваниям, оно всегда вызывает ортопедические нарушения различной степени тяжести. Большинство из них являются необратимыми, речь может идти только о максимальной коррекции патологического состояния.

Наиболее ярко выраженный основной симптом ДЦП – это нарушение мышечного тонуса. Для нормального функционирования мышцы должно работать слаженно и попарно, но при ДЦП происходит их повышение или понижение, когда они теряют возможность расслабления, что приводит к потере координации движений.

По мере роста ребенка основной симптом ДЦП (нарушение мышечного тонуса) осложняется развитием таких патологий как контрактуры суставов, искривление шеи и позвоночника, мышечные спазмы, судорожные подергивания конечностей.

Первые ранние признаки и симптомы ДЦП у новорожденных детей по нарастающей

Симптомы ДЦП первых лет жизни ребенка

К концу первого года жизни малыша симптомы ДЦП становятся более ярко выраженными. Ребенок всё больше начинает отставать в физическом, а часто и в психологическом развитии.

Поскольку заболевание объединяет целый ряд разного рода расстройств, помимо двигательных нарушений, на 2-4 годах жизни у ребенка отмечают следующие симптомы ДЦП:

  • нарушения ходьбы и координации движений – косолапость, ходьба на цыпочках, перекрест ног, переваливающаяся походка, сутулость при движениях и ходьбе;
  • сохранение некоторых примитивных рефлексов, которые обычно исчезают у грудных младенцев к третьему-четвертому месяцу, например, хватательный рефлекс или рефлекс опоры;
  • ассиметричное развитие тела;
  • нарушение баланса – ребенку трудно сидеть без дополнительной поддержки;
  • расстройства крупной и мелкой моторики руки – ребенку сложно держать ручку, перелистывать страницы книги;
  • функциональное нарушение работы органов желудочно-кишечного тракта;
  • эпилептические припадки – характерны для 20-40 % больных ДЦП;
  • тугоухость и близорукость;
  • эндокринные расстройства – ожирение, гипотиреоз.

При некоторых формах ДЦП у больных детей наблюдается задержка речевого и психического развития различной степени тяжести – от легкой формы (дебильности) до идиотии, когда ребенок полностью зависит от окружающих людей.

Симптомы ДЦП проявляются также в поведенческих расстройствах. Для таких детей характерны приступы агрессии и аутоагрессии (агрессии, направленной на себя), необоснованной раздражительности, повышенной тревожности и капризности.

У многих детей есть проблемы с речью.

При этом до 35 % детей с ДЦП имеют сохраненный уровень интеллекта, а еще у 33 % нарушения выражены в легкой степени и поддаются коррекции при регулярной работе с психологом, дефектологом и логопедом.

Диагностика ДЦП

На данный момент единые критерии диагностики ДЦП не разработаны. Первым, кто обращает внимание на аномалии физического развития, это педиатр во время профилактического осмотра. Часто он может также руководствоваться жалобами родителей на отставание малыша в развитии или на поведенческие расстройства. Предварительный диагноз устанавливается совместно с детским неврологом.

Более тщательная комплексная диагностика ДЦП проводится с использованием электрофизиологических методов исследования. К ним относятся:

  • электроэнцефалография – оценка функциональной активности мозга;
  • электронейрография – измерение скорости прохождения нервного импульса;
  • транскраниальная магнитная стимуляция – метод исследования возбудимости нервной системы;
  • нейросонография – сканирование головного мозга ребенка через открытый большой родничок;
  • МРТ головного мозга – методика исследования мозговых структур.

Первые ранние признаки и симптомы ДЦП у новорожденных детей по нарастающей

Диагностика ДЦП будет неполной без получения консультации у смежных специалистов. Это офтальмолог, отоларинголог, эпилептолог, ортопед, психиатр, логопед. Если есть необходимость исключить наличие некоторых генетических заболеваний со схожей симптоматикой, проводят генетические и биохимические анализы.

  • Часто параллельно с ДЦП могут быть диагностированы некоторые другие патологии, такие как эпилепсия, гидроцефалия, детская шизофрения, аутизм.
  • К сожалению, различные нарушения при ДЦП относятся к необратимым, поэтому лечебные и реабилитационные меры подразумевают облегчение общего состояния ребенка и максимальную коррекцию двигательных навыков.
  • Лечение направлено на компенсацию неврологического дефицита, снижение риска развития скелетных деформаций, адаптацию ребенка к окружающему миру.
  • Вернуться к списку

Симптомы ДЦП у новорожденных

Это заболевание оказывает воздействие на тонус мышц, лишает детей возможности действовать целенаправленно и скоординировано перемещаться. Основная причина его появления у младенцев связана с повреждением мозга. Произойти это может еще в период беременности, либо в процессе родов.

Бывает, что болезнь начинает развиваться в первые месяцы жизни малыша, но такие случаи достаточно редки. В первые недели жизни крохи врачи могут распознать симптомы ДЦП и дать рекомендации родителям по их дальнейшим действиям.

Какими бы страшными не были перспективы этого заболевания, шанс на выздоровление есть. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на то, что преодолеть такое серьезное заболевание получится. Главное не сдаваться и не опускать руки.

Отметить какие-либо нарушения в поведении малыша и сообщить о них детскому врачу – задача внимательных родителей. У младенцев выявить проявления этого заболевания непросто, но возможно.

Итак, перечислим следующие симптомы ДЦП у новорожденного.

Основные симптомы

  • Возникают проблемы при кормлении грудью — малыш с трудом глотает, давится.
  • Ребенок тревожен, плохо спит.
  • В возрасте одного месяца младенец не проявляет реакции на громкие звуки.
  • В двухмесячном возрасте малыш не улыбается и не гулит.
  • Запоздало начинает держать головку, переворачиваться, ползать, сидеть, ходить.
  • Малыш не желает лежать на животике.
  • В четырехмесячном возрасте малыш не поворачивает голову в то место, откуда доносится звук.
  • Не пытается дотянуться до увиденной погремушки.
  • Можно заметить повторяющиеся движения, совершаемые ручками, ножками и головкой. В целом ребенок двигается внезапно и порывисто, либо наоборот медленно и заторможено.
  • Замирает, приняв одну позу.
  • Младенец лежит, приняв неудобные и неестественные позы.
  • Если его берут за животик, резко поджимает или выпрямляет ножки.
  • При разведении в стороны ножек ребенка и поворачивании его головки чувствуется сопротивление мышц, потому как они или очень тугие, или вялые.
  • Малыш постоянно двигает одной ручкой, а другая в это время может быть напряжена и сильно прижата к телу.
  • Отмечается асимметрия тела, проявляющаяся в разном размере конечностей и тонусе мышц. Одна ручка может быть напряженная, а другая – расслабленная.
  • Возможно возникновение судорог и содроганий.
  • При визуальном осмотре нет складочек под ягодицами. А если есть, то, как и на ножках, они асимметричны. Поясничный изгиб позвоночника не является выраженным.

Первые ранние признаки и симптомы ДЦП у новорожденных детей по нарастающей

Что делать, если признаки обнаружены

При проявлении хотя бы одного признака следует немедленно проконсультироваться с педиатром. Врач после осмотра установит контроль и наблюдение за процессом развития младенца. При очевидности признаков патологии понадобится осмотр и консультация психоневролога, проведение УЗИ и томографии мозга.

  • Маме следует быть особо внимательной к возможным проявлениям заболевания, если имелись проблемы при вынашивании ребенка, заболевания во время беременности и тяжелые роды.
  • Когда лечение начинается до достижения ребенком трехлетнего возраста, в семидесяти пяти процентах случаев симптомы ДЦП у новорожденного исчезают.
  • Также положительные результаты реальны, если патология касается только двигательной системы, а в мозге малыша не имеется органических повреждений.
Читайте также:  Геморрой 3 степени (стадии): причины, симптомы, как лечить острый и хронический

  Вся информация взята из открытых источников. Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

ДЦП: рожденные несвободными

Мировая медицинская статистика утверждает, что сегодня дети с ДЦП (до года и старше) встречаются в популяции с частотой от 0,1 до 0,7%. Причем мальчики оказываются жертвами патологии почти в полтора раза чаще девочек.

На каждые 1000 новорожденных в разных странах приходится в среднем от 1,5  до 4 людей с поражением нервной системы, которое называют «детское» (ДЦП), так как оно произошло во время внутриутробного развития, в натальный или постнатальный период.

Однако в отдельных странах дети-инвалиды ДЦП встречаются гораздо чаще среди населения.

Так, в США цифры значительно выше, и имеют отличия даже для близлежащих штатов. Например, в 2002 году статистика свидетельствовала, что дети с ДЦП (1 года жизни и старше) на 1000 человек встречаются с частотой:

  • 3,3 – в штате Висконсин;
  • 3,7 – в штате Алабама;
  • 3,8 – в штате Джорджия.

В среднем американские ученые говорили о том, что дети с ДЦП (1 года и старше) встречаются с частотой 3,3 пациента на 1000 населения.

  • В России по данным Росстата в 2014 году на 100 000 детей было, в среднем по стране, 32,1 маленьких пациентов с ДЦП (с 1 года жизни до 14 лет).
  • По подсчетам Министерства здравоохранения в Российской Федерации еще в 2010 году было более 71 тысячи детей с ДЦП (1 год – 14 лет).

В РФ не создана единая база учета детей с ДЦП и его последствиями,  и оценить возможные масштабы реального количества детей с такой патологий сложно. Однако по общим оценкам количество заболеваемости растет.

Прогноз экспертов Всемирной организации здравоохранения мало утешительный. Дети, больные ДЦП, рождаются все чаще. И в ближайшие годы число малышей, у которых с рождения выявляют признаки ДЦП, будет увеличиваться.

Несмотря на то, что заболевание детское, ДЦП сопровождает пациента от рождения, неотступно следуя за ним всю жизнь. Поэтому борьба с болезнью продолжается всегда.

Почему первые годы жизни – самые важные в борьбе с ДЦП?

Первые ранние признаки и симптомы ДЦП у новорожденных детей по нарастающей

Если у малыша есть перинатальное поражение мозга, ДЦП, год (первый от рождения) может определить всю будущую судьбу. Ведь объективная клиническая картина в будущем будет зависеть от того, насколько:

  • быстро были выявлены признаки ДЦП;
  • точно определены форма и масштабы поражения нервной системы;  
  • адекватна избранная симптоматическая терапия;
  • правильно составлена реабилитационная и абилитационная программы ДЦП.

Родители детей с различными формами ДЦП нередко сожалеют о времени, энергии и денежных средствах, напрасно потраченных на экстрасенсов, народных целителей и т. п., в первые годы после рождения малыша.

Важно, чтобы растерянных, а порой морально раздавленных, произошедшими в их жизни переменами, с появлением на свет особого ребенка, пап и мам направляли на верную дорогу специалисты, врачи, психологи.

  Дорога абилитации, социализации  всегда бывает очень непростой, тернистой для каждой семьи, в которой есть дети с особенными потребностями.

Поэтому лучше не плутать окольными тропинками, испытывая на собственном ребенке альтернативные методы, ожидая чудесного исцеления и теряя драгоценное время, за которое успевают сформироваться деформации, контрактуры, появляются другие сопутствующие осложнения. А положиться на существующий мировой опыт абилитации и лечения ДЦП, заручиться поддержкой специалистов.

И чем быстрее родители перестанут смотреть в прошлое, искать ответ на вопрос, «за что» послано ДЦП, причины возникновения болезни, поймут, что необходимо жить настоящим, тем быстрее придет понимание, как жить в будущем.

Помогая малышу бороться за жизнь, радуясь каждой, пусть крохотной, совсем незаметной для окружающих, но такой огромной для семьи победе, отдавая, без остатка, всю свою любовь и нежность самому беззащитному, беспомощному из всех людей, мамы и папы, бабушки и дедушки, другие люди, которые становятся приемными родителями, опекунами, воспитателями для брошенных детей с ДЦП, обретают смысл существования. Они приобретают бесценный опыт сострадания и милосердия.

Особенные люди или больные ДЦП?

Родители, врачи, учителя и прочие люди являются продуктами и частью социума. Мировоззрение и отношение каждого отдельного человека к инвалидам формируются в силу общественного мнения, позиции государства.

Моральные нормы современной человеческой популяции, отличающие людей от животных, существенно разнятся с бытовавшими на заре человеческой цивилизации. Они существенно изменились в процессе эволюции общества.

Всегда в мир приходили более слабые дети, в том числе больные ДЦП. Однако кроме естественного отбора, в прежние времена люди примеряли на себя роли богов, решая, кто имеет право  на жизнь, а кто – не достоин.

Инфантицид, убийство младенцев с признаками неполноценности, существовал на протяжении тысячелетий. Только в 374 г. впервые в мировой истории был издан закон, запрещающий физическое уничтожение новорожденных с различными патологиями.

Но лишь в IX веке христианский мир стал приравнивать инфантицид к обычному убийству себе подобного.

Духовная жизнь западноевропейского общества и всей мировой цивилизации пережила большие позитивные изменения благодаря великим деятелям эпохи Возрождения и гуманистам-просветителям, боровшимся за права инвалидов во времена Великой Французской революции. Благодаря им общество впервые осознало свою ответственность за обездоленных, отверженных, больных с ДЦП и пр.

Огромную эволюцию духовного роста успело пройти человечество за последние сто лет. И этот процесс продолжается сегодня, на глазах каждого из нас.

Так в 2008 году произошло событие, которое в перспективе должно изменить жизнь инвалидов с ДЦП и другими патологиями в России. Наша страна подписала Конвенцию о правах инвалидов.

Новый международный закон был ратифицирован депутатами в 2012 году.

Он призван помочь социализации людей с ограниченными возможностями, сокращению проявлений дискриминации в отношении к ним со стороны государства, чиновников, общества.

Государство обратило взор в сторону особых людей. СМИ заговорили о доступной среде для инвалидов, инклюзии, равных возможностях. Много позитивных перемен происходит на наших глазах. Один тот факт, что на улицах российских городов появились большие и маленькие люди в инвалидных колясках, с различными ортопедическими приспособлениями, уже говорит о том, что процесс начался.

Однако многое еще предстоит изменить. Прежде всего, в сознании каждого отдельного человека.

Чтобы взрослые и дети не пугались инвалидов, в том числе с ДЦП, не шарахались от них в общественных местах, не унижали и не обижали, вольно или невольно, не обходили вниманием их трудности.

Общество должно понять, что больные ДЦП – обычные люди, только у них есть свои особенности, как у каждого человека.

У особенных людей те же желания и мечты, что у обычных. Только чтобы исполнить даже самую маленькую из них, необходимо приложить порой невероятные усилия. Например, чтобы прогуляться в парке в погожий денек, научиться рисовать или обрести настоящего друга.

Поэтому им нужна помощь, не только материальная, а физическая, психологическая. Не подаяние, а искреннее участие окружающих. И еще – партнерские отношения, на равных. 

Они – такие же люди, просто попавшие в затруднительное положение.

Детский церебральный паралич (ДЦП). Часть первая

Авторы: Островерхова Анна

Церебральный паралич — это группа стабильных расстройств развития движения и поддержания позы, которые приводят к ограничению функциональной активности и двигательным нарушениям. Нарушения обусловлены непрогрессирующим повреждением и/или аномалией развивающегося головного мозга у плода или новорожденного ребёнка.

Двигательная патология часто сочетается с нарушением сенсорных систем (наиболее часто — зрения и слуха), когнитивными дисфункциями, нарушениями речи, симптоматической эпилепсией, вторичными ортопедическими проблемами и др.

По данным американских медиков, распространенность ДЦП в США — в среднем 3–4 ребенка на 1000 детей. Именно эта патология является самой распространенной причиной двигательной недееспособности. По данным Miller F.

(2005 г), в мире распространённость ДЦП находится в диапазоне от 2 до 5 случаев на 1000 детей.

В группе недоношенных детей частота ДЦП составляет 1%, а у недоношенных с массой тела менее 1500 граммов распространенность ДЦП увеличивается до 5–15%, при массе тела менее 1000 граммов — 25–50%.

  • По МКБ 10 Детский церебральный паралич классифицируется:
  • G 80. 0 — Спастический церебральный паралич
  • G 80. 1 — Спастическая диплегия
  • G 80. 2 — Детская гемиплегия
  • G 80. 3 — Дискинетический церебральный паралич
  • G 80. 4 — Атаксический церебральный паралич
  • G 80. 8 — Другой вид детского церебрального паралича
  • G 80. 9 — Детский церебральный паралич неуточненный
  • Очень серьезно подходят американские коллеги к классификации заболевания и структуре диагноза.
  • Компоненты классификации церебрального паралича (структура диагноза):
  1. A. Тип нарушения движения (спастичность, атаксия, дистония, атетоз).

Б. Функциональные возможности движения:

  • нарушение глобальных моторных функций по системе классификации GMFCS;
  • нарушение функции рук по системе классификации мануальных навыков MACS;
  • нарушение коммуникативных функций по системе классификации CFCS;
  • определение мобильности пациента по системе классификации FMS.
  1. Сопутствующие нарушения (когнитивные нарушения, нарушения речи, нарушения зрения, нарушение слуха, эпилептические приступы, нарушение поведения, ортопедические проблемы и т. д.).
  2. Результаты анатомических и нейровизуализаций.А. Характер и степень двигательных расстройств различных анатомических областей (вовлеченность конечностей, ротоглотки, туловища).

    Б. Результаты МРТ, КТ, нейросонография. (рекомендовано проведение МРТ всем детям с ЦП).

  1. Причина нарушения (гипоксия/ишемия, травма, инфекции, метаболические нарушения, мальформации мозга и т. д. ) и время возникновения поражения.
Читайте также:  Кровит пупок у новорожденного: что делать, почему, сколько может кровить

Реабилитационный прогноз

Пожалуй, самый первый вопрос, который задают родители, узнав о диагнозе: «Каков прогноз? Будет ли ребенок ходить, сможет ли учиться в школе и т.д.?» Следующий вопрос: «Каким будет лечение? Как поставить ребенка на ноги, как научить говорить, как снять тонус и т. д.?»

В нашей стране получить честный ответ на эти вопросы очень трудно.

Родители достаточно сумбурно представляют, каких результатов им ждать от реабилитации, хватаются за каждую возможность показать ребенка «модному» доктору, получить второе (читай — сто пятое) мнение, ищут тех, кто обещает поставить ребенка на ноги, порой отдавая последние деньги на чудо-процедуры и волшебные таблетки.

Большинство родителей считают, что все зависит от упорства и интенсивности занятий: если активно заниматься, то ребенка можно «вытянуть» и он будет ходить. Но за идеей восстановления ребенка зачастую теряется сам ребенок.

Все его детство проходит под знаменем реабилитации, и нередко времени на само детство не остается: бесконечные болезненные и абсолютно неэффективные инъекции ноотропов и витаминов, курсы бесполезного массажа, ЛФК через боль и слезы…

Очень часто усилия прикладываются совершенно не в том направлении: проводятся сложные и неэффективные мероприятия, а на простые, но жизненно необходимые вещи не хватает ни сил, ни времени, ни понимания, что эти действия — единственное, что действительно нужно ребенку.

Я вижу детей с тяжелым ДЦП (V уровня по GMFCS), которые всю жизнь «лечатся», получают курсы ноотропов и препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, которым ежемесячно делают массаж.

Спустя 10–14 лет у родителей ребенка с тетрапарезом, с сильнейшими контрактурами, со спастическими вывихами /подвывихами бедер, выраженным болевым синдромом, выраженным дефицитом массы тела уже только одна просьба: убрать тонус и контрактуры, чтоб ребенок не мучился от болевого синдрома, чтоб было чуть легче за ним ухаживать. Уже не ждут, что заговорит или хотя бы научится держать голову…

А как иначе?

Почему же таких «запущенных» детей (которых наши родители отчаянно «лечили» всю жизнь) нет в развитых странах? Что они делают не так, как мы?

  1. Во-первых, родители получают развернутый диагноз с определением уровня моторных и коммуникативных функций ребенка.
  2. Во-вторых, зная степень нарушения двигательных функций по шкале GMFCS, врачи определяют реабилитационный прогноз и потенциал ребенка и честно сообщают его родителям, не кормя несбыточные мечты и надежды родителей на полное восстановление ребенка.
  3. В-третьих, выбирают адекватные цели реабилитации.

Ребенку из приведенного выше примера в развитой стране, вероятнее всего, установят баклофеновую помпу для уменьшения тонуса, возможно, пропишут оперативное лечение для уменьшения боли, родители будут использовать специальные приемы позиционирования для профилактики контрактур, ребенку подберут адекватное питание, он будет проходить профосмотры, включающие рентгенографию тазобедренных суставов. Семье будет оказана психологическая поддержка, родителей обучат альтернативным способам коммуникации с ребенком.

Да, у ребенка точно так же не будет возможности самостоятельно передвигаться и совершать целеноправленные действия (и родителям об этом сообщат очень рано, оказав психологическую помощь на высоком уровне), но он будет адекватного веса, без контрактур, вывихов и болевого синдрома, скорее всего, у него будут силы для невербальной коммуникации, а родителям будет значительно легче ухаживать за ним в подростковом возрасте.

Вот очередная иллюстрация того, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Ниже представлена шкала определения уровня моторики GMFCS. Для чего она нужна? Определив уровень моторики ребенка на сегодняшний день, можно предположить, какой прогноз на восстановление ждет ребенка к определенному возрасту при адекватной реабилитации, поскольку, как правило, уровень моторики по GMFCS не меняется в течение жизни.

  • ШКАЛА ГЛОБАЛЬНЫХ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ (Gross Motor Function Classification System GMFCS, 2007)
  • I уровень — ребенок ходит без ограничений, но может иметь затруднения с более сложными двигательными навыками.
  • До 2 лет — начало самостоятельной ходьбы.
  • С 2 до 4 лет — самостоятельная ходьба без прыжков и бега.
  • С 4 до 6 лет — самостоятельная ходьба на большие расстояния и по неровной поверхности, подъем по лестнице, бег и прыжки.
  • С 6 до 12 лет — ходьба без использования вспомогательных приспособлений, подъем и спуск по лестнице, не держась за поручни.
  • С 12 до 18 лет — самостоятельная ходьба через препятствия, бег и прыжки (скорость и координация могут быть нарушены), участие в спортивных мероприятиях.
  • II уровень — ходит с ограничениями.
  • До 2 лет — дети ползают на животе и четвереньках, ходят вдоль опоры.
  • С 2 до 4 лет — ползают на четвереньках, ходят у опоры, со вспомогательными приспособлениями.
  • С 4 до 6 лет — самостоятельная ходьба на короткие расстояния, подъем по лестнице, держась за перила, не умеют бегать и прыгать.
  • С 6 до 12 лет — ходьба без использования вспомогательных приспособлений, подъем и спуск по лестнице, держась за поручни.
  • С 12 до 18 лет — самостоятельная ходьба на большие расстояния в привычной обстановке, на улице используют приспособления, бегают и прыгают плохо.

Различия между I и II уровнем: дети второго уровня имеют ограничения в ходьбе на длинные расстояния и балансировке, им требуются вспомогательные приспособления для освоения ходьбы. Поднимаясь или спускаясь по лестнице, они должны пользоваться перилами. Страдает качество движения: ребенок не умеет бегать и прыгать.

  1. III уровень — ходит с применением вспомогательных приспособлений по ровной поверхности.
  2. До 2 лет — переворачиваются и ползают на животе.
  3. С 2 до 4 лет — ползают по-пластунски или на четвереньках (реципрокно), сидят без поддержки, но самостоятельно не садятся, ходят с ручными приспособлениями на короткие расстояния.
  4. С 4 до 6 лет — могут встать со стула без опоры, но ходят только со вспомогательными приспособлениями.

С 6 до 12 лет — стоят самостоятельно; ходят, используя вспомогательные приспособления (ходунки, костыли, трость и т. д.).

С 12 до 18 лет — ходят только с приспособлениями, могут спускаться и опускаться по лестнице с перилами, на улице передвигаются только в коляске.

Разница между II и III уровнями. Дети II уровня не требуют вспомогательных средств для ходьбы после 4 лет. Детям III уровня требуются ручные устройства для перемещения в помещении и колесные средства для перемещения на улице.

  • IV уровень — дети могут самостоятельно сидеть, но передвигаются с использованием электроприводных вспомогательных устройств либо пассивно транспортируются.
  • До 2 лет — переворачиваются, но не удерживают позу сидя.
  • С 2 до 4 лет — сидят, если посадить, самостоятельно или в приспособлениях, ползают по-пластунски.
  • С 4 до 6 лет — могут сидеть самостоятельно, передвигаются с поддержкой и контролем взрослого.
  • С 6 до 12 лет — могут сидеть самостоятельно, но не стоят и не ходят без основательной поддержки.
  • С 12 до 18 лет — по комнате передвигаются перекатами или ползанием на животе, могут передвигаться в ходунках, поддерживающих тазовый пояс и туловище, способны управлять моторизированным инвалидным креслом.

Разница между III и IV уровнями. Дети III уровня сидят самостоятельно, передвигаются по полу самостоятельно, ходят с использованием вспомогательных средств. Дети IV уровня могут сидеть, но самостоятельное передвижение очень ограничено.

V уровень дети не могут передвигаться без посторонней помощи, самостоятельно контролировать движения и поддерживать позу против силы тяжести (не удерживают голову и положение туловища). Самостоятельное передвижение возможно только с использованием усовершенствованных кресел с электроприводом.

  1. До 2 лет — нуждаются в помощи взрослого, чтобы перевернуться.
  2. С 2 до 4 лет — невозможно передвигаться самостоятельно, некоторые дети могут передвигаться, используя электроприводное инвалидное кресло- коляску.
  3. С 4 до 6 лет — не могут передвигаться самостоятельно, некоторые дети, правда, используют электроприводное инвалидное кресло-коляску.
  4. С 6 до 12 лет — ребенок в большинстве позиций испытывает трудности при контроле за положением туловища и головы, поскольку гравитация препятствует удержанию позиции головы и туловища.

С 12 до 18 лет — ограничено удержание головы и туловища против градиента силы тяжести, а также контроль рук и ног.

Вспомогательные технологии используются для улучшения удержания головы, сидения, стояния и передвижения, но ограничения полностью не компенсируются приспособлениями.

Некоторые дети достигают самостоятельной мобильности с использованием высокотехнологичного электрического инвалидного кресла

Разница между IV и V уровнями. У детей с V уровнем значительно ограничен контроль положения головы и туловища. Таким детям и подросткам нужна обширная физическая помощь других людей и технологическая поддержка. Самостоятельное передвижение возможно, только если ребенок научится управлять моторизированным инвалидным креслом.

Каков прогноз?

Сейчас доступны очень наглядные и удобные в использование кривые роста моторного развития детей с ДЦП. Разработаны на основе данных, полученных из большой популяционной выборки детей с ДЦП в исследовании.

  • Отметки на вертикальной оси:
  • А — возможность поднимать и поддерживать свою голову в вертикальном положении.
  • В — возможность поддерживать положение сидя на полу без поддержки и помощи рук в течение 3 сек.
  • C — способность пройти вперед на 10 шагов без поддержки.
  • D — способность спускаться на 4 шага без поддержки.
  • Подробности и ссылки на исследования ищите в оригинальном посте доктора Островерховой
  • (Продолжение публикаций о ДЦП читайте здесь.)
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]