Энцефалопатия – это блок заболеваний, объединенных по главному общему признаку: отмиранию нейронов головного мозга из-за недостаточного снабжения кислородом и питательными веществами. Болезнь бывает разных подвидов, и развивается вследствие влияния различных факторов. Болеют и дети.
Резидуальная энцефалопатия головного мозга у детей, школьников и взрослых проявляется речевыми, когнитивными нарушениями и другими симптомами, возникает по различным причинам, среди коих – гипертензионный синдром, лечение которого было прервано или не проводилось в принципе.
Такой вид патологии не отражается отдельно в МКБ 10, но неврологи термином пользуются. Обозначают им поражение мозговой ткани, возникшее в результате не до конца вылеченных или оставленных без внимания хронических заболеваний, органических поражений сосудистой системы мозга.
Диагноз резидуальная энцефалопатия головного мозга может быть поставлен как взрослому, так и ребенку 13 лет, при этом лечение проводится бесплатно по полису для всех категорий граждан.
Прежде всего нужно выяснить, что стало первопричиной развития поражения нейронов. Иногда это бывают проблемы с органами, удаленными от мозга. Например – с почками [1].
Энцефалопатия резидуального характера у ребенка или подростка, развивается из-за ряда факторов:
- ЧМТ различного типа;
- острые и хронические отравления токсинами;
- нейроинфекция, в лечении которой не был достигнут регресс патологии;
- воспалительные заболевания различного типа;
- атеросклероз сосудов головного мозга;
- врожденные органические патологии, не исправленные в детстве;
- прием наркотиков, медицинских препаратов без рецепта;
- злоупотребление алкогольными напитками;
- патологии, возникшие во время беременности или родов.
Органо-резидуальная энцефалопатия – грубое и серьезное расстройство, когда поражение мозга сочетается с повреждением внутренних органов [2]. Это бывают пороки сердца, сосудов, аномалии легких или пищеварительной системы. К счастью, встречается редко.
С учетом рисков, ребенка женщины с осложненной беременностью и тяжелыми родами, стоит пристально обследовать на предмет патологий. Среди которых может быть найдена и перинатальная энцефалопатия.
Врожденный тип повреждений, как правило связан с аномалиями при формировании плода и осложненным процессом родов.
В свою очередь, приобретенная патология подразделяется на типы в зависимости от причины, ее вызвавшей:
- диабетическая;
- метаболическая, возникающая при нарушениях обмена веществ (например – фенилкетонурия);
- билирубиновая;
- лучевая;
- аноксическая (ишемическая) [3].
Резид энцефалопатия у детей бывает, как врожденная, так и приобретенная, по степени выраженности симптомов она подразделяется на три степени.
При выявлении заболевания в 1 и 2 степени, стоит рассчитывать на стойкую ремиссию и восстановление поврежденных функций мозга.
По достижении 3 стадии, серое и белое вещество повреждены настолько, что восстановить их невозможно. Терапию адаптируют так, чтоб затормозить дальнейшую гибель нейронов и уменьшить выраженность симптомов.
Несмотря на разные провоцирующие факторы, симптоматика резидуально – органической или резистентной энцефалопатии у детей, в целом, схожая:
- нехарактерная ранее капризность;
- грубые нарушения режима сна;
- возникновение неадекватной реакции на различные раздражители;
- снижение интеллектуальных способностей;
- ухудшение памяти;
- отсутствие сосательного рефлекса в первые недели и месяцы жизни;
- приступы тошноты, рвоты;
- головная боль;
- судороги, гипертонус конечностей, головы;
- быстрая утомляемость, апатия;
- нарушения двигательной активности
Каждый из симптомов сам по себе способен быть проявлением опасной патологии. Одновременное появление сразу 3 и более, достоверно говорит о проблемах со снабжением мозга кислородом.
Перед тем, как лечить диагноз резидуальная энцефалопатия головного мозга у детей, врачу нужно собрать анамнез беременности, родов и раннего послеродового периода. Так можно нащупать причину патологии. Параллельно, на осмотре, оценивают состояние мозга на момент обращения.
Процесс сложный и требует от врача опыта, чуткости. Ибо обследованию часто подвергаются совсем маленькие пациенты.
Без этой информации, подобрать адекватные методы, которые помогут убрать проявления мозговых нарушений, нереально.
Для установления точного диагноза проводят лабораторные анализы, аппаратные методы и процедуры:
- МРТ головного мозга, показывающее признаки резидуальной энцефалопатии, чтобы определить, насколько повреждены ткани и где располагаются очаги отмерших нейронов;
- ультразвуковую допплерографию сосудов шеи и мозга, чтобы определить их состояние и причину ухудшения кровотока;
- электроэнцефалографию;
- пункцию спинномозговой жидкости;
- общий, биохимический анализ крови, уточняют уровень сахара и холестерина;
- общий анализ мочи.
После определения общего состояния пациента и проблем, приведших к деградационным процессам в мозгу, врачи могут приступать к лечению.
Чтобы вылечить резидуальную энцефалопатию у детей, нужно следовать клиническим рекомендациям профильных врачей. Так как алгоритм для каждого пациента составляется свой, в зависимости от тяжести состояния и причин, его вызвавших.
Для достижения результата используется комбинированный, комплексный подход. В его рамках новорожденных, школьников и взрослых лечат, применяя несколько подходов: медикаментозный компонент, физиотерапию и изменение образа жизни.
Каждая из составляющих крайне важна. Применение препаратов соответствующей направленности стабилизирует кровоток, улучшает снабжение мозга кислородом и отводит от него вредные вещества.
Применяют:
- противосудорожные средства;
- лекарства, регулирующие артериальное давление;
- гормональные препараты;
- противовоспалительные средства;
- лекарства, улучшающие кровообращение мозга и способствующие скорейшему восстановлению тканей головного мозга;
- витаминные комплексы.
Для улучшения кровообращения обращаются и к физиотерапии:
В некоторых случаях целесообразно оперативное вмешательство [4].
На распорядок жизни, заболевание также оставит свой отпечаток. Новорожденному или школьнику, страдающему резидуальной энцефалопатией с цефалгией, придется придерживаться правил:
- диета, исключающая жирное, жареное и сладкое, для снижения уровня холестерина и сахара в крови;
- четкий режим дня с достаточным временем для сна;
- регулярное укрепление иммунитета закаливанием, витаминами;
- избегание стрессов;
- подвижный образ жизни;
- регулярные обследования.
При вовремя замеченной и успешно пролеченной болезни, человек с поражением мозга такого типа проживет полноценную и долгую жизнь. В случае соблюдения клинических рекомендаций – с приемлемым качеством и не будучи обузой для близких [5].
Список использованной литературы
Перинатальная энцефалопатия, пэп у новорожденных, у детей, последствия, лечение в Саратове, России
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП у новорожденных, ПЭП у детей, ПЭ) – это общее название различных по этиологии или неуточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих в перинатальном периоде (с 28 недели беременности, включая период родов и первые 7 дней жизни). Термин ПЭП, ПЭ, перинатальная энцефалопатия предложил Ю. А. Якунин с соавторами в 1976 году. В нем имеется определенная условность: в настоящее время сюда относят только патологию антенатального и интранатального периодов, исключая внутричерепную родовую травму. Синоним ПЭП — энцефалопатия головного мозга у детей.
Причины
Причиной поражений нервной системы могут быть внутриутробная гипоксия, которая вызывает асфиксию плода и новорожденного; инфекции различной этиологии; травматические, токсические, метаболические, стрессовые воздействия; иммунологические отклонения в системе «мать – плацента – плод». Часто причиной ПЭ являются несколько обобщенных факторов.
Полиэтиологичность ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ ПЭП предопределяет различные механизмы поражения головного мозга. Возможны первичное поражение церебральных структур под влиянием токсических, метаболических и других воздействий и вторичные церебральные расстройства вследствие гипоксических факторов.
Антенатальная гипоксия приводит к замедлению роста капилляров головного мозга, увеличивает их проницаемость и ранимость. Также повышается проницаемость клеточных мембран. Возникает ишемия мозга с внутриклеточным ацидозом и гибелью нейронов.
Может развиться и часто развивается постгипоксически ишемическая перинатальная энцефалопатия у детей.
Классификация
- Перинатальная энцефалопатия классифицируется по этиологии, периоду болезни, степени тяжести, уровню поражения, клиническим проявлениям неврологических расстройств, возможным исходам.
- Этиологическими факторами являются:
- 1) гипоксия (асфиксия);
- 2) травма (кроме внутричерепной родовой);
- 3) инфекция;
- 4) интоксикация;
- 5) нарушения метаболизма;
- 6) эндокринные и гормональные воздействия;
- 7) аутоиммунный конфликт;
- 8) стрессовые воздействия;
- 9) неуточненные и неклассифицированные факторы.
Периоды ПЭП
- Выделяют 3 периода болезни:
- 1) острый – до 1 месяца;
- 2) подострый (ранний восстановительный) – до 3 – 4 месяцев;
- 3) поздний восстановительный – от 4 месяцев до 1 – 2 лет.
Перинатальная энцефалопатия степени тяжести
- Существует 3 степени тяжести пэп:
- 1) легкая;
- 2) средняя;
- 3) тяжелая.
Уровни поражения нервной системы при ПЭП
- Выделяют различные уровни поражения:
- 1) оболочки мозга и ликворопроводящие пути;
- 2) кора головного мозга;
- 3) подкорковые структуры;
- 4) ствол мозга;
- 5) мозжечок.
Перинатальная энцефалопатия синдромы
- В остром периоде выявляется ряд клинических синдромов:
- 1) повышенной нейрорефлекторной возбудимости;
- 2) общего угнетения (вялость, адинамия);
- 3) гипертензионный;
- 4) гипертензионно-гидроцефальный;
- 5) судорожный;
- 6) коматозное состояние.
Перинатальная энцефалопатия, синдромы восстановительных периодов
- Синдромами восстановительных периодов перинатальной энцефалопатии у детей являются:
- 1) астеноневротический (церебрастенический);
- 2) вегегативно-висцеральных дисфункций;
- 3) двигательных нарушений (центральные и периферические парезы, параличи, гиперкинезы);
- 4) судорожный;
- 5) гидроцефальный;
- 6) задержка психомоторного развития (ЗПМР), задержка психического развития (ЗПР), задержка моторного развития (ЗМР);
- 7) задержка предречевого и речевого развития, нарушения речи;
- 8) нарушения психики.
Перинатальная энцефалопатия последствия, последствия гипоксии у детей
- Возможные исходы и последствия перинатальной энцефалопатии, гипоксии, внутриутробной гипоксии (недостаток, нехватка кислорода) разнообразны:
- 1) выздоровление;
- 2) задержка темпов психического и речевого развития;
- 3) энцефалопатия, проявляющаяся рассеянными очаговыми микросимптомами, умеренной внутричерепной гипертензией, астеноневротическим синдромом, неврозо- и психопатоподобными состояниями;
- 4) грубые органические формы поражения нервной системы с выраженными двигательными, психическими, речевыми расстройствами (детский церебральный паралич ДЦП, олигофрения, эпилепсия, прогрессирующая гидроцефалия, алалия).
Симптомы, признаки у детей, у новорожденных
Клиническая картина различной по этиологии перинатальной энцефалопатии во многом схожа и зависит от периода заболевания.
В остром периоде выделяют легкую, среднетяжелую и тяжелую формы.
Легкая форма ПЭП, симптомы, признаки
Легкая форма перинатальной энцефалопатии (ПЭП) проявляется синдромом повышенной нейрорефлекторной возбудимости: общим беспокойством новорожденного, меняющимся мышечным тонусом, повышенной спонтанной двигательной активностью, оживлением коленных и основных безусловных рефлексов новорожденного (сосательный и глотательный рефлексы могут быть несколько сниженными). Из очаговых симптомов часто наблюдаются сходящееся косоглазие и горизонтальный нистагм. Цереброспинальная жидкость имеет нормальный состав, но часто ее давление повышено. Морфологической основой вышеуказанных изменений является нарушение гемоликвородинамики, чаще обратимой в течение первого месяца жизни.
Среднетяжелая форма ПЭП, симптомы, признаки
Среднетяжелая форма перинатальной энцефалопатии (ПЭП) характеризуется общим угнетением деятельности головного мозга, проявляющимся снижением, а затем избирательным повышением мышечного тонуса, преимущественно в сгибателях, снижением спонтанной двигательной активности и основных безусловных рефлексов.
На этом фоне определяются очаговые неврологические расстройства: птоз, анизокория, сходящееся косоглазие, нистагм, асимметрия носогубных складок, нарушение сосания и глотания, асимметрия сухожильно-надкостничных рефлексов.
Часто отсутствуют защитный рефлекс новорожденного, рефлекс опоры и автоматической походки, возникают спонтанные вздрагивания, могут наблюдаться генерализованные или фокальные судороги, гипертензионный синдром с общей гиперестензией, пронзительным вскрикиванием, нарушением сна, выбуханием и напряжением большого родничка, положительными симптомами Вилли, Грефе.
Постепенно при этом может наступить расхождение черепных швов и формирование гидроцефалии. Обычно повышено давление цереброспинальной жидкости. Отмечаются расширение вен на глазном дне и явления застоя, иногда с мелкоточечными кровоизлияниями. В крови часто определяется метаболический ацидоз.
В основе вышеуказанных изменений лежит отек головного мозга с мелкоточечными кровоизлияниями, особенно в мягкую мозговую оболочку и боковые желудочки. Неврологические расстройства могут иногда частично регрессировать в течение 2 – 4 месяцев.
Тяжелая форма ПЭП, признаки, проявления
Тяжелая форма перинатальной энцефалопатии проявляется прекоматозным или коматозным состоянием. Резко выражена общая вялость и адинамия ребенка. Крик слабый или ребенок вообще не произносит звуков.
Определяются выраженные симптомы поражения черепных нервов: сходящееся или расходящееся косоглазие; сужение или расширение зрачков с анизокорией, реакция зрачков на свет резко снижена или отсутствует; возможны поражения лицевого нерва, нистагм, отсутствие сосания и глотания.
Дыхание чаще нарушено (аритмия, апноэ), отмечаются изменения пульса (выявляется чаще брадикардия). Резко снижены или не вызываются сухожильно-надкостничные рефлексы и основные рефлексы периода новорожденности, часто отсутствует защитная реакция на болевые раздражители.
Наблюдаются внутричерепная гипертензия и судороги, преимущественного тонического характера. Выраженность неврологических расстройств зависит от степени комы (умеренная, глубокая, запредельная), хотя степень коматозного состояния у новорожденного иногда определить трудно.
Характерный признак запредельной комы
Характерный признак запредельной комы – расширение зрачков, неподвижность глазных яблок. При этом возможны грубые расстройства ритма и частоты дыхания, апноэ, тахикардия, резкое снижение артериального давления.
На глазном дне выявляются отек с небольшими очагами кровоизлияний, бледность дисков зрительных нервов. Биоэлектрическая активность головного мозга резко угнетена, затруднен венозный отток, в крови определяется метаболический ацидоз.
Генерализованный отек головного мозга
В основе тяжелой формы ПЭ лежит генерализованный отек головного мозга, часто в сочетании с внутричерепными геморрагиями, преимущественно в мягкую мозговую оболочку, боковые желудочки, вещество головного мозга.
Тяжелое состояние ребенка продолжается от нескольких недель до 2 месяцев. При адекватном лечении наступает регресс неврологических нарушений с исходом в определенную форму неврологической патологии или в выздоровление с различными дефектами.
Астеноневротический синдром
В восстановительном периоде ПЭ после острой стадии наиболее часто встречается астеноневротический синдром, проявляющийся эмоциональным и двигательным беспокойством ребенка, нарушением сна и вегетативно-висцеральной дисфункцией.
Синдром двигательных нарушений первоначально проявляется повышением мышечного тонуса, сухожильно-надкостничных рефлексов, снижением или при гиперкинезах повышением спонтанной двигательной активности.
Очень неблагоприятным в плане прогноза является длительная сохранность тонических лабиринтных и шейных рефлексов, отсутствие в первые 2 – 3 месяца верхнего установочного рефлекса Ландау, а также рефлекса опоры и автоматической походки.
Наличие указанных нарушений характерно для задержки развития моторики на уровне ствола головного мозга, что создает предпосылки для формирования детского церебрального паралича (ДЦП).
Судороги у детей
В восстановительном периоде возможно продолжение судорог или первое их возникновение. Если судороги у детей повторяются без видимых внешних воздействий, постепенно усложняясь в своих проявлениях, то возникает угроза развития такого грозного заболевания, как эпилепсия.
Гипертензионный синдром
Гипертензионный синдром может привести к возникновению различных форм гидроцефалии, которая не всегда сопровождается увеличением головы. В таких случаях необходимо проведение таких исследований, как нейросонография (УЗИ головного мозга) или компьютерная томография (КТ). Также у детей может развиваться синдром внутричерепной гипертензии.
При задержке психического и предречевого развития отсутствует или слабо выражено зрительное и слуховое сосредоточение, элементарное и истинное гуление.
Наличие у детей двигательных расстройств, псевдобульбарных и других неврологических нарушений затрудняет речевое и общее психическое развитие ребенка.
Дети с ПЭП после выписки из стационара должны находиться под наблюдением невропатолога для проведения восстановительного лечения. При наличии неврологических расстройств и задержке психического развития таким детям рекомендуется проводить курсовое лечение на протяжении нескольких лет.
ПЭП, лечение перинатальной энцефалопатии в Саратове, в России
Лечение перинатальной энцефалопатии в Саратове, лечение ПЭП у детей в России, ПЭ у новорожденных в восстановительном периоде носит превентивный (предупредительный) характер в плане возникновения детского церебрального паралича, эпилепсии, гидроцефалии, олигофрении, задержек психомоторного и речевого развития и других стойких неврологических и психических расстройств.
Самое главное – это предупредительная терапия перинатальной энцефалопатии.
Самое главное – это предупредительная терапия. Лечение перинатальной энцефалопатии в Саратове включает в себя разнообразные рефлексотерапевтические методики, методики линейно-сегментарного рефлекторного массажа, гуаша терапию, акупунктурные методики, лазерорефлексотерапию, цуботерапию, коррекцию нарушений речи, рефлексотерапию и другие методы.
Перинатальная энцефалопатия лечение, лечение головного мозга
Комплексное дифференцированное лечение больных ПЭП с широким использованием новых рефлексотерапевтических авторских методик позволяет добиться удовлетворительных результатов даже при выраженных неврологических расстройствах.
Комплексная терапия энцефалопатии головного мозга у детей уже после первых курсов лечения даже у тяжелых больных дает положительную динамику в двигательной сфере, улучшает показатели психического развития и речи.
Чем раньше начато лечение, тем быстрее восстанавливаются нарушенные функции.
На первой консультации врач расскажет Вам, что такое диагноз пэп у новорожденного и пэп у детей, что такое транзиторная перинатальная гипоксическая энцефалопатия (гипоксического генеза), перинатальная постгипоксическая энцефалопатия головного мозга, перинатальная энцефалопатия смешанного генеза, перинатальная гипоксически ишемическая энцефалопатия, как восстанавливается ЦНС при правильном лечении, чем может помочь современная неврология, как лечить и вылечить ПЭП, как лечить ЗРР ЗПР ЗПРР ЗПМР.
Резидуальная церебральная органическая недостаточность, РЦОН лечение, симптомы РУОН лечение в России, в Саратове
«Резидуальная церебральная органическая недостаточность» — диагноз, который часто встречается в современной детской неврологии. Сокращенной название диагноза — РЦОН, (некоторые неправильно пишут РУОН).
Сарклиник проводит лечение резидуальной церебральной органической недостаточности у детей в России в любом возрасте, лечение РЦОН в России. Новые методы позволяют комплексно восстановить работу нервной системы у ребенка.
Если в медицинской карте Вашего ребенка диагноз невролога рцон, как можно быстрее обращайтесь в Сарклиник за эффективным лечением, чем раньше проведена терапия, тем выше ее эффективность.
Записывайтесь на консультации.Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Logray | Dreamstime.com Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
- Дислексия, лечение дислексии, коррекция, преодоление, устранение, алексия, лечение алексии
- Звуковые, вокальные тики у детей: лечение, симптомы; тики взрослых
- Общее недоразвитие речи у детей, фонематическое онр: уровни, коррекция, лечение
- Синдром внутричерепной гипертензии, ликвородинамические нарушения
- Церебрастенический синдром: лечение, симптомы у детей, взрослых
Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *
Резидуальная церебральная органическая недостаточность
Резидуальная церебральная органическая недостаточность
Наиболее часто встречающийся диагноз после консультации детского невролога – резидуальная церебральная органическая недостаточность (сокращенно РЦОН или РЦН).
РЦОН – остаточные явления от поражения нервной системы в младенческом возрасте, которая известна родителям как ППЦНС, ММД, МЦД. При отсутствии лечения эти явления длятся на протяжении всего времени созревания головного мозга: до 25 лет у юношей, до 21 года у девушек. В общий диагноз РЦОН могут входить:
Повышение внутричерепного давления. Если диагноз поставлен на основании только клинических симптомов, советуем провести дополнительные исследования: сделать эхоэнцефалограмму (М-Эхо), электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и посмотреть глазное дно.
На основании полученных результатов невролог назначит курс препаратов.
Чаще всего это будет комплексная программа из вазоактивных препаратов (регулируют тонус сосудов и микроциркуляцию крови в головном мозге), витаминов группы В и ноотропов (улучшают процессы мышления), изредка требуется назначение мочегонных средств.
Астенический синдром. При данном заболевании ребенок быстро утомляется, после школы приходит вялый. Иногда астенический синдром выражается не сонливостью, а головной болью, которая проходит без приема препаратов после отдыха или сна.
Различные тики или лишние движения. Ребенок моргает или передергивает плечами, шмыгает носом, дергает уголком рта. Движения напоминают мимические, но совершаются они не в то время, когда уместны.
Вегетативные проявления. Диагноз ставится при наличии метеозависимости и укачивания в транспорте, у ребенка также могут быть влажные или холодные, иногда «мраморные» руки и ноги.
В дошкольном возрасте диагноз гиперактивность ставится редко в силу того, что её трудно отличить от свойственной малышам высокой подвижности.
Родители с жалобами на чрезмерную активность чаще обращаются в школьные годы, когда неуемная энергия ребенка начинает создавать проблемы ему и окружающим.
Что может послужить поводом для обращения к неврологу? Школьник не может сосредоточиться, чтобы прочитать абзац, очень легко отвлекается (увидел в окне птичку и побежал на нее смотреть, забыв про домашнее задание). Ребенок не может высидеть 45 минут урока, невнимателен, рассеян.
Иногда создается ощущение, что он не слышит обращенную к нему речь, поэтому взрослые вынуждены постоянно повторяться. Такие дети зачастую стремятся к формальному лидерству, но у них нет настоящих лидерских качеств, и они стараются достичь желаемого первенства кулаками, из-за чего в школе автоматически зачисляются учителями в ранг хулиганов.
Если ребенка вовремя начать лечит — все будет хорошо.
Если родители игнорируют диагноз — то в будущем столкнутся с различными проблемами со всеми вытекающими последствиями: задержка речевого развития, косноязычие, плохая успеваемость по русскому языку – и как следствие — меньше перспектив в жизни, проблемы с общением. Повторяю: все в настоящее время зависит от Вас. Прогноз благоприятный в большинстве случаев. Важно вовремя принять меры.
Зпр резидуально-органического генеза: симптомы, диагностика, лечение
Органическое психическое расстройство, также известное как резидуально-органическое расстройство или органический мозговой синдром, представляет собой состояние, при котором психические или поведенческие нарушения развиваются вследствие дисфункции головного мозга. Шизофрения, биполярное расстройство, тревожные расстройства, ЗПР, ЗПРР, депрессия и аутизм — все это примеры органических психических расстройств.
Причины развития резидуальной ЗПР
ЗПР резидуально-органического генеза — это нарушения, которые могут быть вызваны:
- травмой или заболеванием, поражающим ткани мозга;
- химическими или гормональными нарушениями;
- воздействием токсичных материалов;
- неврологическими нарушениями или аномальные изменениями, связанными со старением;
- заболеваниями печени, почек или щитовидной железы;
- дефицитом витаминов.
Сотрясения, сгустки крови или кровотечение в мозгу или вокруг него от травмы могут привести к органическому мозговому синдрому. Низкое содержание кислорода в крови, большое количество углекислого газа в организме, инсульты, инфекции мозга и сердечные инфекции также могут привести к органическому психическому расстройству.
Дегенеративные расстройства, такие как болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, болезнь Хантингтона и рассеянный склероз, также могут быть способствующими факторами.
Органические психические расстройства: условия и симптомы
Симптомы органических психических расстройств варьируются в зависимости от типа расстройства, от которого страдает пациент. Например:
- Те, кто страдает биполярным расстройством, будут испытывать сильные перепады настроения, начиная от чувства эйфории до чувства отчаяния.
- У тех, кто страдает аутизмом, будут проблемы с социальным развитием.
- Люди с диагнозом шизофрения часто испытывают бред и галлюцинации.
Квалифицированный психиатр может точно определить тип органического психического расстройства, от которого страдает пациент, на основании представленных симптомов.
В некоторых случаях органические психические расстройства могут быть диагностированы с помощью анализов крови, ЭЭГ, МРТ и КТ.
К сожалению, лабораторные тесты не всегда могут диагностировать ЗПР на резидуально-органическом фоне, и пациенты должны полагаться на оценку квалифицированного психиатра, чтобы получить точный диагноз.
Психиатр может оценить пациента, предоставив всестороннюю психологическую оценку и попросив пациента дать ответы на различные вопросники.
Лечение органических психических расстройств
Лечение органических психических расстройств зависит от основной причины. Можно назначать медикаментозное лечение или реабилитационную терапию, чтобы помочь пациентам восстановить функции в частях мозга, пораженных ОПР.
Совет: для того чтобы снизить процент отставания ребенка в психическом и речевом развитии рекомендуется окружить его положительными эмоциями, вниманием, любовью, а также активной речевой средой: сказки, мультфильмы, песни, чтение книг, комментирование своих действий (для выработки у ребенка предметно-личностных связей).
Типы ЗПР на резидуально-органическом фоне:
- кататоническое — для них характерны проблемы, связанные с двигательными навыками или неисправностью мышц;
- расстройство настроения — глубокие эмоциональные проблемы могут быть вызваны органическим расстройством настроения, которое может вызвать депрессию или манию;
- тревожное — те, у кого есть проблемы с беспокойством в общественных местах;
- диссоциативное — характеризуется проблемами с осознанием, идентичностью, памятью, восприятием или их сочетанием;
- эмоционально-лабильное — дикие перепады настроения в обоих направлениях;
- личностное — связаны с проблемами, которые приводят к тому, что люди не вписываются в большую часть общества в экстремальной форме;
- постконтузионный синдром — проблемы, которые могут возникнуть после сотрясения мозга из-за удара по голове;
- неуточненное – весь спектр синдромов, которые не упомянуты выше, могут быть классифицированы как неуточненные, но они столь же серьезны.
Резидуальная ЗПР: отзывы
Положительные | Отрицательные |
Я очень сильно переболела в период беременности, из-за чего сильно пострадала моя дочь. Мы с самого рождения заметно отставали в развитии. Когда все детки нашего возраста активно пытались перевернуться на живот или сесть, мы просто лежали и не проявляли малейшего интереса даже к погремушкам. Уже тогда мы всполошились и начали искать «нашего» врача. Сегодня нам 3, и мы только научились самостоятельно держать ложку в руках, пошли мы в 2,5 года, а сами вставать с пола научились в 2,7. За каждый навык у нас идет настоящая борьба, но мы верим, что комплексная терапия покажет более эффективные результаты. Мамочки, выдержки вам и настойчивости. (Алла) | Еще терапии разные понимаю, а вот медикаментами пичкать – категорически нет! (Рита) |
ЗПР у нас начала проявляться после того, как сын в годовалом возрасте упал и сильно ударился головой, было сотрясение. После этого у нас пропала речь моментально и забылись напрочь навыки самообслуживания. Мы все проходили сначала. Сегодня нам 4 и у нас все хорошо. Кстати, иппотерапия и медикаментозное лечение творит чудеса. (Соня) | Часто детей с резидуальной ЗПР пичкают ноотропами или седативными средствами, которые просто затормаживают развитие и полностью убивают возможность концентрировать внимание. Просто уделяйте ребенку больше времени и не пичкайте лекарствами. (Анна) |
У нас причина всему генетическая предрасположенность, и да, мы постоянно на препаратах, которые меняются курс за курсом, пока принимаем лекарства – видим результат, делаем перерыв и наблюдается остановка в развитии. А каждая болезнь откатывает все наши достижения существенно назад. Ждем, когда выпустят более мощные лекарства для питания и стимуляции работы мозга. (Галина) | У нас была гематома в голове после рождения, которая рассосалась самостоятельно, но врачи так и норовили что-то выписать, особенно седативные препараты, а я настойчиво отказывалась. И сейчас у нас заметны признаки ЗПР, но мы боремся успешно с ними за счет АВА-терапии. Привыкли пичкать детей таблетками при любом отклонении от нормы. (Алиса) |
Важно не пускать все на самотек и обязательно все получится. Кстати, при отсутствии коррекционной работы состояние ребенка при резидуальной ЗПР только усугубиться и усложниться более серьезными заболеваниями. (Нина) | Ну поставили нам диагноз, ну расписали какие нужно посещать терапии, а какая на эти занятия цена – просто неподъемная для среднестатистической семьи. Именно поэтому приходится усиленно заниматься дома, что не так эффективно. (Ирина) |
У нас сын до 2 лет вообще молчал, поставили диагноз резидуальная ЗПР, подобрали курс лечения и терапий, полгода ни одного сдвига, а потом прорвало и начал наполнять свой словарный запас как губка. Лечение – это очень важно. (Галина) | У нас в городе ни в детские сады не берут с диагнозом ЗПР вне зависимости от фона заболевания, ни в школы. Всплывает вопрос, а как нам своих деток социализировать и развивать. Как всегда, дети с особенностями никому не нужны. (Яна) |
Вывод
Хотя не существует лекарства от органических психических расстройств, многие из этих состояний можно лечить с помощью сеансов психотерапии и рецептурных лекарств.
К сожалению, не все пациенты будут реагировать на лечение одинаково. В большинстве случаев, прежде чем лечение начнет действовать, пройдут недели или даже месяцы. В некоторых случаях препараты могут оказать незначительное влияние на симптомы, вызванные органическим психическим расстройством.
Вся информация взята из открытых источников. Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Органическая недостаточность мозга как «почва» аномальной личностной изменчивости
Начало изучения проблемы, органической недостаточности уходит в прошлое столетие в область исследования морфо физиологии центральной нервной системы и связано с именем немецкого физиолога Гольца (1876 -1881), который провел ряд опытов с эктирпацией отдельных участков коры больших полушарий у собак. Ученый наблюдал животных в резидуальном периоде, отмечая у них некоторую неловкость движений, недостаточную «сообразительность» животного, которую трактовал как «общее снижение интеллекта». Гольц оценил эти нарушения поведения в качестве реакции мозга как целого: и пришел к выводу о том, что любая часть мозга имеет отношение к образованию воли, ощущений; представлений и мышления и степень их функциональной утраты стоит в прямой зависимости только от величины поражения. Результаты этих исследований были представлены. А.Р. Лурия в 1962 году.
Изучение резидуально-органических расстройств продолжили французские невропатологи (Brissaud, Sougues) и австрийский невропатолог и психиатр (S. Freud), описав «детские энцефалопатии» и «детский церебральный паралич» (цит. по Ковалеву В.В.).
По определению В.В. Ковалева (1995), резидуально-органическими расстройствами называют группу разнообразных нервно-психических нарушений у детей и подростков, обусловленных относительно стойкими последствиями органических поражений мозга.
Вместе с тем, последствия; перенесенных инфекций, травм, интоксикаций, с возрастом, формируют такие внутренние биологические условия, которые в ряде случаев обусловливают резидульно-органическую церебральную недостаточность, т.е.
органическую измененную реактивность мозга.
Резидуально-органические расстройства, обусловленные внутриутробными, перинатальными и ранними постнатальными поражениями мозга, поражают незрелый, развивающийся мозг, когда формируются основные психические: функции, создается основа личностного и поведенческого реагирования. Внутриутробными считаются: поражения, возникшие до момента рождения ребенка.
Перинатальными называют поражения, возникшие до 10 дня после рождения. Верхняя возрастная граница ранних постнатальных поражений расценивается по-разному. Если R.
Lempp (1980) ограничивает ее концом 1-ого года жизни ребенка, то ряд других авторов считают возможным относить к ранним органическим) поражениям мозга все те поражения — его, которые возникают до завершения основного биологического созревания-структур и механизмов головного мозга, т.е. до 7 — летнего возраста.
Только к этому возрасту заканчивается дифференциация слоев коры больших полушарий мозга (И.Н. Филимонов, 1929), завершается созревание моторных и речевых функций мозга и достигает уровня «школьной зрелости» собственно психическое развитие ребенка.
Основными клиническими тенденциями резидуальных нервно-психических расстройств, следует считать обратное развитие (регредиентность) и компенсация, что зависит от тяжести резидуального поражения мозга и выраженности вызванного им недоразвития, асинхронного развития: тех или иных церебральных систем. Поэтому резидуально-органические расстройства принято рассматривать как патологические состояния, а не как патологические процессы.
Резидуально — органические расстройства могут возникать как до завершения формирования основных структур и физиологических механизмов мозга (это явления дизонтогенеза или задержки темпа их развития), так и после завершения этого процесса (явления повреждения, 3 0 распада), что клинически выражается разными формами энцефалопатического или психоорганического синдрома. Вариантом резидуально-органических расстройств, обусловленных последствиями раннего органического поражения головного мозга, является так называемый синдром «минимального мозгового повреждения» (minimal brain-damage syndrome) или «минимальной мозговой дисфункции».
В связи с большими различиями в подходах к диагностике резидуально — органических нервно — психических; расстройств, данные о распространенности их в детском и подростковом возрасте: колеблются в значительных пределах.
По данным отечественной науки наибольшая выявляемость резидуально — органической недостаточности отмечается в пубертатном возрасте, недостаточное выявление — у детей раннего возраста, а также некоторое преобладание этих расстройств у мальчиков.
Так, согласно данным отечественных авторов С.Б. Аксентьева и М.Н. Барбараш и соавт. (1965), В.А. Колеговой, Ф.П. Янович (1963), Э.Я. Хмельницкой (1960) дети моложе 14 лет с резидуально — органическими психическими расстройствами составляют 21,9 % от общего числа детей с психическими нарушениями, находящимися под наблюдениями психиатров.
Многие авторы указывают на высокую частоту нервно – психических расстройств в периоде отдаленных последствий черепно — мозговой травмы от 65 % до 90 % и выше (Ю.Я. Бунтов, Л.Н. Губарь, В.И. Колкутин, 1971; А.Т. Тищенко, 1974; Д.Е. Мелехов, 1976).
Важно отметить, что при различных подходах все исследователи наиболее часто фиксируют психопатологические расстройства в виде: астено – невротической симптоматики, психопатоподобных и эмоциональных расстройств, интеллектуально — мнестических нарушений, а также поздних травматических психозов.
Отдельные авторы астено – невротические нарушения выявляют у 30 — 65% обследуемых, эмоциональные и психопатоподобные у 10 — 25%, интеллектуально-мнестическое снижение 7 -15% обследуемых (П.К. Мельников, 1966; Ю.Я. Бунтов, Л.Н. Губарь, В.И. Колкутин, 1971; А.Г. Тищенко, 1974; В.М. Шумаков, В.Я. Гиндикин, Д.К. Ряшитов; 1981; И.В. Губанова, 1998 и др.).
При этом нередко точная клиническая систематика психопатологических проявлений в резидуальном периоде в значительной степени затруднена в связи с патоморфозом симптомов и стертостью их проявлений (Т.Н. Гордова, 1973).
По данным ряда исследований (Гурьевой В.А., Семке В.Я., Гиндикина В.Я. и Морозовой Н.Б., 1983, 1990; Дмитриевой Т.Н.
1995) среди нервно — психических расстройств резидуально — органического происхождения преобладают не резко выраженные (легкие) и относительно обратимые нарушения пограничного характера, прежде всего церебрастенические, неврозоподобные и, психопатоподобные состояния; На сочетанные пограничные нервно — психические нарушения, как ведущие психопатологические расстройства, обусловленные резидуально — органической недостаточностью указывают Н.Е. Буторина, Т.И; Колесниченко (1996).
P. Голодец (1982) анализирует особенности невротических расстройств, развивающихся на резидуально — органической основе, отмечая сложность формирующейся психопатологической синдромальной структуры. Г.П. Колупаев и Н.Д.
Лакосина (1982) также освещают «органические» закономерности формирования психогенных нарушений на экзогенно-органическои «почве». М.И.
Рыбалко (1995) на основании исследования подростков с девиантным поведением сделал вывод, что «каждый из них страдал резидуально — органическим поражением головного мозга и патохарактерологическими расстройствами». Н.Е. Буторина и Т.Н.
Колесниченко (1996) приводят данные о сочетании пограничных психических расстройств 32 резидуально — органического генеза с нарушениями личности психогенного характера. Н.Я. Дворкина (1975) и Р.Г. Голодец, Я.К. Авербах (1979) выделяют органический процесс как основу для развития психических расстройств.
Фактором высокого риска возникновения всевозможных отклонений в развитии ребенка является, по мнению ряда авторов, церебрально — органическая недостаточность, формирующаяся в результате негативных биологических воздействий на головной мозг ребенка, особенно на ранних этапах онтогенеза (во внутриутробном периоде (интоксикации, инфекции, гипоксия и др.), родовые травмы черепа и асфиксия, новорожденного, иммунологическая несовместимость матери и плода, сопровождающаяся иммунологическим конфликтом, недоношенности, а: также постнатальные мозговые инфекции, травмы и интоксикации (Г.Б. Абрамович, 1965; Н. Stette, 1966; Г.Е. Сухарева, 1974; G. Gollnitz, 1968; R. Lempp, 1974 и др.). Нередко перечисленные факторы сочетаются у одного и того же ребенка и выявить определенный этиологический фактор не удается, что приводит к необходимости выделения полифакторной этиологии пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков.
У детей раннего возраста специалистам достаточно сложно выявить и установить истинные причинно — следственные отношения, приводящие к формированию этиопатогенетических резидуально — органических механизмов, являющихся, в свою очередь, основой личностной и поведенческой декомпенсации, служащих основой манифестирования пограничных нервно-психических расстройств экзогенно — органического происхождения в пубертатном возрасте, в период подростковых кризов.
В патогенезе резидуально — органических расстройств выделяют общие клинические закономерности:
— полное завершение первичного болезненного процесса, т.е. смена процессуального периода резидуальным (Г.Б. Абрамович, 1965) или переход патологического процесса в более или менее стабильное патологическое состояние;
— ведущая роль «фактора времени» [по М. Tramer, 1964; цит. по В.В. Ковалеву, 1995]; — поражение развивающегося головного мозга для возникновения тех или иных клинических особенностей проявления резидуальной патологии, а также отчасти для «выбора» преимущественной, локализации повреждения (Т.Е. Сухарева, И.А. Юркова, 1963; Г.Б.
Абрамович, 1965; И.С. Тец, 1965; Н. Stutte, 1966 и др.). Так, поражение мозга в первые годы жизни, когда происходит особенно интенсивно развитие и созревание структур и механизмов наиболее молодых областей мозговой коры — лобной и теменной (Е.П. Кононова, 1957; Г.Е.
Сухарева, 1965), сопровождаются не столько общим недоразвитием психических и моторных функций, сколько выпадением и нарушениями развития отдельных сложных систем, связанных с указанными; областями коры, которые клинически выражаются в расстройствах некоторых высших свойств, личности, нарушениях целенаправленности психических процессов, расстройстве побуждений, нарушениях развития речи, пространственного гнозиса и т. д.
Поражения — головного мозга в младшем, школьном и препубертатном возрасте, когда структурирование мозга и созревание большинства его функциональных систем закончены, исключая созревания ядер гипоталамуса (М.Б. Цукер, 1961; Н.И.
Гращенков, 1964), чаще всего имеют следствием нарушения функционального взаимодействия передних отделов мозгового ствола с большими полушариями, а также, расстройства вегетативных процессов, инстинктов и — влечений, выражением чего являются церебрастенические, неврозоподобные и психопатоподобные состояния (В.В. Ковалев, 1995). Таким; образом, следует согласиться с Б.Н. Пивень (1998) о том, что этиопатогенетическая цепочка причинно-следственных взаимоотношений может быть представлена в виде: экзогенная вредность — органическое поражение головного мозга — психические нарушения.
Наиболее общим, нейрофизиологическим механизмом ранних резидуально — органических церебральных поражений, в частности, обозначаемых в англо — американской литературе терминами «минимальное мозговое повреждение» и «минимальная мозговая дисфункция», предполагается обусловленные легкими структурными повреждениями нарушения функционального состояния активирующей системы ретикулярной формации передних отделов ствола; мозга и функционально связанных с ними ядер подкорки (О. Kucera, 1968). В то же время некоторые авторы большее значение придают корковой локализации: легкого раннего органического повреждения мозга (Н. Stutte,1966).
Ряд авторов в резидуальном периоде относительно нетяжелых, чаще закрытых травм головного мозга выделяет несколько клинических вариантов психопатоподобного синдрома — эксплозивный, дистимический, истероидный, смешанный (Ф.И: Иванов, 1971; Т.
Н. Гордова, 1973). Кроме того, описан вариант личностных изменений, близкий к эпилептическому с преобладанием эпилептоидно — взрывчатых черт характера (Л.С. Куликов, 1974; В.М. Шумаков, В.Я: Гиндикин, Р.К. Ряшитов, 1981; А.С. Бобров, 1985).
Г.Е. Сухарева (1974) описала последствия инфекционных, интоксикационных и травматических поражений мозга в резидуальном периоде, выделив при этом церебрастенические, неврозоподобные и эпилептиформные (психопатоподобные) состояния.
В 1974 году на основе патогенетического и клинико — описательного критериев В.В. Ковалевым была предложена классификация резидуально органических нервно — психических расстройств у детей и подростков, включающая три группы расстройств:
- — преимущественно дизонтогенетические формы (с преобладанием проявлений нарушенного развития и относительно меньшим участием симптомов выпадения, такие как синдромы нарушения развития речи, психомоторики, пространственных представлений, «школьных навыков» -дислексия, дисграфия, дискалькулия, инфантилизм и др.);
- — преимущественно энцефалопатические формы (со значительным преобладанием — явлений повреждения и выпадения над симптомами нарушенного развития, такие как: церебрастенические синдромы, неврозоподобные, психопатоподобные, диэнцефальные, синдромы гидроцефалии, эпилептиформные, периодические психозы и др.);
- — формы смешанного патогенеза (с относительно равномерным включением энцефалопатического и дизонтогенетического компонентов).
Таким образом, все проявления, обусловленные резидуально-органической недостаточностью мозга связаны с органически измененной реактивностью мозга. Вместе с тем, реактивность организма — это мера его устойчивости к патогенным воздействиям независимо от происхождения вредностей — имеет наследственную обусловленность.
В основе реактивности лежит норма реакции генотипа, которая ассоциирована и фенотипически выражена в особенностях конституции человека. В свою очередь, конституциональные генетические влияния сопряжены и в преобладающей степени определяют темпы индивидуального развития в онтогенетическом цикле человеческого существования.
Эти скрытые характеристики конституционально — генетических влияний маркируются признаками, по которым мы судим о биохронологии развития, степени ее гетерохронии асинхронии и: межиндивидуальных различиях в; развитии структурно — функциональной, психодинамически — психологической и интеллектуальной организации (Б.А. Никитюк, Н.А.
Корнетов, 1998).
- Следовательно, изучение расстройств, обусловленных резидуально-органической недостаточностью центральной нервной системы, должно учитывать конституционально — генетические факторы, степень гитерохронии-асинхронии, психологическую и психодинамическую организацию индивида.
- История изучения проблемы резидуально — органической недостаточности центральной нервной системы клиницистами позволяет сказать, что:
- — у детей раннего возраста специалисты редко придают должное значение формированию этиопатогенетических резидуально — органических механизмов, что приводит к выраженной личностной и поведенческой декомпенсации, к манифестированию пограничных нервно — психических расстройств экзогенно-органического происхождения в периоды возрастных кризов, в частности, в пубертатном возрасте, что демонстрирует нерешенность нейропсихологических и личностно — психологических проблем данного контингента детей и подростков;
— резидуально — органическая недостаточность центральной нервной системы приводит к дисгармоническому течению пренатального, постнатального онтогенеза, т.е.
к дизонтогенезу возрастного развития, различным нервно — психическим расстройствам в большинстве своем не резко выраженным (легким) и относительно более, обратимым нарушениям пограничного нервно — психического уровня, проявляющимся, прежде всего, церебрастеническими, неврозоподобными и психопатоподобными состояниями.
Следовательно, резидуально — органическая недостаточность центральной нервной системы является «почвой», которая обусловливает дизонтогенез возрастного развития, проблемы характерезующие нервно — психического реагирования, нарушения пограничного нервно — психического уровня, характеризующим аномальную изменчивость личности.
АВТОР: Рогожина О.А.