Тахилалия, баттаризм, полтерн: нарушения темпа и ритма речи, причины, симптомы, коррекция

Тахилалия – это патологическое нарушение темпов речи. Ребенок говорит очень быстро. За одну минуту произносит в 2-3 раза больше звуков, чем положено по нормам.

Понять, что говорит дошкольник, практически невозможно. Его речь невнятна, поток звуков не останавливается даже для вдоха. Одновременно с высказыванием ребенок двигает руками, ногами, головой, помогая себе произносить слова.

Виды

Классификация ускоренной речи основывается на особенностях произношения, дополнительных симптомах заболевания. Выделяют 3 вида тахилалии:

  1. Чистая форма. Характеризуется быстрым темпом произношения. Фонемы, синтаксические единицы не изменяются, фонетические ошибки отсутствуют.
  2. Полтерн. Ребенок в процессе говорения как бы “спотыкается”, делает неоправданные паузы, запинки. С трудом подбирает слова для оформления мысли. Без причин повторяет уже сказанные слоги и слова. Полтерн легко спутать с логоневрозом. Стоит обратить внимание на страх перед речью, наличие судорожных движений в момент артикуляции. При “спотыкании” они отсутствуют.
  3. Баттаризм. Нарушено речевое дыхание. Ребенок захлебывается во время артикуляции. Произносит фразу в ускоренном темпе, но глотает слоги, слова, не может выстроить предложение в правильную лексическую конструкцию.

Причины

По статистическим данным психологов, неврологов, тахилалия чаще диагностируется у нервных, быстро возбуждаемых детей, страдающих гиперактивностью.

К причинам возникновения нарушений относят и следующие:

  • Наследственность
  • Расстройства темпов внутренней речи
  • Задержка темпов торможения
  • Копирование речи окружающих
  • Неправильное воспитание речи ребенка в семье. Нежелание взрослых выслушать длинную медленную тираду малыша вынуждает его торопиться при артикуляции.
  • Психические расстройства.

Симптомы

Диагностировать тахилалия у детей можно по речевым и неречевым признакам. К первым относятся:

  • экспрессивность речи;
  • заминки при разговоре;
  • нарушения речевого дыхания;
  • произношение более 20 звуков за секунду (норма не более 12);
  • неоднократное повторение фонем, слов;
  • пропуск звуков, искажение фонем;
  • нарушение интонации;
  • отсутствие логических пауз меду словами и фразами;
  • артикуляционная моторика;
  • нарушение письменной речи;
  • трудности в обучении чтению;
  • облегченное произношение небольших предложений;
  • нарушение координации речевого аппарата;
  • несоответствие внутренней и внешней речи.

Среди неречевых симптомов выделяют:

  • моторное беспокойство;
  • активная жестикуляция;
  • нарушения сна;
  • гиперактивность;
  • дезориентация;
  • низкий уровень концентрации внимания;
  • нарушения всех видов памяти;
  • отсутствие последовательности, логичности мышления;
  • вегетативные нарушения различной этиологии (потливость, возбудимость, учащение ритма сердца).

Диагностика

Для того чтобы распознать речевую патологию у ребенка, необходимо обратиться в первую очередь не к логопеду, а к неврологу, психиатру. Диагностирование заболевание происходит на основе анализа внешних проявлений и лабораторных методов исследования.

Чаще всего доктор советует провести дошкольнику следующие процедуры:

  1. ЭЭГ: для выявления признаков эпилепсии, нарушений в работе структур головного мозга.
  2. Эхограмма (УЗИ): определит наличие или отсутствие опухолей, новообразований.
  3. МРТ: выявит органические поражения мозга.

Обязательным условием диагностики речевого нарушения является собеседование с психиатром. Специалист определяет уровень развития дошкольника, находит внутренние семейные, бытовые причины развития патологии. Исключает или подтверждает наличие психических отклонений.

Психолог помогает определить уровень моторного, сенсорного, волевого, познавательного развития.

Речевая функция обследуется логопедом. Тщательному анализу подвергается состояние речевого моторики, акустического аппарата, способности расставлять ударения, паузы, темпы речи и письма.

Психолог, психиатр, логопед используют диагностические тесты, специализированные задания при осмотре малыша.

Диагноз тахилалия ставится после полного обследования дошкольника, сбора анамнеза и анализов результатов диагностики от всех специалистов.

Коррекция

Работа по преодолению подобных нарушений у дошкольников состоит из нескольких частей:

  1. Медикаментозное лечение. Назначается неврологом, психиатром. Это успокоительные препараты, нормализующие процессы ЦНС.
  2. Общеукрепляющие процедуры. Закаливание, физиотерапия, нормализация общих движений. Это упражнения на замедления темпа, тренировка координации, выработка навыков плавности, ритмичности.

Тахилалия — причины, симптомы нарушения и коррекция темпа и ритма речи

Под данным понятием подразумевается патологически ускоренный темп речи, при этом слова бывают неразборчивыми, пациенты изменяют звуки, запинаются, повторяют слова.

Логопеды также выделяют баттаризм и полтерн, как разновидности тахилалии. Баттаризм – это неверное построение фразы, полтерн – это ускоренная речь с запинанием и паузами.

Эти 2 понятия рассматриваются, как разновидности тахилалии. Отличия заключаются в причинах. Для баттаризма характерна органическая природа, а для полтерна – врожденные нарушения. Тахилалия может развиваться по разным причинам.

Нарушения темпа и ритма речи

Некоторые специалисты рассматривают тахилалию как только  ускоренную речь, но когда происходят расстройства фонетического, грамматического и лексического спектра, то имеет место либо полтерн, либо баттаризм.

Классификация расстройства

Выделяют следующие виды тахилалии: с моторными нарушениями (неверная артикуляция), с сенсорной недостаточностью (нарушение внимания), наличие сложностей в подборе слов, трудное формирование речи.

Причины возникновения тахилалии

Причины патологии различные. В основе может лежать генетическая предрасположенность, если тахилалией страдал кто-то из близких родственников, то риск ее развития возрастает. Другие причины и предрасполагающие факторы:

  1. Может иметь место неправильное формирование речи ребенка, дети могут пытаться таким образом подражать взрослым.
  2. Неврологические патологии – опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы, последствия нейроинфекции и хирургического лечения головного мозга. Причиной тахилалии могут стать инсульт, эпилепсия, хорея.
  3. Психические нарушения – органические патологии, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз.

В зоне риска находятся дети с повышенной двигательной активностью, с синдромом гиперактивности и недостатком внимания.

Клиническая картина

Обычная частота звуков – около 12 в секунду. При тахилалии частота увеличивается до 30 звуков в секунду. Внешне это проявляется чрезмерно ускоренной речью, при этом слова неразборчивы. Пациенты могут проглатывать звуки и слоги, переставлять слова, запинаться, повторять одно и то же. У больных отмечаются нарушения внутренней речи и письма.

Сами пациенты эмоционально неустойчивы, у них активная жестикуляция, богатая мимика. Внимание неустойчиво, все виды памяти недостаточно развиты. Иногда отмечаются вегетативные нарушения: гиперемия кожного покровов, учащение частоты сердечных сокращений, скачки артериального давления, повышенная потливость.

Статья в тему:  Нейродермит — симптомы и лечение заболевания

Расстройства, сопутствующие нарушению темпа речи

Сопутствующие симптомы зависят от основной патологии, которая стала причиной тахилалии. При психических нарушениях для пациентов характерны перепады настроения (от апатии до эйфории), бредовые идеи, зрительные и слуховые галлюцинации. Такие больные могут себе наносить повреждения.

Спектр сопутствующих неврологических нарушений широк. У пациентов могут отмечаться следующие признаки:

  • парез или паралич конечностей;
  • повышенный мышечный тонус;
  • возникновение насильственных (неконтролируемых движений) – тремора, гиперкинеза;
  • нарушения походки, чаще всего беспокоит шаткость при передвижении;
  • снижение памяти, внимания, критики;
  • при опухолях пациентов могут беспокоить головные боли, нарушения зрения, глотания, обоняния.

Эпилепсия всегда сопровождается судорожными припадками различной частоты, ЧМТ – любыми неврологическими симптомами (перечисленными выше). При врожденных заболеваниях может отмечаться умственная отсталость различной степени выраженности.

Диагностика

Для выставления диагноза привлекаются неврологи и психиатры. Могут привлекаться инфекционисты. Врачу важно собрать анамнез, провести общий осмотр пациента. Больному проводятся психиатрические тесты, диагностическая беседа с врачом. Обязателен неврологический осмотр.

Среди других исследований следующие: энцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томография. Логопед проводит диагностику устной и письменной речи. Специалист оценивает моторику, экспрессивность, чтение и письмо.

Также проводится психологическое тестирование пациента. Специалист оценивает эмоционально-волевую сферу больного, его познавательные способности. Логопедическое исследование помогает повести дифференциальную диагностику с заиканием, дизартрией.

Коррекция и лечение

Коррекция тахилалии может занимать от 3 месяцев до 1 года. При тяжелых органических патологиях возможен вариант, при котором полное восстановление невозможно. Для коррекции привлекаются неврологи, психотерапевты, психиатры.

Лекарственные препараты принимаются только по назначению врача. Сами назначения зависят от основной патологии. При неврологических заболеваниях используются ноотропы (Цераксон, Кавинтон, Альфахолин, Церебролизин, Церепро), витамины группы В, миорелаксанты (Баклофен). При эпилепсии подбираются схемы из различных групп антиконвульсантов (Ламотриджин, Депакин, Карбамазепин, Зептол).

При психических патологиях подбирают схему лечения, которая может состоять из антидепрессантов, противотревожных и антипсихотических средств. Важны сеансы психотерапии, которые позволяют адаптироваться к общественной жизни.

Пациентам назначают лечебную физкультуру, физиотерапию, бальнеотерапию. Также проводится нейроседативный массаж, который приводит к глубокой релаксации организма. Процедура успокаивает больных, положительно влияет на самочувствие в случае депрессивных состояний.

Логопед обучает пациента специальным упражнениям. При тахилалии специалисты назначают речевую гимнастику, включают больным записи с нормальным темпом речи. Пациенты должны при этом имитировать и повторять слова и предложения. Могут применяться коллективные сеансы терапии. Хороший эффект показывают упражнения логопедической ритмики.

У детей развивают мышление, заставляя их пересказывать тексты по плану, при этом соблюдая нормальный темп речи. Логопед может начинать фразу или предложение, а пациент должен их закончить. За детьми наблюдают в течение года, поскольку тахилалия способна возобновляться.

Читайте также:  Спрей «Спрегаль» и его аналоги: показания, особенности, различия

Прогноз

Прогноз зависит от основной патологии. При неврологических и психических заболеваниях дальнейшая судьба определяется тяжестью и локализацией поражения. У взрослых пациентов нередко нарушения средней и тяжелой степени, которые тяжело поддаются коррекции. Это же касается врожденных патологий.

Прогноз зависит от уровня доверия между пациентом и врачом и от того, насколько серьезно сам больной работает над своим восстановлением. Хорошо поддаются коррекции нарушения, связанные с дефектами воспитания детей и в случае их подражания таким образом взрослым.

Профилактические меры

Родителям детей важно способствовать правильному формированию речи. Дети подражают речи взрослым, поэтому важно при них соблюдать спокойный темп разговора. Важно следить за правильностью произношения и скоростью воспроизведения слов.

Профилактика для взрослых заключается в своевременном и полном лечении возникающих патологий. Это касается заболеваний неврологического профиля, нейроинфекций. Что касается психических нарушений, то в таких случаях их сложно корректировать. При своевременном обращении к врачу возможно снизить степень проявления симптомов и риск осложнений.

Тахилалия — что это, симптомы, признаки, особенности и лечение дислалии у детей дошкольного возраста в Москве в детской клинике «СМ-Доктор»

Содержание:Общие сведения Причины развития тахилалии Классификация Симптомы тахилалии у детей Диагностика Коррекция тахилалии Профилактика

Тахилалия у детей – форма нарушения устной речи , при котором темп речепроизводства аномально ускорен, что проявляется в быстрой, невнятной речи с проглатыванием окончаний, пропуском слогов, отдельных слов. При такой патологии малыши вместо 10–15 за секунду произносят от 20 до 30 звуков, при этом страдает и внутренняя (экспрессивная) речь: ребенок не успевает сформулировать и высказать мысли до того, как их сменяют уже другие. В клинике «СМ-Доктор» проводится коррекция тахилалии у детей различного возраста.

Общие сведения

Тахилалия, как и брадилалия (замедленный темп речи), относится к несудорожным расстройствам и является нарушением ритмической организации речи. При таком состоянии речевой поток очень быстрый, что значительно затрудняет восприятие сказанного окружающими.

При тахилалии увеличивается скорость всех психических процессов: ребенок очень быстро говорит и неразборчиво пишет, испытывает двигательное беспокойство, не может удержать внимание и моментально переключается с одной задачи на другую.

Существует несколько теорий возможного возникновения расстройства, но единственно достоверной информации пока нет. Специалисты рассматривают следующие факторы, как причину развития тахилалии:

  • наследственность (если в семье у кого-то имелись или есть в настоящий момент проблемы с формированием речевых процессов, велик шанс, что у потомства будут аналогичные проблемы);
  • различные поражения головного мозга (нейроинфекции, онкологические заболевания, черепно-мозговые травмы,  нейрохирургические вмешательства);
  • травмы и инфекционные заболевания, перенесенные во время внутриутробного развития или в неонатальный период;
  • нарушения речевого дыхания, что может быть вызвано хроническими заболеваниями носоглотки и другими проблемами с ЛОР-органами;
  • психические и неврологические расстройства, например, шизофрения, эпилепсия.

Немаловажную роль играет социальное воспитание, условия, в которых растет и развивается ребенок. Очень часто ускоренный темп речи становится следствием осознанного или неосознанного подражания манере родителей, кумиров, других взрослых говорить быстро и сбивчиво.

Нередко причиной является отсутствие взаимосвязи между речевым аппаратом, восприятием и мышлением, что часто наблюдается у малышей, склонных к повышенной возбудимости, гиперактивности, неусидчивости.

Неуравновешенные, чрезмерно эмоциональные дети не в состоянии контролировать работу артикуляционного аппарата, из-за чего речь ускоряется, а качество произношения не позволяет окружающим правильно понять смысл сказанного.

Причиной тахилалии может также стать недостаток правильного речевого общения, когда обучению ребенка не уделяется совсем или уделяется слишком мало времени.

Малыш, предоставленный сам себе, вынужден самостоятельно осваивать речевые навыки, и примером могут стать герои мультипликационных фильмов, чье произношение искажено намерено, сверстники, страдающие от разной формы речевых расстройств, взрослые с нарушениями дикции.

В логопедии различают три основных варианта тахилалии:

  • простая форма, когда ребенок говорит очень быстро, но не допуская грамматических, лексических или иных ошибок в устном и письменном повествовании;
  • баттаризм (парафазия), при которой дети словно «захлебываются» речью и не могут договорить начатое предложение до конца, нередко допуская при этом ошибки в построении лексики;
  • полтерн или спотыкание, когда малыш с трудом выражает свои мысли, запинаясь, делая неестественные паузы, быстро перебирая слова, повторяя уже сказанные ранее слова и слоги по несколько раз.

Полтерн в свою очередь может быть обусловлен разными механизмами, и в зависимости от характеристик расстройства выделяют следующие виды спотыкания:

  • с моторными нарушениями, что связано с ошибками в работе артикуляционного аппарата;
  • с сенсорными нарушениями, которые обусловлены проблемами слухового и зрительного внимания;
  • с затрудненным подбором нужных словесных форм;
  • с трудностями в переносе мысленных образов в словесную форму.

В основе формирования каждого типа расстройства лежит преобладание процессов возбуждения над процессами торможения в головном мозге.

Признаки патологии специалисты подразделяют на две группы: речевые и неречевые нарушения.

К речевым проявлениям тахилалии относятся:

  • стремительный речевой поток, когда всего за секунду ребенок воспроизводит до 30 звуков;
  • невнятное произношение слогов и слов с запинками, повторами, перестановками, неуместными паузами, «проглатыванием» окончаний;
  • неестественные интонации;
  • повышенная эмоциональность, экспрессивность речи;
  • перестановка букв, слогов и слов при написании;
  • замена символов и отдельных слов на графически или акустически сходные;
  • нарушения лексики и артикуляции.

У детей с формой спотыкания (полтерн) нередко наблюдаются проблемы с голосообразованием, когда голос меняется тембрально, не хватает дыхания для проговаривания полной фразы, и малыши делят длинные предложения на короткие, при этом теряя смысл сказанного или прочитанного.

Неречевыми симптомами тахилалии могут стать:

  • избыточная жестикуляция при разговоре;
  • чрезмерная мимическая активность;
  • стремительные, порывистые движения, что особенно хорошо проявляется в мелкой моторике;
  • двигательное беспокойство, причем не только днем, но и во время ночного сна;
  • быстрое переключение внимания;
  • эмоциональная гипервозбудимость, когда ребенок даже при малейшем волнении, споре или конфликте начинает краснеть, потеть, при этом у него учащается сердцебиение и возникает ощущение страха;
  • проблемы с запоминанием и воспроизведением слуховой, зрительной и двигательной информации.

Дети с таким расстройством часто несдержанные: они способны перебивать собеседника, отвечать, даже не дослушав вопрос и не понимая его смысла, что сказывается на социальном поведении в целом и становится причиной конфликтов как со сверстниками, так и со взрослыми.

Обследование детей с тахилалией включает осмотр невролога, психолога и логопеда-дефектолога. Невролог оценивает работу центральной нервной системы, выявляет возможные нарушения, проводит необходимые диагностические исследования (ЭЭГ, МРТ, Эхо-КГ) для определения причины патологии.

Психолог работает с психоэмоциональными характеристиками, оценивая поведение, уровень самоконтроля, состояние сенсорной, познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Логопед анализирует функциональность речевого аппарата, исследуя:

  • особенности звукопроизношения, лексического и грамматического строя речи;
  • темпо-ритмические характеристики речи;
  • скорость устного и письменного воспроизведения информации, полученной на слух или зрительно;
  • особенности расстановки пауз, ударения в словах;
  • тембральные изменения голоса при разговоре;
  • качество речевого дыхания.

Немаловажную роль в диагностике играет тщательный сбор анамнеза, который включает особенности внутриутробного развития и первых лет жизни ребенка, перенесенные травмы, заболевания и оперативные вмешательства, условия окружения и социального воспитания.

В современной практике в отношении нейропсихических расстройств используется комплексный терапевтический подход, в который входят:

  • средства медикаментозной поддержки;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • логопедические занятия;
  • психологические консультации.

Основной упор делается на логопедические методики, целью которых является выработка навыков спокойной, плавной речи с определенной ритмичностью и адекватной эмоциональной окраской.

Занятия проводится в виде индивидуальных уроков и коллективных тренингов, при этом акцент делается именно на совместную терапию.

Взаимодействие с другими пациентами одного возраста со схожим расстройством помогает детям учиться самоконтролю и дисциплинировать друг друга, что благоприятно сказывается на терапии в целом. В качестве методик выступают:

  • речевые зарядки;
  • чтение по ролям;
  • логоритмические упражнения, в которых ребенку необходимо говорить или читать в определенном темпе, ориентируясь на звуковые или зрительные сигналы;
  • вопросно-ответная форма беседы;
  • словесные выступления перед другими участниками терапии;
  • прослушивание образцов правильной речи.

Коррекция тахилалии – достаточно медленный процесс, требующий от 4 до 12 месяцев систематических занятий. При рецидивах назначается повторная курсовая терапия.

При соблюдении рекомендаций наблюдающих специалистов и адекватной работе родителей в домашних условиях расстройство можно значительно купировать. Исход терапии во многом зависит от формы тахилалии, наличия сопутствующих неврологических заболеваний, условий окружения ребенка и других индивидуальных факторов.

Читайте также:  Герпетическая ангина:симптомы, лечение и профилактика

Способов предупреждения речевых нарушений, стопроцентно гарантирующих защиту, не существует.

К мерам профилактики тахилалии можно отнести:

  • предупреждение внутриутробных инфекций, родовых травм, ушибов и повреждений головного мозга;
  • обязательная вакцинация от заболеваний, способных привести к нейроинфекции;
  • адекватное речевое воспитание;
  • своевременное лечение нервно-психических нарушений.

Узнать более подробно, что такое тахилалия у детей, и записать ребенка на диагностику в Москве можно в клинике «СМ-Доктор».

Тахилалия :: Симптомы, причины, лечение и шифр по МКБ-10

Тахилалия

 Тахилалия. Нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии значительно ускорен темп речи и общей моторики; отмечаются повторения, запинки, «проглатывания», искажения слогов и слов, нарушения письма и чтения. Пациент с тахилалией должен быть всесторонне обследован неврологом, психиатром, логопедом и психологом. Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское, психотерапевтическое и логопедическое воздействие (бальнеотерапия, ЛФК, аутогенная тренировка, речевые упражнения, логопедическая ритмика и тд ).

Тахилалия

 Тахилалия (тахифразия) – чрезмерно скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими. Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи.

В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют, однако не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные.

Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.

 Кроме чистых форм тахилалии, встречаются формы патологически ускоренной речи, сочетающиеся с нарушениями фонетики, лексики и грамматики. К таким комбинированным формам относят баттаризм (парафразию) и полтерн (спотыкание).  При баттаризме, наряду с тяжелым расстройством темпа речи, имеет место неправильное построение фразы, аграмматизмы.  Полтерн характеризуется патологически убыстренным, прерывистым темпом речи с несудорожными запинками и паузами. Данная форма тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:  • полтерн с моторными нарушениями (быстрый темп речи с неправильным артикулированием звуков).  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрый темп речи с нарушением слухового внимания).  • полтерн с трудностями подбора слов.

 • полтерн с трудностями формулировки речи.

 В логопедии существуют различные взгляды на причины и механизмы тахилалии. Ускоренный темп речи может наследоваться детьми от ближайших родственников, однако чаще возникновении тахилалии происходит на почве подражания торопливой речи окружающих или и неправильных приемов воспитания детской речи. К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.  Возможно развитие тахилалии у больных с опухолями головного мозга; лиц, перенесших ЧМТ, нейроинфекции, нейрохирургические вмешательства. Полтерн может наблюдаться у пациентов с псевдобульбарным параличом, хореей, олигофренией, эпилепсией.  В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи. Исследования показывают, что преобладание подкоркового ядра паллидума обусловливает повышенную двигательную активность. Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи.

 Тахилалия (псевдотахилалия) может являться симптомом психических расстройств: шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, органического психоза.

 Пациентов с тахилалией отмечает наличие характерной речевой и неречевой симптоматики. Главной характеристикой речи при тахилалии служит ее аномально убыстренный темп: в секунду произносится 20-30 звуков вместо 10-12, как при обычном, среднем темпе. Торопливая речь сопровождается запинками, повторами, перестановками, «проглатыванием» слогов и слов, невнятностью произношения фраз. Такой стремительный речевой поток практически невозможно понять. Привлечение внимания говорящего к своей речи на некоторое время ослабляет патологические проявления тахилалии, однако темп речи по-прежнему остается высоким по сравнению с нормой.  Наряду с экспрессивной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.

 Неречевые проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, поведения, вегетативной нервной системы.

Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне.

Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти. При резком возбуждении (волнении и споре) легко возникают вазомоторные реакции: потливость, тахикардия, покраснение кожных покровов.

 Медицинское обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и психиатром. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования (электроэнцефалография, Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга и тд ).  Диагностическое обследование речи при тахилалии проводится логопедом. При этом исследуется состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи) и специфических форм речи (сопряженной, отраженной, шепотной, ритмической). При диагностике устной речи особое внимание обращается на темпо-ритмические характеристики, ударение, паузацию, характеристику голоса. Диагностика письменной речи при тахилалии включает задания на списывание и самостоятельное письмо, чтение слов, фраз и текстов с оценкой их скорости и качества. Психологом проводится обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

 Тщательное медицинское и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.

 Коррекционная работа при тахилалии склыдывается из медицинского, психотерапевтического и логопедического воздействия. Пациентам с тахилалией назначается медикаментозная терапия, физиотерапия, специальные комплексы лечебной физкультуры, нейроседативный массаж, бальнеотерапия, занятия с психологом.  Целью логопедической работы при тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи.  Логопедические занятия по коррекции тахилалии проводятся в коллективной форме, организуя и дисциплинируя пациентов. На первом этапе пациентам назначается режим максимального ограничения речи. Работа по усвоению медленного темпа речи начинается с использования сопряженной, отраженной речи, вопросно-ответной беседы. На занятиях используется речевая зарядка, логоритмика, речевые упражнения под такт, громкое чтение, прослушивание образцов правильной речи. На заключительном этапе в работу вводятся пересказы, коллективные рассказы, чтение про себя и, наконец, — публичное выступление, которое затем подвергается анализу.

 Курс коррекционной работы при тахилалии занимает 2,5-3 месяца; у детей — до 6-12 месяцев. При рецидивах тахилалии проводятся повторные комплексы занятий.

 Возможность преодоления тахилалии определяется наличием у пациента невротических и психических расстройств, активностью сотрудничества пациента и его родственников с врачом и логопедом, микросоциальной средой, структурой дефекта. При баттаризме и полтерн прогноз неопределенный.

 Профилактика тахилалии включает предупреждение и лечение травм головы, нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга; заботу о нервно-психическом развитии детей и правильном формировании их речи.

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1 Модератор контента: Васин А.С.

| Тахилалия (ускоренный темп речи)

  • Тахилалия – нарушение темпа речи, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии:
  • –  значительно ускорен темп речи и общей моторики;
  • –  отмечаются повторения, запинки, «проглатывания»,
  • – наличествуют  искажения слогов и слов,
  • – замечены нарушения письма и чтения.
  • Ребенок с тахилалией должен обязательно быть обследован нейропсихологом,  логопедом и психологом.
  • Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское и нейрологопедическое  воздействие.
  • Тахилалия (тахифразия) –  скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими.
  • Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи.
  • В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют,  и если вовремя не начать коррекцию, не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные.
  • Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.
  • Тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:
  • полтерн с моторными нарушениями (быстрый темп речи с неправильным артикулированием звуков)
  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрый темп речи с нарушением слухового внимания)
  • полтерн с трудностями подбора слов
  • полтерн с трудностями формулировки речи

Именно поэтому коррекционная работа должна быть направлена не только на устранение внешних проявлений (убыстрение темпа речи, запинки), но и на устранение причин нарушения, имеющие нейропсихологические корни.

К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети, с СДВГ. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.

В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением в головном мозге, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи.

Преобладание подкоркового ядра паллидума (серое вещество в подкорковой области головного мозга) обусловливает повышенную двигательную активность.

Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи.

Читайте также:  Что лучше – энтерофурил или смекта, можно ли принимать их одновременно

 Ребенок остается быть очень активным при том, что очень переутомлен и нейродинамика снижена.

Вместе с экспрессивной  устной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.

Неречевые нейропсихологические проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, нейродинамики,  поведения, вегетативной нервной системы.

Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне.

Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти.

Медицинское и нейропсихологическое обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и нейропсихологом. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования ( Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга).

  1. Нейропсихологом  проводится обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.
  2. Нейропсихологическое и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.
  3. Нужно помнить, что тахилалия – это совсем не логопедическая проблема (а лишь имеет логопедические симптомы), поэтому коррекция в первую очередь должна быть направлена на коррекцию сопутствующей неврологической симптоматики.
  4. В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» программа курса по коррекции тахилалии может включать в себя:

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям с тахилалией, а значит не имеющий никаких побочных действий. При грамотном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!

Баттаризм и полтерн (спотыкание в речи): что это такое? Диагностика, симптомы и рекомендации родителям и учителям

Речь маленьких детей всегда имеет определенные недостатки, возникающие из-за неполного развития органов артикуляции: губ, мягкого неба, языка, челюсти.

Однако есть ряд речевых нарушений, возникших по иным причинам и требующих коррекции и квалифицированной помощи специалистов: невролога, психиатра, логопеда.

Тахилалия (в частности ее формы: баттаризм и полтерн) как раз и относится к таким патологиям.

Характеристика и симптомы баттаризма и полтерна

Баттаризм — это такая патология, при которой повышенный темп речи чередуется с толчкообразными остановками для дыхания. Часто искажаются или не договариваются отдельные слова, искажаются фразы, пропускаются слоги и слова.

Основные речевые симптомы баттаризма:

  • перестановка или выбрасывание из предложения слов;
  • неправильное оформление мысли;
  • перестановка в слове букв или слогов;
  • несоответствие ритма речи и скорости мышления.

Неречевые симптомы:

  • возможно беззвучное движение губы и языка;
  • характерны расстройство дикции и дыхания;
  • нарушается письмо (характерны замены, пропуски);
  • внимание неустойчиво;
  • некритичность (человек может вообще не замечать речевого дефекта);
  • логичность мышления снижена;
  • отмечается разбросанность мыслей.

Для полтерна характерны несудорожные нарушения темпа ускоренной речи (паузы, запинки). На первый взгляд очень похоже на заикание, но есть существенные различия. При спотыканиях (полтерне) дети не видят собственный дефект, а при заикании — осознают его и очень стесняются.

Внимание к речи заикающихся детей приводит к ухудшению, а дети с тахилалией начинают говорить лучше. Недостаток внимания приводит к обратному результату в каждом из случаев.

Их почерк тоже отличается: заикающиеся дети растягивают слова, а дети с патологией баттаризм или полтерн — сжимают.

Характерные симптомы

  • запинки, спонтанные паузы;
  • неправильное образование звуков, носовой оттенок речи;
  • перестановки, повторы букв и слогов;
  • повышенная эмоциональность;
  • при письме тоже происходит замена и перестановка букв и слогов.
  • нарушение координации и моторики;
  • отсутствие познавательных интересов;
  • неумение сосредотачиваться;
  • снижение слуховой, зрительной и моторной памяти;
  • при возбуждении наблюдается покраснение кожи, потливость рук и лица, тахикардия.

Формы полтерна:

  • 1-я — моторные расстройства (определяются ускоренной речью и сбоями в артикуляции звуков);
  • 2-я — сенсорные расстройства (отсутствие слухового внимания);
  • 3-я — сложности с подбором нужных слов;
  • 4-я — спотыкание — спонтанные остановки, растягивание гласных, необоснованные восклицания.

При таких патологиях, как баттаризм и полтерн, дети отличаются бедностью словарного запаса, расстройствами дикции, дыхания, изменением тембра голоса. Дети не могут запомнить прочитанное или услышанное. При письме: как говорят, так и пишут.

Диагностика, лечение и коррекция при патологии

Сегодня логопеды выдвигают различные причины возникновения подобных расстройств, но основными считают такие факторы:

  • преобладание процесса возбуждения над процессом торможения как результат определенных нарушений центральной нервной системы;
  • привычка, подражание людям, имеющим похожий дефект речи;
  • несоответствие между развитием речевых возможностей и желанием сказать;
  • наследственность;
  • опухоли, травмы, нейроинфекции;
  • маниакально-депрессивный и органический психоз, шизофрения, псевдобульбарный паралич, эпилепсия, олигофрения.

Корректировать данные патологии можно лишь комплексно, включая логопедическое, медицинское и психотерапевтическое воздействие. Поэтому родители, столкнувшиеся с подобной проблемой, должны понимать, что без консультации специалистов для назначения эффективного курса лечения не обойтись. Искать причины лучше методом исключения, пройдя обследования у невролога, психиатра и логопеда.

Мероприятия по диагностике баттаризма и полтерна следующие:

  • составление анамнеза больного;
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга.

При необходимости ребенку могут быть назначены медикаментозная и физиотерапия, ЛФК, нейроседативный массаж.

Коррекция речи психотерапевтом и логопедом может длиться от 2,5 до 12 месяцев и проходит в несколько этапов:

  • 1 этап: режим молчания; психотерапевтические мероприятия по снятию возбудимости, логопедические игры в форме диалога;
  • 2 этап: работа по замедлению темпа речи; речевые разминки в виде счета (например, от 30 до 50 или десятками от 20 до 90 и обратно); установка на замедление всех психомоторных процессов;
  • 3 этап: работа над редактированием мысли: пересказы, составление речевых описаний, упражнения на подражания;
  • 4 этап: участие в групповой работе над коллективным рассказом (каждый включается в работу по сигналу логопеда), тренировка речи во время общения вне стен кабинета (интерактивные игры «Микрофон» и т.п.); медленное чтение вслух и про себя.
  • 5 этап: подготовка к публичному выступлению.

Большую роль в коррекции баттаризма и полтерна  играют родители и школьные учителя.

Советы учителям по работе с детьми, страдающими полтерном и баттаризмом

При планировании занятий с проблемными детьми целесообразно отдавать предпочтение следующим формам работы:

  • Пересказ отрывка текста, декламирование с жестикуляцией и без, рассказ, чтение текстов в ролях, чтение фразы по одному слову, упражнения на выразительность речи, чтение через прорезь.
  • Интерактивные игры на развитие логического мышления, придумывание вариантов сюжетных ситуаций.
  • Упражнения на преодоление дефектов внутренней речи, ответы на вопросы, составление плана ответа, математических задач, тестов.
  • Развитие слухового внимания: заучивание услышанных пословиц, четверостиший, а позже — небольших отрывков в прозе.
  • Работа над темпом речи: движения под счет, счет, сопровождающийся движением; проговаривание по слогам с отстукиванием, чтение под метроном.

Конечно же, работа с логопедом принесет результат гораздо быстрее. Однако не всегда у родителей есть возможность найти специалиста. Не стоит отчаиваться. Если у ребенка нет серьезных отклонений состояния здоровья, то родители могут попытаться выполнить коррекцию темпа речи самостоятельно. Мы настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам.

Упражнения для занятия с ребенком

Вот несколько упражнений, которые родители могут выполнять вместе с ребенком, играя:

  • На восстановление дыхания: Принять удобное положение, вдохнуть через нос, наполнив живот и грудную клетку воздухом. Выдохнуть также через нос, повторив движения не менее 5 раз.
  • На задержку дыхания. Дыхание выполнять по технике первого упражнения, задерживая его сначала на 2, 3, 4 и 5 секунд.
  • Мычание. Набрать в легкие побольше воздуха и на выдохе проговорить любую фразу или детский стишок, петь гласные звуки и слова по слогам, резко выбрасывать воздух со звуком «ХААА» и пр.

Существует множество логопедических игр, которые можно проводить в домашней обстановке. Самостоятельно можно освоить игры для мелкой моторики, для формирования чувства ритма, правильного вдоха и выдоха, на расширение диапазона голоса, развитие темпа речи.

Посоветовать игры и дать рекомендации по конкретному ребенку может только специалист. Не занимайтесь самолечением.

На заметку: эффективность занятий возрастет, если проводить их под легкое музыкальное сопровождение в спокойной обстановке. Занятия нужно проводить регулярно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]