Психический инфантилизм: психологический, органический и другие виды, какой симптом является характерным

Психический инфантилизм – достаточно равномерное отставание в развитии с преимущественной задержкой эмоциональной сферы и волевых качеств, поведением, свойственным представителям младших возрастных групп. Наиболее ярко проявляется в школьные годы. По мере взросления нивелируется либо встраивается в структуру пограничной личности или психопатии.

Для записи на прием достаточно связаться с нами по телефону 8(969)060-93-93.

Общая информация

В МКБ-10 болезнь включена под шифром F60.8.

У детей раннего возраста выявление эмоционально-волевого отставания и снижение уровня мотивации затруднено, поэтому расстройство в большинстве случаев становится отчетливым с начала обучения, а затем хорошо просматривается в период пубертата.

Наиболее заметными отличительными особенностями являются склонность к играм при слабом интересе к учебе, непонимание и невозможность соблюдения требований преподавателей, в том числе – в отношении дисциплины. Распространенность составляет чуть больше 1,5%.

Несмотря на трудности при диагностике задержки развития по типу психического инфантилизма у маленьких детей, ученым удалось выявить соответствующие признаки при наблюдении за группой пациентов, которые длительно находились на стационарном лечении, подвергались неоднократным операциям и, таким образом, «упускали» определенные этапы. Специалисты отмечают, что в подобных случаях, наряду с психоэмоциональным компонентом, страдают моторные функции и интеллект.

Несмотря на изученность различных форм и возрастных проявлений, исследователи пока имеют недостаточное представление о динамике и исходе нарушения в целом. У взрослых патологическое состояние выявляется при наличии психических заболеваний.

Причины

Основным фактором считаются поражения церебральных структур во внутриутробном и младенческом периоде: хронические интоксикации и инфекционные болезни матери, асфиксия плода, родовые травмы, тяжелые соматические заболевания ребенка. Особенно важными являются неблагоприятные воздействия в третьем триместре беременности и родах.

Вероятно, наличие инфантильных черт при отсутствии умственной отсталости объясняется изолированным поражением тех участков головного мозга, которые наиболее интенсивно формировались в период влияния негативного фактора.

Специалисты также указывают на большое значение генетической предрасположенности и особенностей воспитания, которые вызывают или усиливают чрезмерно детские проявления.

В число возможных причин входят деспотическое воспитание, гипер- и гипоопека.

Классификация

В современных работах выделяют четыре типа патологии:

  • простой (гармонический);
  • дисгармонический;
  • психогенный;
  • органический.

Симптомы

Характерными особенностями являются низкая заинтересованность в исследовании мира, слабость мотивации, склонность к чрезмерному слиянию с матерью, отсутствие потребности в самостоятельности. В раннем возрасте на запаздывающее созревание отделов мозга, отвечающих за возникновение и контроль эмоций, указывают склонность к генерализации реакций на раздражительности, расторможенность и гиперактивность при недостаточном формировании тонких моторных актов. Детали клинической картины определяются типом расстройства.

Простой

Гармонический простой психический инфантилизм характеризуется довольно равномерным отставанием, влияющим на социальную адаптацию. Средняя задержка составляет 1-3 года. Больные выглядят младше своего возраста. Они живые, любознательные, но легко отвлекающиеся, непостоянные, неспособные к длительному сосредоточению даже в сфере своих интересов.

Дети подолгу играют, но быстро устают, когда приходится выполнять задания, требующие терпения, волевых усилий и интеллектуального напряжения. При начале обучения в школе тяжело реагируют на стандартные задания. На фоне перегрузки возможна невротизация.

Течение достаточно благоприятное. Симптомы нивелируются или исчезают по достижении 10 лет. Однако некоторые специалисты считают, что наблюдаемая динамика не обязательно указывает на полную гармонизацию психики. У взрослых существует повышенная вероятность формирования акцентуаций характера.

Дисгармонический

Типично сочетание признаков простого варианта расстройства с патологическими проявлениями: эгоизмом, хвастовством, лживостью, конфликтностью, повышенной возбудимостью, капризностью, склонностью к провокации различных эксцессов. В первые годы жизни дети отличаются упрямством, часто протестуют, легко обижают близких. В последующем существует высокий риск девиантного поведения и психопатии.

Органический

Синдром неосложненного органического психического инфантилизма наблюдается при поражениях мозга.

У многих больных повреждение происходит внутриутробно, признаки патологии сочетаются со стигмами эмбриогенеза: неправильным ростом волос, нарушениями прикуса, высоким небом, низкорослостью и пр.

Проявления чрезвычайно разнообразны, зависят от объема и локализации поражения церебральных структур.

Как и у детей из предыдущей группы, отмечаются наивность, внушаемость, склонность к играм. Мышление отличается инертностью, затруднениями при переключении.

Эмоции нередко сглаженные, недостаточно живые и яркие, воображение бедное, привязанности поверхностные. Дети не ощущают потребности в одобрении и оценке результатов игр и обучения, что указывает на низкий уровень притязаний.

Возможны расторможенность и элементы патологического поведения.

В рамках осложненного органического варианта рассматривают дипропорциональный, невропатический и церебрастенический типы.

В первом случае отмечается существенное несовпадение уровней различных сторон личности. Для второго вида характерны робость, пугливость, неуверенность, проблемы при адаптации в коллективе.

В третьем случае наблюдаются раздражительная слабость и небольшое интеллектуальное снижение.

Психогенный

В зависимости от стиля воспитания возможны эгоцентризм, пассивность, снижение инициативы, нерешительность, неспособность выдерживать напряжение, отсутствие идеалов и этических установок, необходимых для нормального функционирования зрелой личности. Лечение предполагает длительную психотерапию.

Для постановки диагноза и качественной терапии позвоните по номеру 8(969)060-93-93 и запишитесь на прием.

Фгбну нцпз. ‹‹патология психического развития››

Термин «инфантилизм» был введен E. Lasegue в 1864 г. Он обозначает относительно равномерную задержку темпа психического и физического развития человека.

Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту.

Но в раннем возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом.

Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо.

Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации.

Во взрослой психиатрии симптомы психического инфантилизма рассматриваются в рамках изменений личности при различных психических заболеваниях (E. Kraepelin).

По отношению к детям с задержками развития термин «психический инфантилизм» был введен в начале XIX в. немецким психиатром G. Anton, но он рассматривал его как «парциальный инфантилизм» (в отличие от «тотального инфантилизма» при олигофрении). В отечественной психиатрии эта тема получила свое развитие в трудах М. О. Гуревича, Г. Е. Сухаревой, В. В. Ковалева, К. С. Лебединской и др.

В раннем детском возрасте в связи с присущей ему физиологической гипертимией и большой зависимостью эмоциональных характеристик от условий социальной среды воспитания и индивидуальных особенностей установление психического инфантилизма, особенно его легких форм, затруднено.

Однако педиатры и неонатологи [Долецкий С. Я., 1976; Гаврюшов В. В., 1982] отмечали инфантильные особенности эмоционально-волевой сферы и личности детей, формирующиеся в условиях длительной и частичной госпитализации, при повторных хирургических операциях и др.

Исходя из анализа психологических и психопатологических проявлений, М. О. Гуревич (1932) и В. В. Ковалев (1985) считали, что наряду с эмоционально-волевой незрелостью для психического инфантилизма в детстве характерны «моторный инфантилизм» и большая или меньшая пограничная интеллектуальная недостаточность.

Динамика и исходы психического инфантилизма изучены недостаточно и требуют специальных исследований.

Распространенность психического инфантилизма, по данным психиатрической эпидемиологии детского возраста, довольно значительна —1,6 %.

Причинами психического инфантилизма чаще всего являются относительно легкие поражения головного мозга — инфекционные, токсические и другие, включая травмы и асфиксию плода.

Особенно неблагоприятными считаются в этом отношении последний триместр внутриутробного периода и период родов.

Предполагается также избирательность поражения функциональных систем головного мозга, определяющаяся асинхронностью их интенсивного формирования и тропностью действия того или иного фактора в соответствующий, наиболее чувствительный период.

Не меньшая роль в генезе инфантилизма отводится и конституционально-генетической предрасположенности, а также психогенным факторам в виде особенностей воспитания — гипо- или гиперопеки, деспотического воспитания и т. п. [Лебединская К. С., 1982; Ковалев В. В., 1985].

Различают 4 основных варианта инфантилизма: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный.

Наиболее существенными признаками психического инфантилизма является эмоционально-волевая незрелость, которая выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, беспечность, незрелость чувства долга, ответственности, неумение подчинять свое поведение требованиям, неспособность сдерживать проявления чувств, волевого напряжения. Предпосылки психического инфантилизма в первые годы жизни: слабый уровень мотиваций, низкий исследовательский интерес, симбиотическая привязанность к матери, отсутствие стремления к самостоятельности. О снижении темпа созревания эмоциогенных структур мозга свидетельствуют длительно сохраняющаяся диффузная, склонная к генерализации общая двигательная, мимическая и вокальная реакции на раздражители, замедление дифференциации эмоций, незрелость тонкой моторики на фоне двигательной расторможенности и т. д.

Простой гармонический инфантилизм — равномерная задержка темпа и физического и психического развития, проявляющегося в первую очередь незрелостью эмоционально-волевой сферы, а затем и личности в целом. Считается, что созревание в этом случае отстает от нормы на 1—3 года.

Это отражается как на поведении ребенка, так и на его возможностях социальной адаптации. Клиническая картина простого инфантилизма характеризуется чертами незрелости, «детскости» в соматическом и психическом облике. Дети выглядят младше своего возраста и отличаются грацильностью.

Читайте также:  Поясничный радикулит: причины возникновения и провоцирующие факторы, характерные симптомы и варианты лечения заболевания, меры профилактики

Им свойственны живая, но поверхностная любознательность, общие нестойкие интересы к окружающему.

При полноценном интеллекте отмечается неразвитость интеллектуальных интересов, своего рода диспропорциональность: неутомимость в игровых действиях и быстрая отвлекаемость, утомляемость при выполнении заданий, требующих интеллектуального, волевого усилий и терпения.

В связи с этим при поступлении в школу у детей с простым инфантилизмом в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения. Возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна.

Постепенно приобретаются индивидуальная активность и самостоятельность, появляются исследовательские и творческие элементы в деятельности, дополняемые воображением и фантазией. Проявления простого психического инфантилизма уменьшаются или полностью исчезают приблизительно к 10 годам.

В тех случаях, когда инфантилизм сочетается с пограничной интеллектуальной недостаточностью, наступает ее компенсация. Тем не менее, видимо, прав В. В. Ковалев (1985), который считает, что полной нормализации личностных свойств не наступает и простой инфантилизм, отмечаемый в детском и пубертатном возрасте, сменяется личностной дисгармонией и завершается акцентуацией характера или психопатией преимущественно неустойчивого или истероидного типа. Простой инфантилизм в клинической практике встречается редко и чаще на уровне субклинического состояния.

Дисгармонический инфантилизм отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, лживость и хвастовство, эгоизм, капризность, повышенный интерес к социальным эксцессам.

Отдельные патологические черты характера обнаруживаются уже на 1—2-м году жизни в виде упрямства, реакций протеста, стремления настоять на своем, обидеть близких, сделать им больно. У детей старшего возраста черты незрелости эмоционально-волевой сферы «перекрываются» девиантным поведением и патологическими чертами характера.

Структура и возрастная динамика дисгармонического инфантилизма позволяют расценивать его как этап формирующейся психопатии.

Наиболее распространенным вариантом органического, или психического, инфантилизма является инфантилизм, связанный с психоорганическим синдромом. Он развивается вследствие органического повреждения мозга.

Поскольку нередко речь идет о внутриутробном повреждении плода, то при этом типе инфантилизма часто встречаются множественные стигмы дизморфогенеза — низкорослость, дискрании, дизотия, высокое небо, неправильный рост волос, зубов и т. п.

Клиническая картина этой формы инфантилизма чрезвычайно полиморфна и определяется выраженностью других психопатологических симптомов органического поражения головного мозга.

Эмоционально-волевая незрелость, как и при простом инфантилизме, проявляется детскостью поведения, суждений, наивностью, внушаемостью, преобладанием игровых интересов, неспособностью к занятиям, требующим волевого усилия. Особенности интеллектуальной деятельности в этих случаях — инертность и плохая переключаемость мыслительных процессов.

Кроме того, отмечаются снижение эмоциональной живости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязанностей, бедность воображения. Игровую, а затем и учебную деятельность характеризуют однообразие и малая заинтересованность в оценке своих действий, отражающая низкий уровень притязаний.

Наряду с этим наблюдаются некритичность, двигательная расторможенность и элементы психопатоподобного поведения. Пограничная интеллектуальная недостаточность у этих детей выражена в большей степени, чем при других формах инфантилизма: задерживаются в развитии предпосылки интеллектуальной деятельности — внимание, память, психическая работоспособность. Но эти расстройства, имея некоторое сходство с легкими формами умственной отсталости, отличаются от дебильности преобладанием признаков эмоционально-волевой незрелости и меньшей пораженностью собственно интеллектуальных функций (таких как способность к обобщению и абстрагированию).

К осложненным вариантам органического инфантилизма относятся его церебрастенический, невропатический и диспропорциональный варианты, а также инфантилизм при эндокринопатиях.

При церебрастеническом варианте эмоционально-волевая незрелость сочетается с симптомами раздражительной слабости и мягкой интеллектуальной недостаточности.

Невропатический вариант осложненного инфантилизма характеризуется превалированием астеноневротических явлений в виде повышенной тормозимости, пугливости, робости, внушаемости, неуверенности в себе, трудности адаптации в детских коллективах с симптомами выраженной соматовегетативной дизрегуляции.

При эндокринных вариантах клиническая картина определяется сочетанием признаков инфантилизма с особенностями психики, типичными для того или иного типа гормональной дисфункции.

Так, при гипогенитализме характерны черты инфантилизма в сочетании с вялостью, медлительностью, несобранностью, рассеянностью, бесплодным мудрствованием. При гипофизарном субнанизме признаки незрелости сосуществуют с чертами старообразности в физическом и психическом облике, склонностью к педантизму, рассуждениям со слабостью волевого усилия, расстройствами внимания и логической памяти.

Исходя из особенностей эмоционально-волевой незрелости, К. С. Лебединская выделяет неустойчивый и тормозимый варианты органического инфантилизма.

Недостаточно изученным остается особый вариант инфантилизма — психогенный инфантилизм [Кириченко Е. И., 1979; Лебединская К. С., 1982]. Этот вариант рассматривается как выражение аномального формирования личности в условиях неправильного воспитания.

Формирующиеся в случаях депривации аффективная незрелость и повышенная лабильность, отсутствие внутренних запретов определяются неправильным воспитанием или длительной эмоциональной и социальной фрустрацией. С возрастом формируется эмоционально-незрелая личность.

При воспитании по принципу гиперпротекции наряду с инфантильностью ярко выступает эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятельность, пассивность, психическая невыносливость, неспособность к напряжению.

Деспотичное воспитание детей с физическими наказаниями и постоянными запретами способствует выработке и закреплению эмоционально-волевой незрелости в виде сниженной инициативной активности, недостаточной самостоятельности, нерешительности.

Но всем разновидностям психогенного инфантилизма свойственны социальная незрелость личности в виде недостаточности или отсутствия высших этических установок и системы идеалов. У таких детей остаются недостаточно сформированными позитивно направленные социальные и интеллектуальные интересы, потребность в труде, чувство долга, отмечается искаженное понимание своих социальных обязанностей, своего будущего. Все это составляет основу девиантного поведения таких детей.

Дифференциальный диагноз всех форм инфантилизма проводится прежде всего с умственной отсталостью и расстройствами поведения различного генеза.

В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности.

Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.

Вместе с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика простого инфантилизма.

Для отграничения простого инфантилизма от дисгармонического, являющегося базисом психопатий, имеет значение отсутствие при нем аффективной возбудимости, эксплозивность, нарушений влечений, расстройств социального поведения. Достаточно сложно отграничить органический инфантилизм от осложненных форм умственной отсталости.

Главным критерием следует считать преобладание при органическом инфантилизме нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, вербального и невербального интеллекта, психической работоспособности, темпа и подвижности психических процессов), тогда как возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно меньше. Если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию или становится частью синдромов преимущественно пограничной психопатологии.

Психический инфантилизм

Психический инфантилизм — психическая и физическая недозрелость ребенка, приводящая при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации ( — адаптации к жизни в обществе).

Предпосылки к нему создаются генетически, эндокринно-гормональными факторами, гипоксией или инфекционно-токсическими вредностями в период беременности, асфиксией в родах, болезнями первых месяцев жизни.

Его развитию способствует и усугубление неблагоприятных предпосылок эгоцентрическим или тревожно-мнительным воспитанием.

Первый вариант психического инфантилизма — истинный — базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной вышеприведенными объективными факторами и неправильным воспитанием.

В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм и правил поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми, задерживается созревание способности верно оценивать ситуации, когда следует соответственно их изменениям менять и поведение, а также способности предвидеть развитие событий, и, стало быть, возможные опасности и угрозы.

Это тот случай, когда ребенок сначала делает, а потом думает.

Дети с данной формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на один-два года, и при поступлении в детский сад возникает потребность поместить такого ребенка в младшую группу, а при достижении им школьного возраста оставить его «на дозревание» в детском саду. Такой ребенок нередко выглядит глупым, но это не задержка умственного развития.

При психическом инфантилизме дети начинают говорить вовремя и даже раньше срока, задают вопросы и рисуют в полном соответствии с возрастными нормативами, своевременно осваивают чтение, счет, психически активны и даже бойки. Они нередко высказывают оригинальные мысли, свежо воспринимают природу. Смущает лишь их наивность, детскость не по возрасту и неприспособленность к жизни. Они не то чтобы плохо думают, они скорее просто не задумываются.

Живость психически инфантильного не расторможенность, а скорее жизнерадостность, бьющая через край эмоциональность двух-трехлетнего, хотя на самом деле ребенку уже четыре-пять лет.

Его неосмотрительность, неосторожность не от умственного отставания, а от наивности ребенка, не представляющего, что его кто-то или что-то может обидеть. Ребенок с этой формой психического инфантилизма не ведает зла.

 Его манера вольного обращения со взрослыми не от грубости и бесцеремонности, а от щенячьей радости жизни и той же безоглядной живости, когда отсутствует представление о том, что можно, а чего нельзя.

Психически инфантильные предлагают взрослому побегать и поиграть с ними, порадоваться, не понимая, что маме и бабушке не до этого. Они во всем следуют от себя, от своего восприятия жизни. Они веселы, шаловливы, потому что «сверхдети».

Читайте также:  Через какое время переболевший коронавирусом становится незаразным

Их детскость подкупает взрослых и как-то сама собой подводит к воспитанию психически инфантильных по эгоцентрическому типу, к любованию непосредственностью «малышки», «крошки» до тех пор, пока реальность, необходимость их адаптации в детском саду или в первом классе школы не отрезвляет родителей, побуждая проконсультировать ребенка у психиатра.

Таких детей баюкали в младенчестве и не заметили, на какой непростительно долгий срок затянулось баюканье. И инфантильные не хотят взрослеть и даже говорят сюсюкая. Они знают, что такое завтра, но оно для них как бы не существует, они как бы застряли в сегодня.

«Нельзя» и «надо» инфантильные не воспринимают, поскольку задержано развитие лобно-теменных функций мозга, а безутешный плач и истерический протест столь «маленьких» так обезоруживают взрослых, что и время доразвития этих основополагающих понятий нередко оказываются упущенным.

Спохватываются тогда, когда требование выполнять «нельзя» и «надо» вызывает у инфантильного уже недоумение, обиду и, естественно, бурный протест. И ребенок капризно требует то, чего нельзя, не приемлет того, что надо, и желает, чтобы все было, как он хочет. Инфантильные добры, но результат их развития таков, что они не понимают, когда можно пошалить, а когда нельзя, так как в семье неприятность или горе.

Сверстники подходят к ним как к равным, потому что физически они развиты и выглядят по возрасту, но общение не получается, ибо инфантильные думают, говорят и поступают как младшие по возрасту.

Естественно, такие дети вопиюще несамостоятельны и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается за них.

Они не только одеваться, но и есть самостоятельно не желают, и воспитательница в детском саду не знает, плакать ей или смеяться, — четырехлетнего впору брать на руки. И вот результат: инфантильному пришло время идти в школу, а он не готов к ней.

Однако возраст есть возраст, требования к нему жесткие, и ребенка с психическим инфантилизмом отправляют в его возрастную среду, где он сталкивается с реальностью и вначале удивляется, а потом огорчается — тяжко, до невроза, конечно, истерического.

Для инфантильных характерна богатая природная эмоциональность, но она не обогащается параллельным развитием качеств истинного ума, обеспечивающих полноценную ориентацию и социализацию, а потому не достигает необходимого по возрасту уровня.

 Они неподдельно радуются, гневаются, печалятся, симпатизируют, испытывают страх, но все это через край, бурно, безудержно и поверхностно. Их мимика, как и жестикуляция, жива, выразительна. Но они не знают глубокой любви, истинной печали, настоящей тоски. Им неведомы тревожность и чувство опасности.

 В них нет эмоциональной основательности, чтобы плакал так

плакал, а радовался так уж радовался. Их эмоциональность как летний дождик: и капает, и солнышко, а в результате ни того ни другого.

Более всего у инфантильных страдает волевое начало. Задержка развития лобных долей головного мозга с их функцией долговременного целеобразования и планирования предопределяет и тенденцию к задержке формирования воли.

Неправильное воспитание усугубляет инфантильность волевого фактора у таких детей. Какая уж тут воля, если ребенку до пяти — семи лет неведомы серьезные усилия в преодолении трудностей. Волевой компонент заложен в темпераменте, но и эту его сторону, как и прочие, полезные, не развили.

И волевое начало у инфантильного так и не разовьется, если не принять мер к перевоспитанию.

Второй вариант психического инфантилизма — общая психофизическая незрелость по инфантильному типу (гармонический инфантилизм, когда ребенок миниатюрен физически и выглядит младше своего возраста социально, по Е.Е. Сухаревой). Предпосылки и причины его те же, что при первом варианте.

 Однако недозрелость во втором варианте тотальна. Ребенок не только ведет себя как более младший по возрасту, но и выглядит в пять лет как трехлетний. Он рождается с малым весом и ростом, миниатюрен. Это «мальчик с пальчик» или девочка-«Дюймовочка». Таких детей и называют уменьшительными именами: гуленька, зайчик, малютка.

Ребенок с данным вариантом психического инфантилизма грациозен, подвижен, но слаб и хрупок.

Не отставая в психомоторном и психоречевом развитии, своевременно осваивая все навыки и умения, рисование, счет и чтение, такой ребенок еще и музыкален, эмоционально живой, но, как и в первом варианте, у него задерживается дозревание высших социальных функций.

Время идет, а ребенок не готов к равноправному общению со сверстниками и вопиюще несамостоятелен. Он из тех, кто не созревает к сроку. Подобное встречается и в животном мире, но там такой детеныш обречен. Выводок уводят, а он остается в логове.

Ребенок со вторым вариантом психического инфантилизма — дитя надолго, если это своевременно не преодолевают. Его хрупкость, миниатюрность вызывают тревогу у родителей. У него плохой аппетит, и он часто болеет. Он шалун, но в меру, часто тихоня.

Он не требователен и не капризен, ласков и послушен.

Такой ребенок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. И его воспитание, как правило, приобретает тревожные тенденции. В детском садике воспитательница оберегает его, и это не вызывает протеста с его стороны. Он принимает покровительство старших как должное.

Учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает от себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость, и даже сверстники охотно играют с ним, отводя ему роль маленького, проецируя на него зарождающийся родительский инстинкт, защищают, утешают, если он плачет.

И ребенок принимает отводимую ему роль. Она удобна и приятна.Он не хочет взрослеть и в школьные годы. Если события развиваются в таком же направлении, он, став взрослым, продолжает играть ту же роль. И тогда речь идет о мужчине-сыне, женщине-дочери уже в брачных отношениях, когда его опекает жена, ее — муж.

У психически инфантильного по второму варианту нет чувства несостоятельности. Он принимает свою данность. Соответственно у него редок невроз. Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен.

 Очевидно, что такой человек не приспособлен к жизни и рано или поздно его ждет крах, несостоятельность, своеобразная инвалидность.

Между тем правильное воспитание может увести от инфантильности.

В таком случае к шести — восьми годам ребенок дозревает в высших психических функциях, приобретает качества мужественности и после завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью, компенсируемой физической ловкостью и нормальным здоровьем.

Психически инфантильного по второму варианту не торопят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год-два, и к школе дозреет. И вновь мы видим: воспитание решает многое.

Совершенно недопустим третий вариант психического инфантилизма.

Ребенок рождается гармоничным во всех отношениях, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным воспитанием. Подобное чаще всего бывает у родивших поздно, долго ждавших ребенка, истосковавшихся в ожидании. Шестеро взрослых любуются, тешатся одним младенцем.

Самый интересный детский возраст — от двух до трех лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем, хотят и преуспевают в этом. Третий вариант психического инфантилизма целиком обусловлен неправильным воспитанием, когда здорового сделали незрелым и развитие лобных функций мозга искусственно задержали.

Инфантилизм в таком случае культивируют изнеживанием и гиперопекой, от сверстников и жизни отгораживают. За ребенка думают и все за него делают, дорогу перед ним расчищают, препятствия с его пути убирают и, что бы он ни сделал, все ему прощают. А он, не ведая ни о чем, идет навстречу жизни, и встреча эта не сулит ему ничего хорошего.

Дело осложняется тем, что психическое развитие следует жесткой генетической программе и упущенное по возрасту во многом оказывается упущенным навсегда. В результате после пяти с половиной лет ребенок уже инфантилен объективно, как если бы ему повредили мозг. В первых двух вариантах начиналось с повреждения, в третьем — заканчивается им. И третий вариант хуже первых двух.

Читайте также:  Воспаление слезного канала: 5 способов лечения, симптомы и фото

Хуже и прогноз. Тяжелее преодоление.

Мать в панике. Крупный и внешне ни в чем не уступающий сверстникам ребенок на уроке извлекает из портфеля игрушку и забавляется ею; встает, не обращая внимания на запрет учительницы, и идет к двери; в открытую говорит с соседом и просится к маме. Дома он стремится только играть. Он эгоцентричен и не признает отказа ни в чем. Состояние родителей он попросту игнорирует.

Он капризен, требователен и истеричен. Его детскость уже никого не радует. «Доктор, помогите!» А доктору грустно. Перед этой семьей у доктора были другие пациенты с тяжелыми врожденными или возникшими по не зависящим от родителей причинам заболеваниями. Все было понятно. Надо лечить, помочь в беде. А тут сами здорового превратили в больного.

Ребенку с третьим вариантом психического инфантилизма угрожает истерический невроз.Все вышесказанное — серьезное предупреждение тем родителям, бабушкам и дедушкам, которые поощряют инфантильное развитие своих детей и внуков.

Пресловутое сюсюканье, восхищение детскостью «милой малютки», сверхопека, лишение самостоятельности, воспитание трехлетних как полуторагодовалых, а пятилетних как трехлетних чреваты тяжелейшими последствиями, В угоду эгоцентрическим тенденциям, наслаждению детством «дорогой крошки» приносится в жертву будущее человека.

Родившегося с психическим инфантилизмом или приобретшего его в связи с неблагоприятными воздействиями в первые месяцы жизни лечит врач-психоневролог, способствуя дозреванию высших нервно-психических функций; его консультируют по показаниям врача-эндокринолога. В случаях, когда необходимо стимулировать дозревание, народная медицина рекомендует апилак, элеутерококк и крапиву аптечную.

Более эффективные средства укажет, индивидуально и по показаниям, лечащий врач. Такому ребенку полезны ванны с морской солью, купания в Черном, Азовском или Каспийском морях, пребывание на солнце, но в панамке, майке и шортиках. Пусть загорают лицо, ручки и ножки. Однако загорать он должен не на пляже, а на прогулке, в игре на воздухе.Главное же — правильное воспитание.

Усилия направляются прежде всего на социализацию ребенка. Подчеркнуто, настойчиво прививаются понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Соблюдение с первых месяцев жизни режима сна, бодрствования, вскармливания в данном случае важно еще и как дисциплинирующее, социализирующее ребенка воспитание. Ребенку настойчиво разъясняют последствия его ошибок, шалостей.

Ему позволяют ушибиться, чтобы дать возможность прочувствовать, когда и отчего бывает больно. Такого ребенка постоянно побуждают преодолевать посильные трудности, неприметно помогая и радуясь вместе с ним его победам. Радость эти дети любят, остается только доказать им на практике, что она в преодолении трудностей и в достижении результата, цели.

Инфантильного своевременно, не щадя усилий, обучают навыкам и умениям. И это в данном случае не только необходимо для обыденной жизни, но и путь к преодолению психического инфантилизма. Инфантильный стремится к детям младше себя, а его следует побуждать к общению со сверстниками, помогая равноправно сотрудничать с ними и устраняя конфликты.

Чрезмерность проявления эмоций мягко умеряется; взрослые воспитывают в инфантильном углубленную эмоциональность, особенно отзывчивость.Воздействие родителей на психически инфантильного реализуется через игру. С ним играют во все, что встречается в жизни ребенка его возраста. Играют, например, в детский сад, где он в роли воспитателя, а отец в роли непослушного ребенка.

В игре отрабатывают навыки, необходимые для успешной адаптации в детском саду. С ним играют в школу, и он выступает как учитель, требующий от ученика дисциплинированности. С ним обыгрывают саму детскую игру, готовя к играм со сверстниками. В совместной игре высмеиваются безалаберность, неорганизованность, непродуманность последствий поступков и сами неразумные поступки, эгоизм.

В игре ставится цель, разрабатываются планы ее достижения, в игре она и реализуется.

Если же, несмотря на воспитательные усилия, инфантильный окажется не готовым к школе в семь лет, лучше задержать такого ребенка на год в подготовительной группе детского сада и в восемь лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника, чем скомкать начало школьного обучения, а возможно, и все его целиком.

Физические особенности. Акселерация и инфантилизм (продолжение)

Инфантилизм и его виды. На фоне общей акселерации за­держка физического и сексуального развития стала особенно острой проблемой. Инфантильные подростки среди акселерированных сверстников сильнее ощущают свою неполноценность.

Инфантилизм не менее, чем акселерация, может служить почвой для нервно-психических расстройств, как эндогенных (шизофрения, некоторые виды конституциональных психопатий и др.), так и психогенных.

Физический инфантилизм часто соче­тается с психическим, т. е. с незрелостью для данного календар­ного возраста поведения, интересов, с недостаточной самостоя­тельностью, недоразвитием чувства долга, ответственности и т. п.

при вполне удовлетворительном интеллекте и спо­собностях.

Инфантилизм довольно распространен в общей популяции — в нерезко выраженной степени его можно встретить по крайней мере у 10% подростков.

При нем создается предрасположение к непсихотическим психопатоподобным нарушениям поведения и к психопатоподобным и неврозоподобным картинам при шизоф­рении [Лебединская К. С., 1969; Сосюкало О. Д. и др., 1978, 1980].

Установлены определенные корреляции между инфанти­лизмом и типами акцентуаций характера — чаще встречаются истероидный и лабильно-истероидный, неустойчивый и конформ­ный типы, заметно реже — эпилептоидный [Мельникова В. И., Шишулин В. П., 1979].

В подростковом возрасте можно видеть следующие типы инфантилизма, сходные с теми, которые были описаны Г. Е. Су­харевой (1959) в детском возрасте.

Психофизический, или гармоничный, инфан­тилизм начинает выявляться с первых классов школы, но особенно явным становится именно в подростковом возрасте.

Характерно грацильное, тонкое телосложение, мелкие черты лица, его не по возрасту «детское выражение», а также чрез­мерная эмоциональная и вегетативная лабильность.

Отставанию в физическом созревании соответствует сохранение интересов и увлечений, а также манеры вести себя, свойственных более младшему возрасту. Не только в среднем, но даже и в старшем подростковом возрасте доминирует интерес к играм.

Такие подростки любят компании более младших товарищей и отличаются несамостоятельностью, детской бесцеремонной требователь­ностью, капризностью и некоторой наивностью при достаточном запасе знаний — учатся обычно вполне удовлетворительно.

На всем протяжении подросткового возраста — от 13 до 17 лет — у инфантильных мальчиков обнаружено достоверное снижение уровня тестостерона в крови [Коханенко Э. М. и др., 1983; Александров А. А., Стабровский Е. М., 1984].

Психический инфантилизм на фоне нор­мального или акселерированного физиче­ского развития особенно проявился в последние десяти­летия. Он обнаруживается в среднем и старшем подростковом возрасте и касается прежде всего интересов и поведения.

Задер­живается развитие чувства долга, ответственности, умения согласовывать свои желания с обстановкой, с интересами дру­гих, гибко учитывать ситуацию. Медленно формируются морально-этические принципы. Несмотря на ускоренное физиче­ское развитие, иногда бросается в глаза детское выражение лица («лицо ребенка на туловище взрослого»).

Этот вид инфан­тилизма может служить хорошей иллюстрацией психического дизонтогенеза [Ковалев В. В., 1981] — неравномерного разви­тия различных сторон психики: ускорения одних, задержки других.

Дисгармоничный (эндокринопатический) инфантилизм бывает связан с нарушением или некоторой недостаточностью функции эндокринных органов — гипофиза и половых желез прежде всего (гипогенитальный и гипофизарный инфантилизм).

Гипогенитальный инфантилизм бывает двух видов — консти­туциональный и церебрально-органический.

Конституциональный гипогенитализм проявляется запазды­ванием появления вторичных половых признаков, недостаточным развитием гениталий (у мальчиков половой член обычно малого размера). Детское круглое румяное лицо нередко сочетается с высоким ростом.

Особенно длинными бывают голени и бедра при умеренном развитии кистей и стоп (высокий рост при акселерации обычно сочетается с крупными кистями и стопами — таким подросткам требуются большие размеры перчаток и обу­ви). Костяк и мышечная система развиты слабо.

Показатели окостенения запаздывают на 2—3 года. Может наблюдаться склонность к полноте.

К 18—19 годам в отношении сексуального развития такие подростки обычно догоняют своих сверстников и превращаются в высоких юношей и девушек с достаточно развитыми вторич­ными половыми признаками [Лебединская К. С., 1969].

Присущие же таким подросткам черты психического инфан­тилизма сохраняются и тогда, когда они становятся взрослыми. Медлительность и неуклюжесть движений, ручная неумелость, нерешительность в поступках сочетаются со склонностью к импульсивности.

Они отличаются робостью, осторожностью и большой привязанностью к родителям. Рано осознают и тя­жело переживают свой недостаток и избегают всех ситуаций, где их сексуальное недоразвитие может обратить внимание сверстников.

Повзрослев, они остаются наивными, ищут опеки у старших, очень осмотрительны в выборе сексуальных партне­ров и при вступлении в брак.

акселерация – предыдущая | следующая – ретардация

Подростковая психиатрия. Содержание.

Записаться на онлайн прием

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]