Перейти к содержанию
« Все Семинары
Заходя в кабинет к психологу, использующему в работе песочную психотерапию, дети часто первым делом обращают внимание на голубую песочницу и радостно восклицают: «Ой, песок в комнате, а можно поиграть?!», а взрослые клиенты испытывают недоумение.
Зачем взрослому человеку нужен ящик с песком, игрушки, и как всё это может помочь клиенту в решении его взрослых проблем?
Однако еще со времен К.Г. Юнга песок широко используется в самых разных направлениях психотерапии.
Постройка мира на песке позволяет человеку не только выразить свои чувства к происходящему, но и взглянуть на проблему с другой, иногда совершенно неожиданной стороны.
А еще можно в этом самом песочном мире попытаться решение проблемы найти и тут же проиграть, испробовать разные способы и посмотреть, к чему они могут привести. И хотя внешне это выглядит как простая перестановка клиентом игрушек, внутри при этом может происходить глубокая и непростая работа.
К тому же на пространстве песочницы можно сделать сколько угодно ошибок, начать сначала любое количество раз до тех пор, пока нужное решение не будет найдено
И это намного безопаснее, чем набивать себе шишки в реальной жизни, где, как мы знаем, возможности переиграть сделанное может и не быть. Именно поэтому песочную психотерапию так любят психологи всех направлений, и мы приглашаем всех желающих приобщиться к удивительному миру песочных картин.
- для практикующих и будущих психологов, психотерапевтов, врачей, психиатров, педагогов, социальных работников и всех желающих расширить свои знания об этом методе.
- раскрыть особенности песочной терапии как метода;
- на практических примерах продемонстрировать, как картина мира клиента в метафорическом виде отражается в его песочной постройке;
- показать, как в песочнице проявляются различные личностные нарушения (проблемы с границами, неумение понимать свои желания, проблемы с постановкой и достижением цели и др.);
- дать возможность слушателям приобрести опыт и навыки работы в песочной терапии.
- Песочная психотерапия (Sand-Play): что это такое, сходство и отличие от других арт-методов.
- Оборудование кабинета для песочной психотерапии: требования к помещению, песочнице, набору фигурок.
- Метафорическое отражение проблематики клиента в построенной им композиции – суть песочной психотерапии. Почему это происходит, как в песочной картине представлены личностные нарушения клиента.
- Работа с песочной композицией как с метафорой картины мира клиента.
- Диагностика: — Принципы анализа песочных композиций,— Диагностика проблемных зон в песочной постройке: что такое «энергетический узел», как его обнаружить и что с этим делать.
- Работа с песочной композицией как с метафорой картины мира клиента.
- Терапевтическое воздействие: — Тренировка умения задавать вопросы: что и как спросить у клиента, чтобы личностные нарушения стали для него очевидны, как с помощью вопросов организовать поиск решения клиентом его проблемы.— Различные виды инструкций (проективные, предметные, альтернативные): как выбрать инструкцию для конкретного клиента, особенности работы с каждым видом, практическая отработка.
- Организация психотерапевтической работы с песком в зависимости от возраста и количества клиентов: — Использование песочницы в работе с детьми и взрослыми, в чем особенности.— Возможности использования песочницы в групповой работе, семейном консультировании.
- участники семинара познакомятся с удивительным миром песочных картин, смогут побывать в роли клиентов и терапевтов, получить методологию и навыки организации терапевтической работы в песочнице.
Видеофрагменты занятий:
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке (методический практикум по песочной терапии)
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.
- Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия
- Штейнхард Ленор Юнгианская песочная психотерапия
Справки по телефону: +7 (495) 987-44-50.
Юнгианская песочная Sandplay терапия с детьми и взрослыми. Статья. Аналитическая психология К.Г.Юнга. Самопознание.ру
Метод юнгианской песочной терапии Sandplay позволяет совершить увлекательное путешествие в себя, в свой мир, понять и принять свои чувства и состояния. Именно Sandplay терапия даёт возможность клиенту представить в образах то, что его волнует, и объективно происходит в его внешнем и внутреннем мире.
Sandplay активизирует врождённые ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения на пути индивидуации. Sandplay — «игра в песок» позволяет снизить уровень сопротивления изменениям и, следовательно, исчезает ощущение нереализованности. У человека возникает ощущение управления собственной жизнью и контроля над ситуацией.
Этот метод особенно эффективен в тех случаях, когда дети не могут с лёгкостью рассказывать о себе. Бывает так, что дети испытывают трудности вербального выражения, им сложно подобрать слова, чтобы описать то, что происходит с ними, и найти возможное решение возникших проблем. Юнгианскую песочную Sandplay терапию с детьми рекомендуется проводить регулярно, не менее 1 раза в неделю.
Конечно, даже минимальное количество встреч принесёт пользу. Но опыт показывает, что самый полезный и долгосрочный результат даёт длительная работа, не менее 20 встреч с ребёнком, и регулярные беседы с его родителями. На первой встрече совместно с взрослыми мы обговариваем условия работы и подбираем оптимальный график встреч.
Ограничением для Sandplay терапии являются случаи психического заболевания, диагностированного квалифицированным специалистом, наличие кожных и других заболеваний, при которых ребёнку нельзя играть с песком.
Стоит привести ребёнка на Sandplay терапию в следующих случаях:
- Изменения в поведении ребёнка, которые настораживают вас: его страхи, замкнутость, ранимость, пугливость или усталость; жалобы на боли; агрессия, несдержанность, пугающие вас реакции на окружающих и пр.
- Психосоматические симптомы. Неврозы.
- Жалобы на поведение ребёнка от воспитателей и учителей.
- Беспокойство и чувство, что с ребёнком происходит что-то не совсем понятное.
- Перемены в жизни семьи, даже если вам кажется, что ребёнок пережил это более или менее нормально: развод родителей (или подготовка к разводу), смена садика, школы, переезд в новую квартиру, болезни и смерть родственников или домашнего питомца и пр.
- Психотравмирующие ситуации в жизни детей и/или его родителей, которые также могут повлиять на ребёнка.
- Проблемы в супружеских и семейных отношениях (ссоры мамы и папы, конфликты между родственниками, измена партнёра, даже если ребёнок об этом, как вам кажется, не догадывается и др.).
- Проблемы у самих родителей: например, ощущение мамой или папой бессмысленности или запутанности своей жизни, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях… Ваш собственный личностный кризис.
Юнгианская песочная Sandplay терапия со взрослыми проводится в следующих случаях:
- Чувство одиночества, комплексы, страхи, фобии, депрессия, хроническая усталость, неопределённость, душевная боль.
- Психическая травма. ПТСР.
- Проблемы в супружеских и партнёрских отношениях (развод, конфликты, измена партнёра, утрата близких и др.).
- Ощущение бессмысленности жизни, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, потеря себя.
- Непонимание смысла жизни, своего предназначения. Поиск ответов на вопросы: «Кто я?», «Почему это со мной происходит?». Личностный кризис. Проблема самореализации.
К психологу приходят и успешные в работе и личной жизни взрослые клиенты. В таком случае работа методом Sandplay помогает им понять, как реализовать свой потенциал в полной мере!
На что опирается юнгианский песочный Sandplay терапевт в своей работе? Барбара Тернер пишет, что создательница метода Дора Калфф рассматривала Сэндплей процесс как спуск в глубины психики с центрированием на Самости, за которым следует развитие здорового, более адаптивного Эго. В своей книге «Руководство… Читать дальше | После работы с ребёнком методом юнгианской песочной Sandplay терапии мамы, конечно, спрашивают у дочери или сына: «Ну как, понравилось?» И знаете, что чаще всего отвечают дети? «Да, она не говорит мне, что делать!». Экслайн (Axline, 1969) формулирует восемь основных принципов, которые служат направлению… Читать дальше |
Часто родители понимают, что что-то идёт не так, когда у детей появляются проблемы в школе. Это могут быть проблемы с усвоением учебного материала, с общением с одноклассниками, с учителем… В это же время могут проявляться конфликты с братьями и сёстрами, родителями. Нарастают обиды, раздражительность… Читать дальше | Дело в том, что не все клиенты, приходящие в терапию, могут с лёгкостью рассказывать о себе и свободно ассоциировать. Бывает и так, что клиенты испытывают трудности вербального выражения, им сложно подобрать слова, чтобы описать то, что происходит с ними и возможное решение возникших проблем. Работа… Читать дальше |
Общепризнано, что беременность для женщины является периодом повышенного риска соматического и психического здоровья. Жалобы беременных невротического характера объясняются либо «особым положением» женщины и игнорируются, либо ведут к назначению симптоматической медикаментозной терапии. Во время… Читать дальше | …Наверное, нет такого человека, который не играл бы в детстве в песочнице во дворе, не строил замки на морском берегу или запруды у ручейков, не засыпал песком маленькие «секретики» — красивые цветочки и травинки, прикрытые стёклышком. При построении композиций на песке возрождается способность людей… Читать дальше |
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная… Читать дальше | Психосоматические расстройства у детей являются довольно частой причиной обращения за врачебной и психологической, психотерапевтической помощью. (Захаров А.И., Андропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С., Николаева В.В., Арина Г.А.). Эти состояния распространены в детском возрасте и во многом это связано с тем, что… Читать дальше |
- ВКонтакте
- От посетителей портала0
SANDPLAY (сендплей) (песочная терапия) как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
- Черных Елена Викторовна
- Организация: МБДОУ «Полтавский детский сад «Родничок»
- Населенный пункт: Омская область, Полтавский район
Аннотация: в статье представлена инновационная технология SANDPLAY(сендплей) (песочная терапия) педагога в работе ДОУ как метод организации воспитательно — образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, раскрывает актуальность инновационных технологий, в содержании понятия «песочная терапия». В статье рассматриваются здоровьесберегающие особенности дошкольников в образовании. Также идет речь о сотрудничестве с родителями и о возможных направлениях их взаимодействия.
Ключевые слова: сендплей (песочная терапия), инновационные технологии, здоровьесбережение.
Внедрение ФГОС в дошкольное образование, требования к структуре базовой образовательной программы для дошкольного образования привели к значительным изменениям в организации улучшения управления системы ДОУ. В соответствии с ФГОС, улучшение образовательного процесса, ведёт к улучшению профессиональной компетенции современного педагога ДОУ.
Работа в детском саду помогает укрепить и сохранить здоровье детей с обязательным применением здоровьесберегающих технологий.
«Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимодействие и взаимосвязь всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития и обучения».
Актуальность применения SANDPLAY (сендплей) (песочная терапия) педагога в работе ДОУ: преодоление трудностей в общении (коммуникативная сфера), предоставление возможности быть самим собой, коррекция детско-родительских отношений, развитие познавательных интересов, детские стрессы, тревожность. То есть здоровьесберегающие образовательные технологии значимо влияют на здоровье детей.
Главной целью моей работы является развитие тактильной чувствительности, создание положительно — эмоциональной атмосферы в группе. Преодоление трудностей отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, психических процессов, мелкой моторики, стимулирование познавательных способностей.
Гиперактивные дети, невнимательные требуют к себе внимания, стимулирование, доверительного и доброжелательного отношения с социумом. Для преодоления трудностей может помочь терапия с песком.
Песочная терапия (сендплей)- возникла в рамках аналитической психологии в ХХ веке. В век инновационных технологий он находит довольно широкое распространение в России и используется для работы, как с детьми, так и с взрослыми.
- терапия имеет свои принципы: — реабилитации психологического состояния ребенка. Выполнения самых элементарных заданий, игр и упражнений на песке. Создаются картинки, несколько маленьких фигурок животных, людей. Песок способен помочь ребенку выразить эмоции, свои чувства, раскрыться, когда испытывает трудности передать с помощью слов душевные переживания, чувства, тревоги. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям; — проявления творческой активности, избавление от застенчивости, конфликтности в общении. Задания должны соответствовать возможностям ребенка. На основании проведенных игр можем увидеть проблему и найти пути ее решения. Отличительной чертой песочной терапии является ненавязчивость самого метода и возможность создания самых неожиданных образов. Сегодня метод песочной терапии широко применяется в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии.
- основой для разработки технологии явились работы автора метода «Песочной игры» — юнгианского аналитика Доры Калф; доктора психологии, директора Санкт-Петербургского Института «Сказкотерапии» — Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т.М., авторы книги «Чудеса на песке» и песочной игротерапии; Эффективность взаимодействия педагога и родителей уже с первой младшей группы, в процесс адаптации ребенка к ДОУ, в первые две недели пребывания в детском саду, мы знакомим с сенсорной комнатой, где диагностика проводится посредствам применения методов сендплей (песочной терапии). Родители наблюдают за играми детей с педагогом, и дома используют их в процессе не только адаптации, но и по необходимости, коррекции трудностей в развитии ребёнка. Во время песочной терапии важно учитывать:
- Простоту. Заниматься рисованием на песке, даже смогут совсем маленькие дети. Развивать моторику эта игра поможет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками.
- Красоту. Созданные картины на стекле с подсветкой удивят своей красотой и необычностью, как взрослых, так и детей.
- Пластичность. Легко менять детали изображения с помощью песка, а одной и той же поверхностью рабочей можно пользоваться большое количество раз.
- Борьба со стрессом. Родители и дети, манипулируя сыпучими материалами, избавляются от негативных эмоций. Рисование происходит пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений.
Игры можно использовать из данных источников:
1 (Диагностика и коррекция психического развития дошкольников — Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, Минск, 1997;
2. Тест цветового выбора Люшера.
- 3. Графические тесты:
- -Дом, дерево, человек (Дж. Бак);
- -Дорога в Детский сад;
- Эффективность данной технологии:
- 1. Процесс адаптации к ДОУ происходит безболезненно;
- 2. Работа с песком дает возможность коррекции детско-родительских отношений, раскрывать эмоциональный мир ребенка;
3. Преодолеваются трудности в психическом развитии. Родители понимают собственного ребенка, учитывая особенности и закономерности его развития, достигают способность к эмпатии, пониманию переживаний и интересов друг друга.
Вывод. Игры с песком поддерживают психическое здоровье ребенка, развивают познавательный интерес, личность ребенка, формируют положительное отношение к людям. Для родителей и педагога помощник для гиперактивных, эмоциональных детей.
Список литературы:
- Грабенко Т.М., Зинкевич Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии.- СПб: Издательство «Речь», 2005
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96
- Большебратская Э.Э. «Песочная терапия» — Петропавловск, 2010 г
Сведения об авторе: Черных Е.В., воспитатель 1категории МБДОУ « Полтавского детского сада «Родничок» Полтавского района Омской области».
Приложения:
Кому может помочь песочная терапия и как она работает — Лайфхакер
Песочная терапия — это один из инструментов психологов, который применяется преимущественно в работе с детьми, но эффективен и для консультирования взрослых. Для неё используют собственно контейнер с обычным или кинетическим песком и набор маленьких фигурок — животных, людей, домов, деревьев, динозавров, фантастических существ.
Эту методику, которая считается разновидностью игровой и арт‑терапии, разработала и внедрила в практику психотерапевт Дора Калфф. Она объединила приёмы юнгианского подхода в психотерапии, буддийские техники, элементы игры и творчества.
Песочная терапия относится к проективным методикам. Она даёт возможность обойти защитные механизмы психики человека и помочь ему в форме игры или творчества рассказать о том, что его волнует. К тому же игры с песком — приятное медитативное занятие, которое позволяет расслабиться, почувствовать себя комфортно, снять стресс, настроиться на работу с психотерапевтом.
Как проходит песочная терапия
После предварительной беседы психолог даёт контейнер с песком и набор фигурок и просит клиента построить композицию, которая отражает его внутреннее состояние, беспокоящую проблему, отношения с близкими, возможные для него пути решения жизненных трудностей. Или просто дать волю творчеству и слепить всё, что душе угодно.
После клиент со специалистом обсуждают получившуюся песочную «инсталляцию»: что она означает; почему её автор выстроил фигурки именно так, а не иначе; что символизирует для него предметы; как это всё пересекается с его жизнью в данный момент. Психолог также может попросить перестроить композицию, чтобы помочь клиенту изменить отношение к каким‑то вопросам или взглянуть на них под другим углом.
Кому помогает песочная терапия
В первую очередь детям. Хотя бы потому, что им нравится играть с песком и предубеждений, что это глупо и несерьёзно, у них нет. Поэтому именно в работе с детьми техники песочной терапии задействуют чаще всего и именно на них сконцентрированы немногочисленные исследования этого метода.
Для детей песочная терапия бывает эффективна в нескольких случаях.
- Если они пережили травму. В том числе — физическое и сексуализированное насилие. С помощью песка и фигурок им проще рассказывать о своём опыте, особенно если они пока слишком маленькие и не могут подобрать нужных слов. К тому же занятия с песком помогают улучшить эмоциональное состояние.
- Если у них расстройство аутистического спектра. Например, дети с синдромом Аспергера благодаря песочной терапии чувствуют себя лучше и развивают навыки взаимодействия с другими людьми.
- Если они ведут себя агрессивно. Одно небольшое исследование показало, что после 16 получасовых сессий песочной терапии дети становились менее возбудимыми и агрессивными.
- Если они страдают от низкой самооценки, депрессии и тревожности. Ученики начальных классов из Южной Кореи после песочной терапии стали более уверенными в себе, а депрессивные симптомы у них уменьшились. Для школьников с проявлениями тревожности песочная терапия тоже оказалась результативной.
Для взрослых песочная терапия также применяется, но исследований на эту тему почти нет, как и чёткого списка показаний. Поэтому специалисты используют этот подход на своё усмотрение, например, чтобы помочь клиентам справиться со стрессом, пережить травмирующие события, выйти из затруднительной ситуации.
Кому песочная терапия не подойдёт
Прежде всего тем, кому метод заранее не нравится и у кого вызывает сильное сопротивление.
Скажем, игры с песком кажутся человеку несерьёзными, он не любит такие занятия, стесняется строить домики и расставлять фигурки при специалисте.
Или сомневается, что это вообще эффективно и психолог сможет корректно интерпретировать его композицию и сделать верные выводы. В этих случаях психотерапевты стараются выбирать другие подходы.
Также важно помнить, что песочная терапия — только один из инструментов, она не универсальна и не может как по волшебству решить все проблемы.
Можно ли использовать техники песочной терапии самостоятельно
Полноценную терапию сами себе вы вряд ли устроите: рядом просто не будет человека, который поможет разобраться, что вы такое построили и как это интерпретировать.
При этом играть с песком никто не запрещает. Это приятное, безобидное и недорогое занятие, которое помогает расслабиться, снять стресс и снова почувствовать себя ребёнком. Например, небольшое исследование показало, что после игр с песком у взрослых в слюне снижается уровень кортизола — гормона, ответственного за реакцию на стресс.
Вы можете купить себе пару килограммов разноцветного кинетического песка, формочки, фигурки и строить то, что нравится. Или просто пересыпать песок из ладони в ладонь, сминать его в руках, лепить «куличики» и «пирожки», рисовать на поверхности разные рожицы, загогулины и символы. Если после этого вам станет комфортнее и спокойнее, можно считать, что песочная терапия удалась.
Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми с нарушениями речевого и интеллектуального развития
Бурачевская, О. В. Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми с нарушениями речевого и интеллектуального развития / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2277/ (дата обращения: 14.05.2022).
В статье рассматриваются основные виды арт-технологий. Описываются ключевые направления использования песочных технологий в работе с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов.
Приводятся методические рекомендации по включению техники sand-play в коррекционно-развивающий процесс.
Демонстрируются варианты применения инновационных арт-технологий — песочной технологии, пескографии, техник sand-play и sand-art в работе дефектолога.
Ключевые слова: арт-технология, визуальные арт-технологии, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-play, sand-art, песочная терапия
Различные виды искусства все чаще рассматриваются в качестве средств коррекционно-развивающего обучения [1; 4; 10; 11].
Современные исследователи, рассматривая коррекционные возможности арт-технологий, рассматривают их как технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности, базирующуиеся на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочиванию своих связей с ним в любой художественной, символической форме. Коррекционные возможности арт-технологий связаны, прежде всего, с представлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества.
Арт-технологии представляют собой совокупность методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся жанровой принадлежностью к определенному виду искусства и коррекционной направленностью их применения [3; 6].
Педагогическое направление арт-технологий имеет неклиническую направленность и рассчитано как на потенциально здоровую личность, так и личность с особенностями в развитии. На первый план в педагогическом подходе выходят задачи развития и коррекции, воспитания и социализации.
Центральная фигура в арт-технологии — личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
При использовании арт-технологий в коррекционно-развивающей работе, их систематизация основывается на классификации видов искусства.
Выделяют следующие основные виды арт-технологий: визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-технология, ландшафтная арт-технология); музыкальная арт-технология; драматехнология; нарративные арт-технологии (библиотехнология и сказочная арт-технология) [3; 6: 8; 10; 11].
От современного искусства арт-технологии отличает то, что для нее важен в первую очередь процесс творчества и нет особой необходимости в специальных навыках.
Говоря о творчестве с точки зрения арт-технолоий, акцентируется внимание не на общепринятым о нем понимании, как о процессе создания новых материальных и духовных ценностей, а рассматривается как расширение своих личностных границ и пределов своего существования, пробуждение активности, направленной на реализацию предельных творческих возможностей.
Песочная технология — один из психологических, коррекционных и развивающих методов, направленных на разрешение актуальных проблем ребенка с речевыми и (или) интеллектуальными нарушениями в развитии [8, с.56].
Рассмотрим ключевые направления коррекционной, развивающей или терапевтической работы, связанные с использованием песка.
В первую очередь, это игра в песочнице (sand play); песочная скульптура, инсталляция, ассамбляж;рисование песком (sand-art), а также смешанные мультимодальные техники.
Особый практический интерес представляет исторический опыт применения песочных технологий в работе с детьми. Впервые применила песок как психолого-педагогическое средство воздействия еще в 1920–1930-х годах Маргарет Ловенфельд.
Разработанная Техника активного воображения Карла Юнга стала базой для авторского метода «Песочной терапии» Доры Калф. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали также Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты.
В 70-е годы XX века появился новый вид искусства с использованием песка, который получил наименование пескография или sand-art. Использовать песок для создания мультипликации одной из первых стала канадская художница Кэролайн Лиф.
Позже венгерский художник Фэренц Чако предложил формат «живого» рисования с одновременной проекцией на экран. Особую актуальность пескография как средство художественного воздействия на детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями получила уже в XXI веке.
Sand—play («игры спеском») и sand-art («рисование песком») одни из главных художественных открытий за последние пять лет [2].
Наблюдения и опыт многих зарубежных и отечественных исследователей демонстрируют, что перенос игр и упражнений в песочницу повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса [5; 10; 11].
С одной стороны, значительно повышается интерес к занятиям — наблюдается резкое возрастание познавательной активности; а с другой стороны, развитие познавательных процессов происходит более гармонично.
Песок, глина, тесто полимерные массы для лепки — самые «объемные» виды материалов, которые позволяют освоить трехмерное пространство.
Для работы спеском можно использовать классическую юнгианскую песочницу — деревянный поднос стандартного размера (50 см х 70 см х 8 см), дно и борта которого выкрашены в голубой цвет, что напоминает модель мира (голубое дно символизирует воду, а борта — голубое небо) [8].
Данные габариты песочниц оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия. Кроме того, время от времени можно менять цвета бортов юнгианской песочницы, согласно законам цветотерапии. Такой поднос с песком, или песочница — уникальный инструмент, позволяющий знакомиться со многими событиями жизни посредством песка, воды, миниатюрных фигурок и предметов.
В данной песочнице может использоваться любой песок природного цвета: речной, морской или кварцевый.
Использование технологий игр спеском предполагает использование белого стола для пескографии или светового планшета с акриловым стеклом [9]. Возможно создание рисунков из классического песка с использованием приема «света и тени», а также использование разноцветного кварцевого песка.
Специально для игр скинетическим песком и песочной анимации предусмотрены различные грабли, позволяющие разнообразить процесс рисования и создания скульптур. Для создания рельефных изображений используются грабельки с зубцами геометрической формы: треугольные, прямоугольные, закруглённые и квадратные.
Оставить на поверхности рельефные следы и фигурные отпечатки ребенок может также посредством специальных фактурных роликов, трафаретов, штампов и молдов либо простых кистей, палочек и собственных пальцев. Каждое такое приспособление оставляет на песке чёткие борозды разного размера и частоты, что позволяет значительно разнообразить техники рисования песком.
Выбор соответствующего оборудования зависит непосредственно от возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей ребенка, а также от задач коррекционного воздействия.
Технология sand—play многофункциональна, что позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития, воспитания и обучения, а также включаться в различные формы индивидуальных и групповых занятий: тематические тренинги, развивающие занятия по образовательным областям, индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с использованием песочного рисунка. Игра с песком может выступать как в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, так и в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Песочный рисунок или игра с песком может применяться в начале занятия для активизации и стимуляции, а также как элемент работы по коррекции зрительно-пространственных представлений и развитию конструктивной деятельности, двуручного взаимодействия.
Применение игр впесочнице синтезирует визуальные, звуковые, световые, речевые и художественные знаки, создавая художественный образ действительности.
Ключевое значение данного метода заключается в сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) активности ребенка [1; 7].
Использование песочных арт-технологий способствует развитию зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, образного мышления, пространственных представлений.
В коррекционно-развивающей работе используются различные приемы: манипуляции с песком (сжать его в кулаке, разжать, насыпать дорожки, засыпать их); отыскивание в песочнице предметов; поиск предметов, расположенных в определенном месте (по зрительной схеме или словесной инструкции); конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; составление узоров на песке и др.
Метод игр спеском «Sand-play» способствует развитию сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности [3; 6; 10; 11]. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях.
Благодаря песку у ребенка возникает идеальный тактильный и кинестетический опыт. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, а также сенсорное развитие ребенка с различными нарушениями [1; 3; 6].
В результате работы с детьми с нарушениями речевого и интеллектуального развития с применением техники sand-play прослеживается значительна положительная динамика развития речевых и интеллектуальных способностей детей.
Литература:
- Арзуманова Л. В. Применение арт-технологий в начальной школе для развития речи детей // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: материалы Междунар. науч-практ. конф. (г.Тамбов, 30 мая 2015г.). — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». — 2015. — С.16–18.
- Баканова А. С. Пескография (sand-art) — рисование песком на стекле // Научный форум: мат.VI Междунар. ст. электр. научн. конф. (2014 г.) [Электронное издание]. — URL: http://www.scienceforum.ru/2014/723/5138 (дата обращения: 25.01.2017).
- Бурачевская О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 139–142.
- Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97.
- Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 105–107.
- Бурачевская Т. В. Использование арт-технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 21 февраля 2017г.). — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. — С. 5–8.
- Зайцева Н. В. Психолого-педагогические основы реализации арт-технологий в обучении детей // Альманах современной науки и образования.– 2008. — № 4 (11). — C. 71–73.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
- Лифанова Н. М., Попова А. А. Арт-технологии в инклюзивном воспитании детей с ранним детским аутизмом // Социокультурная интеграция и специальное образование: сборник научных статей. М.:Перо. — 2015. — С.163–169.
- Burachevskaya O. V. The development of spatial perception and spatial representations in preschool children with General speech underdevelopment// European Applied Sciences: challenges and solutions, proceedings of the 2nd International scientific conference. — Stuttgart: ORT Publishing. — 2015. — P. 54–59.
- Rojers N. The Creative Connection for Groups: Person-centered expressive Arts for Healing and Social Changes. — California, Palo Alto: Science & Behavior Books, Inc. — 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): песок, песочная технология, ребенок, рисование песком, вид искусства, зрительное восприятие, коррекционная возможность арт-технологий, коррекционное воздействие, основной вид арт-технологий, песочный рисунок.
Ключевые слова: арт—технология, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-art, sand-play, песочная анимация, песочница, песочная терапия. Анализ психолого-педагогических исследований и обобщение практического опыта работы…
Основные термины (генерируются автоматически): песок, песочная технология, ребенок, техник, рисование песком, песочница, коррекционное воздействие, образовательный процесс, общее время, вид искусства.
Ключевые слова: арт—технология, визуальные арт—технологии, изо-технологии, песочная арт—технология, зрительно-пространственный гнозис, ориентация в пространстве, восприятие, представления, общее недоразвитие речи (ОНР).
ребенок, песочная терапия, поверхность песка, песок, развитие, мелкая моторика рук, голубой цвет, зрительное восприятие, какой-либо персонаж, мелкая моторика.
А сейчас мы более подробно остановимся на одном из видов коррекционной технологии, как песочная терапия. Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста.
ребенок, песочная терапия, поверхность песка, песок, развитие, мелкая моторика рук, голубой цвет, зрительное восприятие, какой-либо персонаж, мелкая моторика.
Ключевые слова: арт—технология, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-art, sand-play, песочная анимация, песочница, песочная терапия.
Песочные арт—технологии в работе с детьми с особенностями…
- Ключевые слова: песок, коррекционная работа, коррекция речи, занятия с песком.
- Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью
- Работу с песком можно разделить на 3 этапа: 1 этап: Знакомство с Песочной страной. Цели
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песочная терапия, поверхность песка, песок, развитие, мелкая моторика рук, голубой цвет, зрительное восприятие, какой-либо персонаж, мелкая моторика.