Алалия – неврологическое заболевание, при котором у ребенка наблюдается недоразвитость речи или она отсутствует вовсе. Такую патологию сопровождают нарушения слуха или мозговой деятельности.
Алалия характеризуется врожденным или приобретенным в раннем возрасте (до 3 лет) нарушением импрессивной или экспрессивной речи.
Чаще патология диагностируется у мальчиков и выявляется в основном у детей дошкольного возраста.
В медицине выделяют две формы болезни: сенсорная и моторная. Классифицируются они в зависимости от того, какая речевая часть поражена.
Сенсорная алалия – это патологическое состояние ребенка, при котором он не может нормально воспринимать речь окружающих, при этом его слух находится в полном порядке. Такую форму заболевания провоцируют поражения того участка коры головного мозга, который отвечает за слуховой анализатор речи.
Достаточно часто наблюдается задержка развития головного мозга и может возникать олигофрения.
Часто дети с сенсорной формой болезни могут составлять примитивные слова. Однако они не способны использовать уменьшительно-ласкательные названия.
В большинстве случаев пациенты произносят слова, в которых переставлены буквы или слоги, что затрудняет понимание речи.
Моторная алалия – это нарушение речи ребенка, что возникает в результате дисфункции участка головного мозга, где выполняется замыкание нервных окончаний речедвигательного анализатора.
В таком случае больной хорошо слышит и понимает речь окружающих, однако сам не способен освоить разговорные навыки.
Из-за нарушения артикуляции ребенок не способен произносить буквы и слоги и заменяет их на более простые (примитивные) звуки.
Причины развития алалии
Главной причиной развития алалии является травма головного мозга, которую ребенок может получить во время рождения. Предрасполагающими факторами является асфиксия, рождение недоношенного малыша, затяжные или стремительные роды, а также применение акушерских инструментов для извлечения плода из родовых путей.
Порой поражение мозга происходит еще в период перинатального развития. Чаще всего патологию провоцирует гипоксия плода, угроза выкидыша, травма живота с повреждением плода, наличие у беременной соматических болезней – гипертензии или гипотонии, легочной, сердечной или дыхательной недостаточности. Значительно увеличивает риск развития патологии внутриутробное инфицирование плода.
Реже алалия развивается в первые годы жизни ребенка (до 3 лет). Причиной этого может послужить перенесенная нейроинфекционная болезнь и другие неблагоприятные факторы. Как правило, это черепно-мозговая травма, менингит, энцефалит, гипертензия и до.
Причиной алалии может послужить и перенесенные ОРВИ, рахит или пневмония с осложнениями, перенесенный наркоз. Усугубить ситуацию может и неблагоприятная социальная обстановка – недостаток общения, отсутствие должного воспитания и др.
В некоторых случаях спровоцировать патологию может нарушение обменных процессов и алиментарная дистрофия.
Симптомы алалии
Клиническая картина заболевания может отличаться в зависимости от формы и тяжести заболевания. Чаще всего симптомами недуга является полное отсутствие речи или нарушение речевой функции.
Основными признаками моторной алалии является:
- Нарушение координации движений.
- Слабо развитая моторика пальцев на руках, что мешает детям освоить элементарные навыки самообслуживания, например, застегивание пуговиц, шнурование обуви или применение ручки во время письма.
- Плохая память, особенно плохо больные запоминают слуховую речь.
- У детей наблюдается нарушение восприятия, часто проявляются проблемы с вниманием и концентрацией на выполняемом задании.
- Часто у пациентов наблюдается гиперактивность, реже встречается обратная реакция – полная заторможенность и низкая двигательная активность.
- У 80% детей наблюдается сниженная работоспособность, быстрая утомляемость.
- В результате нарушения речевой функции страдает общее интеллектуальное развитие, но оно достаточно быстро компенсируется при нормализации речи.
- Нарушение артикуляции, в результате чего ребенок не способен произносить отдельные звуки, слоги и слова.
Словарный запас у ребенка значительно ниже нормы, характерной для конкретной возрастной группы. Как правило, это бытовые термины, которые регулярно используются в обиходе. Новые слова пациенты запоминают с трудом. Из-за маленького словарного запаса ребенок не способен составить длинное полноценное предложение, не может описать событие и передать смысл происходящего.
Основные симптомы сенсорной алалии:
- Ребенок не понимает речь окружающих людей, при этом у него идеальный слух и порой наблюдается гиперакузия (повышенная восприимчивость к звукам).
- Речь пациентов представляет набор звуков и звукосочетаний. Зачастую дети неосознанно повторяют речь окружающих людей, пропускают буквы и слоги в словах, объединяют разные части слов в одно.
- Нарушение речи провоцирует расстройство личности, приводит к задержке интеллектуального развития и неадекватному поведению.
Диагностика алалии
Диагностику заболевания выполняет логопед и невролог; в некоторых случаях дополнительно требуется консультация психолога и ЛОР-а. Первый специалист оценивает степень поражения речевого аппарата и анализирует его функционирование. Врач уточняет характер родов, анализирует сроки речевого и психомоторного развития.
Невролог определяет какие есть нарушения в интеллектуальном развитии ребенка и устанавливает невротическую настроенность пациента. Чтобы оценить степень поражения головного мозга проводится ЭЭГ, МРТ головы и рентген черепа. Отоларинголог исследует слуховую функции при помощи аудиометрии и отоскопии.
Важно дифференцировать алалию от тугоухости, аутизма, олигофрении и других патологий, которые имеют схожую симптоматику.
Лечение алалии
Лечение алалии комплексное и включает несколько направлений. Прежде всего проводится работа с логопедом, главная цель которого откорректировать речевые навыки ребенка. С этой целью создаются индивидуальные программы, рассчитанные на конкретного ребенка. Лечение проводится в специальных центрах, санаториях или в стационаре нейропсихологической лечебницы.
Медикаментозная терапия включает прием витаминных препаратов, которые обязательно должны содержать витамины В5 и В12. Достаточно часто используются препараты, улучшающие функционирование головного мозга.
Дополнительно проводятся физиотерапевтические процедуры: магнитотерапия, лазеротерапия, водолечение, иглоукалывание и др. Специалисты в комплексе работают над улучшением памяти, внимания и нормализации поведения. При моторной алалии искусственно пополняется словарный запас ребенка, стимулируется речевая активность и проводится работа над произношением звуков и формировании своей речи.
Во время лечения постоянно проводится наблюдение за ребенком педиатром и неврологом. Это позволяет оценить динамику выздоровления, своевременно выявить осложнения и откорректировать терапию.
Профилактика алалии
Предотвратить развитие алалии поможет защита головы ребенка от травм. В первую очередь это касается периода родов и новорожденности. Травмы в этом возрасте могут привести к необратимым последствиям и спровоцировать не только алалию, но и другие, более сложные патологии.
Источник: https://24doctor.info/disease/alaliya/
Актуальная информация о моторной алалии
Алалия − не такое хорошо изученное речевое нарушение как, например, дизартрия, входит в список заболеваний МКБ-10. Специалисты не могут определить точно механизмы ее возникновения и предлагают способы по эффективной коррекции этого дефекта.
При алалии нарушаются все речевые компоненты. У ребенка искажено не только звукопроизношение, но и грамматический строй, связная речь.
Чтобы преодолеть алалию, необходимо проводить комплексные занятия не только с логопедом, но и с неврологом, дефектологом, нейропсихологом, психологом.
Краткая характеристика и классификация
Алалия − это частичное или полное отсутствие речи у детей при сохранном слухе. Появление этого дефекта обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. Алалия считается одним из самых трудных речевых нарушений, потому что без помощи логопеда у ребенка не формируются средства общения.
Есть два вида алалии, отличающиеся механизмами образования:
- Моторная алалия − это когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может самостоятельно ответить. Про таких детей часто родители говорят, что они все понимают, только ответить не могут.
- Сенсорная − у ребенка нарушен не только механизм воспроизведения речи, но и ее восприятие. То есть он не понимает, что говорят окружающие. Характерная особенность этой формы − эхолалия − ребенок автоматически повторяет слова и фразы окружающих.
Родителям нужно обратиться к специалисту, если ребенок:
- Не отвечает, когда его зовут, и не обращает внимания на речь окружающих. Но на неречевые и тихие звуки (скрип, шуршание бумаги) реагирует.
- Не вслушивается в речь, как это свойственно слабослышащим детям.
- Не стремится понять, что ему говорят, и не использует для общения мимику, жесты.
Для коррекции любой формы алалии нужно обратиться к специалисту. Это позволит сформировать у малыша все речевые компоненты и поможет ему их использовать при общении с окружающими.
Особенности моторной алалии
При этой форме нарушена произносительная сторона речи (экспрессивная) из-за органического поражения речевых участков коры головного мозга, а именно зоны Брока. Из-за этого нарушен процесс формирования высказываний, при этом понимание речи остается сохранным. Причины возникновения моторной алалии разнообразны, практически все они обусловлены тяжелым течением беременности, внутриутробными патологиями и болезнями, влияющими на формирование структур головного мозга, родовыми и послеродовыми травмами.
Все эти факторы оказывают неблагоприятное воздействие на нервную систему, из-за чего происходит нарушение работы моторных нейронов.
Нарушается программа движений вследствие изменения работы речевого центра головного мозга. Но, кроме перечисленных причин, моторная алалия (как и сенсорная) может быть симптомом более серьезных нарушений:
- Задержка развития − ребенок медленнее развивается умственно. Он затрудняется с выполнением несложных заданий, ему трудно составлять предложения, потому что для этого нужно приложить умственные усилия, а из-за задержки развития малышу трудно это сделать.
- Аутизм − одно из наименее изученных и сложных нарушений. В этом случае у малыша просто нет потребности во взаимодействии с окружающим миром − ему комфортно в своем. У некоторых детей речь отсутствует вплоть до школьного возраста, другие используют речь только в быту.
При этих вариантах алалия является признаком более сложных нарушений. Обычно этот дефект обусловлен несколькими причинами, поэтому и коррекционная работа должна быть комплексная.
Формы моторной алалии
Существует две разновидности этого дефекта:
- Кинестетическая. Очаг поражения − нижние отделы постцентральной области коры головного мозга. Это участок афферентной системы, отвечающий за организацию программы движений артикуляционного аппарата. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе необходимых движений. Ребенок не отличает одно движение от другого, простыми заменяет сложные. Это явление называют оральной апраксией.
В устной речи кинестетическая форма моторной алалии проявляется в виде замен звуков, хотя могут быть искажения и смешения. При данном варианте всегда нарушено произношение нескольких групп звуков. В результате происходит недоразвитие фонематических процессов.
Могут быть нарушения темпо-ритмической стороны речи и искажение слоговой структуры. Из-за затруднений в формировании высказывания у алаликов снижена потребность в общении. Интонация у них сохранна, они могут верно воспроизвести слоговую структуру за взрослым, но самостоятельно сделать это у них не получается. При данном варианте ставят ОНР (общее недоразвитие речи) 2 или 3 уровня.
Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/motornaya-alaliya-u-rebenka/
Алалия
Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.
Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического.
В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи.
Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.
Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).
Алалия
Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза.
Так, в антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сердечная или легочная недостаточность).
Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.
В числе этиопатогенетических факторов алалии, воздействующих в первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты, менингиты, ЧМТ, соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии.
Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, синдром госпитализма, дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин алалии.
Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.
Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов.
Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга.
Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.
За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:
- экспрессивную (моторную) алалию
- импрессивную (сенсорную) алалию
- смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)
В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию.
При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией.
Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.
Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.
При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления.
Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук.
У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).
Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы.
По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм.
Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.
При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е.
понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем.
Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.
Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.
При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.
Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины.
Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству.
Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.
Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.
При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.
При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.
На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов).
В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»).
В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.
При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.
Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.
Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития.
Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти.
У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.
В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога. Неврологическое обследование детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга.
С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции.
Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка.
Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.
) проводится по схеме обследования при ОНР.
Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с ЗРР, дизартрией, тугоухостью, аутизмом, олигофренией.
Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.
Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).
Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи.
При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.
При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.
При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.
Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций.
При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга.
В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).
Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.
Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/alalia
Алалия у детей — симптомы, причины, коррекция
Алалией называют определенное речевое расстройство, которое характеризуется неспособностью ребенка разговаривать полностью или частично (скудный словарный запас).
Характерными особенностями данного заболевания является то, что умственные способности малыша не нарушаются, он точно также, как и здоровые дети все понимает, слышит и осознает. Чаще всего данным заболеванием страдают именно мальчики.
В нашей статье вы узнаете много полезной информации об алалии, а также о способах ее лечения и профилактических мерах.
Основные виды алалии
Существует несколько основных видов алалии. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.
Сенсорный тип
Сенсорная алалия характеризуется тем, что ребенку достаточно трудно воспринимать услышанную информацию, он не понимает, о чем ему говорят. Также малыш все прекрасно слышит, разговаривает, но только самые простые слова, например, «мама», «папа», «дай». Обычно речь детей с алалией в большей степени несвязная и неразборчивая.
Моторный тип
Моторная алалия выражается в тихой, еле слышной, невнятной речи ребенка, но в зачастую такие дети совсем не имеют способности разговаривать. Причем малыш прекрасно слышит и понимает, что ему говорят взрослые, также может кивать в ответ на какие-либо просьбы. Моторный тип алалия подразделяется на:
- Афферентный тип. Данная разновидность алалии характеризуется нарушением работы нижнего отдела левого полушария головного мозга. Детки, страдающие от афферентной алалии, заменяют одни звуки другими или вовсе не могут говорить.
- Эфферентный тип. Эта алалия проявляется в виде сбоев работы премоторной зоны нижнего лобного отдела головного мозга. Дети с данным заболеванием с трудом переключаются от одного звука к другому, переставляют слоги местами. Речь у них невнятная, будто «каша» во рту.
Сенсомоторный тип
Сенсорная алалия считается самой тяжелой формой данного заболевания. Данный недуг сочетает в себе неумение ребенка понимать речь взрослых, а также воспроизводить ее.
различают моторную, сенсорную и сенсомоторную алалию
Причины возникновения алалии
Алалия у ребенка может возникнуть по нескольким причинам. К ним можно отнести:
- угрозу выкидыша в момент вынашивания плода;
- неправильное и бесконтрольное употребление различных лекарств будущей матерью;
- сильный токсикоз во время беременности, протекающий с осложнениями;
- гипоксию плода;
- нездоровый образ жизни беременной женщины, например, курение, алкогольная зависимость;
- различные травмы живота во время беременности;
- сложные роды, кесарево сечение;
- энцефалит у ребенка, вызванный укусом лесного клеща;
- менингит различной этиологии у малыша;
- черепно-мозговые травмы, в том числе и сильное сотрясение мозга;
- врожденные нарушения центральной нервной системы;
- ОРВИ, протекающее с осложнениями;
- рахит;
- побочные явления после операции, которая проводилась под наркозом.
Симптомы проявления алалии
Алалия имеет ряд определенных симптомов, по которым опытный специалист сможет определить разновидность и степень тяжести заболевания. Сюда можно отнести:
- резкую смену настроения (малыш может веселиться, играть, а через минуту начать плакать и истерить);
- нарушения мелкой моторики, к примеру, ребенку достаточно трудно брать карандаш в руки, застегивать молнию;
- гиперактивность сменяющуюся малоподвижностью, причем это может произойти в короткие промежутки времени;
- рассеянность, невнимательность;
- быструю утомляемость;
- неспособность разговаривать или нечеткое произношение большинства звуков;
- ярко-выраженную жестикуляцию (ребенок пытается общаться при помощи жестов);
- нарушения памяти;
- замкнутость.
алалия проявляется нарушением моторики и переменчивым настроением
Методика обследования ребенка с алалией
Возникновение такого заболевания, как алалия тесно связано с функциональными нарушениями работы коры головного мозга, поэтому методика обследования обычно направлена на изучение степени тяжести недуга и определение поврежденных участков центральной нервной системы. Для этого ребенок должен пройти следующие исследования (по строгой рекомендации врача-дефектолога, невролога или логопеда):
- ЭЭФ (электроэнцефалографию) — процедура, во время которой оценивается импульсная передача и активность коры головного мозга;
- ЭЭНФ (эхоэнцефалографию) — исследование, в момент которого проводится изучение наличия каких-либо патологий головного мозга с помощью ультразвуковых волн;
- рентгенографию черепной коробки;
- МРТ (магнитно-резонансную томографию) головы;
- отоскопию — обследование слухового канала и барабанных перепонок;
- аудиометрическое исследование — оценку остроты слуха.
Способы коррекции алалии
Алалия — это непростой диагноз, борьбу с которым необходимо начинать незамедлительно. Родители должны приложить всевозможные усилия для того, чтобы помочь своему ребенку. Существует множество различных методов и упражнений, благодаря которым, можно избавиться от данного недуга. Далее мы рассмотрим каждый из них более детально.
Популярные методы
Наиболее эффективными и результативными считаются методы, описанные чуть ниже.
Медикаментозное лечение
Лечение ребенка от алалии при помощи медикаментов производится строго по рекомендации и назначению врача — невролога, логопеда или дефектолога. Обычно в перечень таких лекарств входят различные метаболические и ноотропные препараты, стимулирующие умственную деятельность, улучшающие память и внимательность.
Развивающие занятия с логопедом
Развивающие занятия с профессиональным логопедом являются одной из наиболее эффективных методик по борьбе с таким заболеванием, как алалия. Врач поможет улучшить работу речевого аппарата вашего ребенка, увеличит его словарный запас, сделает речь малыша более связной и понятной.
Лечебный массаж
Лечебный массаж проводится с целью совершенствования функционирования мышц челюстно-лицевого отдела, за счет чего постепенно будут проявляться первые результаты, то есть вы заметите, что ребенок начал произносить простые слова, звуки или слоги. Также массаж способствует улучшению кровообращения, которое ускоряет мозговую деятельность.
Микротоковая рефлексотерапия
Микротоковая рефлексотерапия — это процедура, проводимая при помощи специализированного оборудования, излучающего электрические импульсы. За счет импульсации стимулируется работа пораженной области головного мозга.
Данный метод лечения абсолютно безболезнен, поэтому он не доставит маленькому пациенту неудобств. Не забудьте, что назначение рефлексотерапии выполняется только вашим лечащим врачом.
Ни в коем случае не занимайтесь самолечением.
Физиотерапия
Физиотерапия — это комплекс определенных процедур, в состав которого входят: лазерная терапия, магнитная стимуляция, а также электростимуляция коры головного мозга, за счет чего у ребенка улучшается речь, ускоряются умственные процессы, развивается память. Назначить лечение алалии данным методом может только лечащий врач.
Упражнения
В качестве дополнительного лечения алалии рекомендуется использование различных упражнения. Давайте рассмотрим их более детально.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика проводится с целью максимального развития речевого аппарата ребенка. Сюда входит комплекс упражнений для тренировки челюстно-лицевых мышц. Для каждого типа алалии, врач назначает определенную артикуляционную гимнастику, то есть все подбирается индивидуально.
«Покажи»
Педагог просит ребенка показать один при помощи другого. Например, «Покажи карандаш ручкой» или «Покажи тетрадь карандашом» или «Покажи ручкой стол». Данное упражнение формирует внимательность, сосредоточенность и тренирует умственные способности.
«Соотнеси действие»
Взрослый дает малышу коробку с различными картинками. Затем предлагает ему выбрать то изображение, которое можно соотнести с определенным действие ребенка.
Например, «Ты пойдешь гулять» — ребенок должен взять картинку, на которой нарисована детская площадка, парк или бегающие детки, «Ты будешь спать» — малыш начинает искать изображение кровати, месяца, звезд или ночи».
Это игровое упражнение помогает развивать умственные способности, запоминать новые действия и логически мыслить.
«Антонимы»
Преподаватель готовит различные предметы противоположные друг другу по значению, к примеру, большой-маленький, узкий-широкий, громкий-тихий.
Затем показывает ребенку какой-то из них и спрашивает: «Если этот мячик маленький, то найди мне большой» или «Вот это дерево высокое, покажи мне низкое».
У малыша формируется общее представление о различных предметах, тем самым развивается логика и память.
«Завяжи глаза»
Педагог заранее подготавливает несколько фруктов и овощей, разрезанных на дольки. Завязывает ребенку глаза и по очереди подносит какой-либо продукт для того, чтобы малыш определил по запаху, что ему предлагают. Это упражнение помогает развитию речевого аппарата, логики и многих других умственных способностей.
«Осенние листья»
На прищепки или ниточки вешаются осенние листья, (лучше всего разноцветные), например, кленовые, липовые, дубовые. Затем педагог просит ребенка подойти к каждому листку и дуть на него, сжимая губы в трубочку. Данное упражнение тренирует легкие и речевой аппарат.
«Воздушный шарик»
Взрослый дает малыша воздушный шарик и просит его надуть со всей силы, чем больше станет шарик, тем лучше развита дыхательная система ребенка. Упражнение помогает развитию легких, а также челюстно-лицевого аппарата.
«Посчитай овощи»
Педагог выкладывает на стол картинки с овощами. Затем просит ребенка по очереди считать каждый из них. Малыш должен стараться четко проговаривать, к примеру, «Раз», «Два», «Три», «Четыре».
«Лесенка»
Источник: https://mixfacts.ru/articles/alaliya-u-detej-simptomy-prichiny-korrekciya
Сенсомоторная алалия — причины, симптомы, методы коррекции
Сенсомоторная алалия у детей встречается довольно редко. Этому нервно-психическому заболеванию подвержено всего 0,6-1% детей в возрасте от 2 до 12 лет, при этом риск заболевания мальчиков гораздо выше.
Существует несколько условных форм алалии:
- Сенсорная – ребенок произносит слова, однако понимание речи у него отсутствует.
- Моторная – больной понимает смысл сказанного, однако речь у него отсутствует.
- Смешанная, или сенсомоторная алалия, которая относится к самой тяжелой форме заболевания и сочетает в себе признаки обоих типов. О ней и поговорим далее.
Что такое сенсомоторная алалия
Сенсомоторная алалия у детей – это заболевание, связанное с нарушениями трех центров головного мозга:
- Центра Брока, отвечающего за моторную речевую зону;
- Центра Вернике, отвечающего за сенсорную;
- Центра ассоциаций, при помощи которого происходит построение отдельных фраз и предложений.
Данное заболевание может возникнуть во внутриутробном развитии, а также в раннем детстве.
Определить болезнь могут участковый педиатр, невролог, психолог. У ребенка, имеющего диагноз сенсо моторной формы алалии, наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), т.е.
уже на первых месяцах жизни могут наблюдаться такие неблагоприятные симптомы как отсутствие гуления, а затем и детского лепета.
В более старшем возрасте у больного наблюдается отсутствие произношения отдельных слов и фраз.
По степени выраженности алалия бывает двух типов:
- Легкой — когда у ребенка наблюдаются небольшие отклонения в развитии речи
- Тяжелой – при которой речь может вовсе отсутствовать вплоть до 12-летнего возраста.
Сенсомоторной алалии присущи:
- Скудный словарный запас;
- Позднее формирование речи;
- Трудности в произношении.
Дети, больные смешанной формой алалии, зачастую общаются при помощи жестов и мимики, резко реагируют на окружающую обстановку и различные звуки, т.к. не понимают обращенную к ним речь. Снижение интеллекта при этом подлежит исправлению, слух у ребенка не нарушен.
Отметим, что зачастую сенсомоторная алалия включает в себя некоторые аутические проявления, такие как:
- Нежелание идти на контакт с окружающими;
- Привязанность к определенной вещи, предмету;
- Боязнь громких звуков;
- Беспричинный плач;
- Навязчивые движения.
Однако, нельзя путать сенсомоторную алалию с аутичными чертами и детский аутизм. Первое заболевание подлежит корректировке и лечению.
Причины сенсомоторной алалии
Самыми частыми причинами возникновения алалии у детей являются нарушения, когда мозг ребенка только формируется внутри утробы матери.
Способствуют неправильному развитию речевых центров у ребенка такие причины, как:
- Резус-конфликт между матерью и ребенком;
- Недоношенность;
- Внутриутробные инфекции;
- Родовые травмы;
- Асфиксия, внутриутробная гипоксия плода;
- Плацентарная недостаточность;
- Угрозы во время беременности.
Неправильный образ жизни, хронические заболевания у матери, гестоз, токсикоз, наличие вредных привычек, падения во время беременности могут также послужить причинами возникновения алалии у детей.
В детском возрасте сенсо-моторная алалия может возникнуть вследствие таких тяжелых заболеваний, как:
- Краснуха;
- Менингит;
- Энцефалит;
Травмы черепа являются одной из первопричин возникновения алалии у детей. Общий наркоз при проведении операций в раннем детском возрасте, а также наследственный фактор тоже могут спровоцировать болезнь.
Дети с диагнозом сенсо-моторная алалия находятся в «зоне риска», поэтому болезнь может усугубиться и иными причинами, такими как частые ОРВИ, пневмония, рахит, заболевания эндокринной системы.
Болезнь также может быть спровоцирована отсутствием должного внимания в семье, педагогической запущенностью со стороны родителей, когда с ребенком мало разговаривают и не занимаются, а также при недостатке общения с другими детьми.
Сенсомоторная алалия — симптомы
Первые симптомы сенсо-моторной алалии можно выявить у ребенка по достижении двух лет, то есть тогда, когда малыш уже способен понимать обращенную к нему речь и произносить самостоятельно некоторые слова.
Как правило, отклонения видны сразу. Если ребенок не реагирует на своё имя, не выполняет элементарных действий или не разговаривает, то назначают комплексное лечение, в котором родителям предстоит приложить немало усилий. Выявить первые симптомы помогут педиатр, детский невролог и психолог.
У детей дошкольного возраста могут появиться такие симптомы болезни как:
- Неразвитость мелкой и крупной моторики;
- Неуклюжесть, неловкость движений;
- Неспособность выполнять простые действия;
- Нарушения осанки;
- Леворукость;
- Бегающие зрачки.
Среди симптомов, имеющих психологический характер выделяют:
- Гиперактивность ребенка, неусидчивость, или же, напротив, малоподвижность;
- Проблемы с памятью, невнимательность;
- Быстрая утомляемость;
- Повышенная нервная возбудимость, немотивированная агрессия.
Ребенок с алалией испытывает такие проблемы как непонимание обращенной к нему речи, он плохо произносит звуки, резко реагирует на речь других людей вследствие непонимания слов. При общении ребенок использует жесты и мимику.
Слабый иммунитет у ребенка, отсутствие физической активности также способствуют развитию алалии.
Диагностика сенсомоторной алалии
Чтобы своевременно выявить у ребенка сенсомоторную форму алалии, понадобится целый ряд обследований:
- МРТ головного мозга, позволяющее исследовать черепную коробку в трехмерном формате.
- Рентген головы, при помощи которого можно выявить травмы, опухоли или иные патологии мозга и черепа.
- Электроэнцефалография – один из инновационных методов исследований, позволяющий определить реакцию мозга на внешние раздражители и его электрическую активность.
- Эхоэнцефалография – УЗИ головы, при помощи которого можно выявить опухоли и другие аномалии в черепе.
Данные методы диагностики помогут выявить степень поражения мозга, и уже по результатам обследования назначить необходимое лечение.
Помимо этого, нужно будет посетить логопеда, психолога, отоларинголога, которые должны прийти к общему мнению и поставить окончательный диагноз.
Важно помнить, что алалия никак не влияет на интеллект и слух ребенка. Однако, чтобы исключить тугоухость, нужно будет сделать аудиометрию и отоскопию, которые назначит врач отоларинголог.
Кроме фукнкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:
- Восприятия и понимания речи;
- Слухового восприятия;
- Повторения звуков, слов и отдельных фраз;
- Мимики и жестов при общении;
- Коммуникативных навыков;
- Динамику улучшения речи в целом.
Именно от правильности диагностирования заболевания зависит его дальнейшее лечение, поэтому обычно применяются все вышеперечисленные методы обследования.
Коррекция сенсомоторной алалии у детей
Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:
- Медикаментозную терапию;
- Помощь психиатра и логопеда;
- Физиотерапию.
Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.
Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.
Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:
- Прием витаминов группы B (B12, B15)
- Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
- Нейропептиды
- Антиоксиданты и антигипоксанты
- Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности
Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса.
Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.
Развитию мелкой моторики способствуют:
- Рисование;
- Лепка из пластилина и соленого теста;
- Игры с песком;
- Вырезание фигурок и аппликация;
- Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.
Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:
- Электрофорез;
- Лазерную терапию;
- Магнитотерапию;
- Иглоукалывание;
- Микротоковую рефлексотерапию;
- ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.
Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.
При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.
Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).
Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.
Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.
Источник: https://logoprav.ru/defekty/sensomotornaya-alaliya