Органическое резидуальное поражение центральной нервной системы (ЦНС) у детей: симптомы, лечение, прогноз, последствия

Энцефалопатия – это блок заболеваний, объединенных по главному общему признаку: отмиранию нейронов головного мозга из-за недостаточного снабжения кислородом и питательными веществами. Болезнь бывает разных подвидов, и развивается вследствие влияния различных факторов. Болеют и дети.

Резидуальная энцефалопатия головного мозга у детей, школьников и взрослых проявляется речевыми, когнитивными нарушениями и другими симптомами, возникает по различным причинам, среди коих – гипертензионный синдром, лечение которого было прервано или не проводилось в принципе.

Такой вид патологии не отражается отдельно в МКБ 10, но неврологи термином пользуются. Обозначают им поражение мозговой ткани, возникшее в результате не до конца вылеченных или оставленных без внимания хронических заболеваний, органических поражений сосудистой системы мозга.

Диагноз резидуальная энцефалопатия головного мозга может быть поставлен как взрослому, так и ребенку 13 лет, при этом лечение проводится бесплатно по полису для всех категорий граждан.

Прежде всего нужно выяснить, что стало первопричиной развития поражения нейронов. Иногда это бывают проблемы с органами, удаленными от мозга. Например – с почками [1].

Энцефалопатия резидуального характера у ребенка или подростка, развивается из-за ряда факторов:

  1. ЧМТ различного типа;
  2. острые и хронические отравления токсинами;
  3. нейроинфекция, в лечении которой не был достигнут регресс патологии;
  4. воспалительные заболевания различного типа;

Органическое резидуальное поражение центральной нервной системы (ЦНС) у детей: симптомы, лечение, прогноз, последствия

  1. атеросклероз сосудов головного мозга;
  2. врожденные органические патологии, не исправленные в детстве;
  3. прием наркотиков, медицинских препаратов без рецепта;
  4. злоупотребление алкогольными напитками;
  5. патологии, возникшие во время беременности или родов.

Органо-резидуальная энцефалопатия – грубое и серьезное расстройство, когда поражение мозга сочетается с повреждением внутренних органов [2]. Это бывают пороки сердца, сосудов, аномалии легких или пищеварительной системы. К счастью, встречается редко.

С учетом рисков, ребенка женщины с осложненной беременностью и тяжелыми родами, стоит пристально обследовать на предмет патологий. Среди которых может быть найдена и перинатальная энцефалопатия.

Врожденный тип повреждений, как правило связан с аномалиями при формировании плода и осложненным процессом родов.

В свою очередь, приобретенная патология подразделяется на типы в зависимости от причины, ее вызвавшей:

Органическое резидуальное поражение центральной нервной системы (ЦНС) у детей: симптомы, лечение, прогноз, последствия

  1. диабетическая;
  2. метаболическая, возникающая при нарушениях обмена веществ (например – фенилкетонурия);
  3. билирубиновая;
  4. лучевая;
  5. аноксическая (ишемическая) [3].

Резид энцефалопатия у детей бывает, как врожденная, так и приобретенная, по степени выраженности симптомов она подразделяется на три степени.

При выявлении заболевания в 1 и 2 степени, стоит рассчитывать на стойкую ремиссию и восстановление поврежденных функций мозга.

По достижении 3 стадии, серое и белое вещество повреждены настолько, что восстановить их невозможно. Терапию адаптируют так, чтоб затормозить дальнейшую гибель нейронов и уменьшить выраженность симптомов.

Несмотря на разные провоцирующие факторы, симптоматика резидуально – органической или резистентной энцефалопатии у детей, в целом, схожая:

  1. нехарактерная ранее капризность;
  2. грубые нарушения режима сна;
  3. возникновение неадекватной реакции на различные раздражители;
  4. снижение интеллектуальных способностей;
  5. ухудшение памяти;
  1. отсутствие сосательного рефлекса в первые недели и месяцы жизни;
  2. приступы тошноты, рвоты;
  3. головная боль;
  4. судороги, гипертонус конечностей, головы;
  5. быстрая утомляемость, апатия;
  6. нарушения двигательной активности

Органическое резидуальное поражение центральной нервной системы (ЦНС) у детей: симптомы, лечение, прогноз, последствия

Каждый из симптомов сам по себе способен быть проявлением опасной патологии. Одновременное появление сразу 3 и более, достоверно говорит о проблемах со снабжением мозга кислородом.

Перед тем, как лечить диагноз резидуальная энцефалопатия головного мозга у детей, врачу нужно собрать анамнез беременности, родов и раннего послеродового периода. Так можно нащупать причину патологии. Параллельно, на осмотре, оценивают состояние мозга на момент обращения.

Процесс сложный и требует от врача опыта, чуткости. Ибо обследованию часто подвергаются совсем маленькие пациенты.

Без этой информации, подобрать адекватные методы, которые помогут убрать проявления мозговых нарушений, нереально.

Для установления точного диагноза проводят лабораторные анализы, аппаратные методы и процедуры:

  • МРТ головного мозга, показывающее признаки резидуальной энцефалопатии, чтобы определить, насколько повреждены ткани и где располагаются очаги отмерших нейронов;
  • ультразвуковую допплерографию сосудов шеи и мозга, чтобы определить их состояние и причину ухудшения кровотока;

Органическое резидуальное поражение центральной нервной системы (ЦНС) у детей: симптомы, лечение, прогноз, последствия

  • электроэнцефалографию;
  • пункцию спинномозговой жидкости;
  • общий, биохимический анализ крови, уточняют уровень сахара и холестерина;
  • общий анализ мочи.

После определения общего состояния пациента и проблем, приведших к деградационным процессам в мозгу, врачи могут приступать к лечению.

Чтобы вылечить резидуальную энцефалопатию у детей, нужно следовать клиническим рекомендациям профильных врачей. Так как алгоритм для каждого пациента составляется свой, в зависимости от тяжести состояния и причин, его вызвавших.

Для достижения результата используется комбинированный, комплексный подход. В его рамках новорожденных, школьников и взрослых лечат, применяя несколько подходов: медикаментозный компонент, физиотерапию и изменение образа жизни.

Каждая из составляющих крайне важна. Применение препаратов соответствующей направленности стабилизирует кровоток, улучшает снабжение мозга кислородом и отводит от него вредные вещества.

Применяют:

  • противосудорожные средства;
  • лекарства, регулирующие артериальное давление;
  • гормональные препараты;
  • противовоспалительные средства;
  • лекарства, улучшающие кровообращение мозга и способствующие скорейшему восстановлению тканей головного мозга;
  • витаминные комплексы.

Для улучшения кровообращения обращаются и к физиотерапии:

В некоторых случаях целесообразно оперативное вмешательство [4].

На распорядок жизни, заболевание также оставит свой отпечаток. Новорожденному или школьнику, страдающему резидуальной энцефалопатией с цефалгией, придется придерживаться правил:

  • диета, исключающая жирное, жареное и сладкое, для снижения уровня холестерина и сахара в крови;
  • четкий режим дня с достаточным временем для сна;
  • регулярное укрепление иммунитета закаливанием, витаминами;
  • избегание стрессов;
  • подвижный образ жизни;
  • регулярные обследования.

При вовремя замеченной и успешно пролеченной болезни, человек с поражением мозга такого типа проживет полноценную и долгую жизнь. В случае соблюдения клинических рекомендаций – с приемлемым качеством и не будучи обузой для близких [5].

Список использованной литературы

Перинатальные поражения центральной нервной системы

  • Что такое перинатальные поражения центральной нервной системы?
  • Перинатальные поражения центральной нервной системы (ЦНС) — это общий термин, обозначающий страдания нервной системы у новорождённых детей, вызванные различными причинами.
  • Как часто встречаются перинатальные поражения центральной нервной системы?

От 5 до 55% детей первого года жизни получают такой диагноз, поскольку в это число иногда включают детей с лёгкими преходящими нарушениями со стороны нервной системы. Тяжёлые формы перинатальных поражений ЦНС наблюдаются у 1,5–10% доношенных и у 60–70% недоношенных детей.

Почему возникают перинатальные поражения центральной нервной системы?

Основная причина перинатального поражения ЦНС у плода и новорождённого — гипоксия (кислородная недостаточность), возникающая под влиянием различных факторов.

Неблагоприятные условия для развития плода в утробе матери могут быть заложены задолго до наступления беременности вследствие различных заболеваний у девочки-подростка, будущей матери.

Инфекционные и неинфекционные заболевания, гормональные нарушения, вредные привычки, производственные вредности во время беременности вызывают усиление гипоксии будущего ребёнка. Предшествующие аборты приводят к нарушению кровотока между матерью и плодом и, следовательно, к внутриутробной гипоксии.

Важную роль в развитии перинатальных поражений ЦНС играют инфекции, передающиеся половым путём (хламидиоз, герпес, сифилис). Причиной острой асфиксии в родах могут быть различные нарушения нормального течения родов, стремительные или затяжные роды, неправильное положение петель пуповины.

Механическая травма ребёнка реже приводит к перинатальному повреждению ЦНС (особенно головного мозга). Риск травматизации ребёнка и острой асфиксии повышается, если роды проходят вне медицинского учреждения, в том числе при родах в воде. У недоношенных детей в связи с их незрелостью перинатальное поражение ЦНС наблюдают чаще.

Опасны ли перинатальные поражения центральной нервной системы?

Тяжёлые перинатальные поражения мозга (в том числе внутричерепные кровоизлияния, тяжёлая ишемия мозга) представляют реальную угрозу для жизни и здоровья ребёнка, даже при своевременно оказанной высококвалифицированной медицинской помощи в условиях перинатального центра. Среднетяжёлые и лёгкие формы поражения мозга непосредственной угрозы для жизни не представляют, но они могут быть причиной нарушений психики и развития двигательной активности у ребёнка.

Как проявляются перинатальные поражения центральной нервной системы?

Особенности нарушений при перинатальном поражении ЦНС зависят от характера поражения мозга (кровоизлияние в различные структуры мозга, ишемия, инфекционные поражения), их тяжести, степени зрелости ребёнка, стадии заболевания.

Например, у недоношенных детей при тяжёлых поражениях мозга преобладает общее глубокое угнетение с нарушением дыхания, иногда с кратковременными судорогами.

У доношенных новорождённых возможно как угнетение, так и повышенная возбудимость (двигательное беспокойство, раздражённый крик), продолжительные судороги.

К концу первого месяца жизни ребёнка вялость, апатичность могут сменяться повышенной возбудимостью, нарастает мышечный тонус (мышцы слишком напряжены), формируется неправильное положение конечностей (косолапость и др.).

Кроме того, возможно развитие внутренней или наружной водянки головного мозга (гидроцефалии). Проявления травмы спинного мозга зависят от местонахождения и распространённости поражения. Например, при поражении шейного отдела спинного мозга или нервных сплетений возникает «акушерский паралич» — отвисание или малоподвижность руки на поражённой стороне.

Читайте также:  Опухшая щека у ребенка: что делать, причины

Органическое резидуальное поражение центральной нервной системы (ЦНС) у детей: симптомы, лечение, прогноз, последствия

При среднетяжёлых поражениях мозга могут преобладать вегетативно-висцеральные проявления: упорные срыгивания, задержка или учащение стула, вздутие живота, расстройства терморегуляции (реакции организма на тепло и холод), бледность и мраморность кожи, лабильность сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.

У детей с тяжёлым перинатальным поражением ЦНС уже с конца первого месяца жизни отмечают задержку развития психики и движений: реакция на общение вялая, монотонный крик (эмоционально не окрашенный). Возможно раннее (в 3–4 мес) формирование стойких двигательных нарушений по типу детского церебрального паралича.

Следует отметить, что среднетяжёлые (а иногда и тяжёлые) поражения ЦНС могут протекать бессимптомно и проявляться на 2–3-м месяце жизни.

Родителей должны насторожить недостаточная двигательная активность или её избыток, приступы беспричинного беспокойства, отсутствие чёткой реакции на звуки и зрительные раздражители у доношенного ребёнка старше 2 нед, а также стойкое (привычное) положение туловища с поворотом на одну сторону, перекрещивание ножек в вертикальном положении, опора «на цыпочки», стойкое запрокидывание головы, выбухание или пульсация родничка, расхождение черепных швов, привычное косоглазие или закатывание глаз (симптом «заходящего солнца»).

Как диагностируют перинатальное поражение центральной нервной системы?

Диагноз основывается на данных врачебного осмотра, анамнестических данных и подтверждается инструментальными исследованиями. Большое значение имеет ультразвуковое исследование (УЗИ) мозга с оценкой состояния его сосудов (допплерографией). При необходимости используют рентгенологическое исследование черепа, позвоночника, компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ).

Какие методы лечения и профилактики перинатального поражения центральной нервной системы существуют?

В остром периоде тяжёлых перинатальных поражений мозга лечение проводят в отделении реанимации и интенсивной терапии новорождённых.

В первую очередь устраняют нарушения в работе дыхательной, сердечно-сосудистой системы и нарушения обмена веществ, ликвидируют судороги (при необходимости проводят искусственную вентиляцию лёгких, внутривенные вливания, парентеральное питание).

Далее новорождённых переводят в специальное отделение, где продолжают индивидуальное лечение в зависимости от характера и тяжести поражения мозга: применяют противосудорожные препараты, при развивающейся гидроцефалии — дегидратационные, а также средства, стимулирующие рост капилляров и улучшающие питание повреждённых тканей мозга.  Эти же препараты по назначению невролога можно применять на протяжении первого года жизни повторными курсами. При среднетяжёлых и особенно лёгких поражениях ЦНС используют в основном нелекарственную терапию.

В восстановительном периоде (с конца первого года жизни) решающее значение имеют нелекарственные методы реабилитации: лечебный массаж и гимнастика, упражнения в воде, физиотерапия, педагогические методики музыкотерапии (оздоровление и лечение организма с помощью музыки).

Профилактика перинатальных поражений мозга может быть первичной и вторичной

Органическое резидуальное поражение центральной нервной системы (ЦНС) у детей: симптомы, лечение, прогноз, последствия

  1. Первичная профилактика подразумевает укрепление здоровья подростков (будущих родителей), плановое наблюдение за беременными женщинами, чтобы как можно раньше выявить нарушения течении беременности, грамотное родовспоможение (в том числе плановое кесарево сечение при высоком риске родового травматизма).
  2. Вторичная профилактика – это предотвращение неблагоприятных для ребёнка последствий перинатальной патологии, проведение комплексного лечения и эффективное восстановление его здоровья.
  3. Заведующая нейроортопедическим отделением Семейной Клиники «ТАНАР» Усманова Гульфия Тяфиковна

| Органическое поражение мозга у детей

Симптомы органического поражения мозга у детей

Основной признак повреждения головного мозга детей органического характера – психоорганический синдром.
Это состояние выражается в нарушении сразу трех аспектов работы мозга.

  1. Проблемами с памятью – ребенок плохо запоминает новую информацию и теряет часть уже усвоенной (частичная амнезия)
    Более того, при ОПМ могут появиться нереальные (придуманные) воспоминания.
  2. Снижением интеллекта – такие дети плохо концентрируют внимание, у них нарушено мышление, с трудом ориентируются в пространстве.
  3. Аффективными расстройствами и сниженная нейродинамика – малыши с органическими поражениями головного мозга постоянно испытывают слабость, головокружение и головные боли, они подвержены депрессиям, раздражительности. Часто малыши проявляют неадекватные эмоции и «полевое» поведение.
  4. Задержка речи и интеллектуального развития – еще один симптом органического поражения мозга, который характеризуется нарушением познавательной деятельности.
    Это состояние является не врожденным, как умственная отсталость, а приобретенным. Функции поврежденного мозга ребенка начинают распадаться.

    Иногда задержка развития настолько сильна, что ребенок не может научиться обслуживать себя самостоятельно.

Существует также целый ряд очаговых симптомов, которые зависят от того, в какой области головного мозга локализуются нарушения.

Лобная доля – парализованы мимические и глазные мышцы, нарушено обоняние и с трудом выговариваются слова, сложности с выполнением целенаправленных движений, странное поведение на грани эйфории.

Теменная доля – нарушение чувствительности, невозможность совершать целенаправленные осмысленные действия, а также неспособность обучиться чтению и счету. Нередки припадки с судорогами.

Височная доля – нарушены обоняние и слух, проблемы с вкусовыми ощущениями, бывают галлюцинации, эмоционально неустойчивое настроение, частичное или полное непонимание речи.

Затылочная доля – нарушение зрения вплоть до слепоты, проблемы с координацией движений и равновесия, галлюцинации, судороги во время припадков.

Естественно, терапию и коррекцию ОПМ следует назначать, исходя из причины его возникновения и развития.
Так, например, врачи рекомендуют устранять поражения, вызванные инфекцией, с помощью антибиотиков, противовирусных препаратов и иммуностимуляторов.

Если ОПМ развилось вследствие опухоли, то, прежде всего, нужно позаботиться о ее удалении. С этим не поспоришь.

  • Ишемические болезни головного мозга официальная медицина предлагает лечить с помощью ноотропных средств, а также использовать противоотечную и сосудистую терапию.
  • Нужно обязательно помнить, что медикаментозная терапия не может не иметь побочных, порой вредных последствий.
  • Устранять последствия, часто бывает сложнее и дольше, чем основное нарушение.
  • Но без психолого-коррекционной терапии даже в случае успешной медикаментозной терапии НЕ ОБОЙТИСЬ.
  • Если ваш ребенок:
  • очень разборчив и капризен в выборе еды
  • остро реагирует на изменения погоды
  • его укачивает в машине
  • он невнимательный
  • плохо говорит
  • неусидчивый
  • часто плачет
  • неуклюжий
  • ленивый

Вы думаете, что все это — особенности характера? На самом деле, это неврологические проблемы, которые могут быть связаны с органическим поражением мозга.  Если сейчас проигнорировать эти нарушения, то в дальнейшем они могут стать причиной серьезных нарушений поведения, задержки речи и общего развития, а в последствии и трудностей обучения в школе.

Дело в том, что в раннем возрасте последствия многих неврологические нарушения можно легко откорректировать и навсегда забыть о них. А вот в подростковом возрасте маленькие проблемы часто превращаются в большие и с ними уже очень трудно справиться.

Поэтому лучше не откладывать визит к неврологу и нейропсихологу.

Особенно важно провести нейропсихологическую диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась «школьная неуспешность», которая отразится не только на процессе обучения, но и на психологическом состоянии ребенка.

Например, в височной доле левого полушария находятся области, «отвечающие» за звуковой анализ речи. Если нейропсихологические тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.

Резидуально-органические пограничные нервно-психические расстройства

7. Резидуальноорганические пограничные нервнопсихические расстройства

Резидуально-органическими считаются разнообразные нервно-психические расстройства у детей и подростков, вызванные относительно стойкими последствиями перенесенных ранее органических повреждений головного мозга (Ковалев В.В., 1979).

Основное место среди резидуально-органических нервно-психических расстройств занимают последствия ранних органических повреждений головного мозга, имевших место в дородовом периоде, родах и в первые 3 года жизни (гипоксия, ишемия, кровоизлияния, интоксикации, нейроинфекции, гемолитическая болезнь новорожденных).

В отношении того, какой период постнатального развития следует считать ранним, существуют разные мнения. Некоторые исследователи полагают, что таким периодом является возраст до 1 года (Lempp R., 1974). Если принять, что дифференциация слоев коры большого мозга завершается к 7 годам (Филимонов Н.Н.

, 1922), то ранним следовало бы, вероятно, считать возраст до 7 лет.

Речь идет не о схоластической, а о конкретной и очень сложной проблеме. Она сводится в основном к технологии определения удельного веса дизонтогенетических и дефицитарно-органических расстройств, возникших у ребенка после окончания органического процесса.

Очевидно, чем раньше оно возникло, тем более значительным будет удельный вес проявлений психического дизонтогенеза. Кроме того, его проявления будут, скорее всего, разнообразными.

Читайте также:  Норма билирубина в крови: у женщин, мужчин и детей

Например, у маленьких детей могут быть такие варианты: умственная отсталость, инфантилизм, преходящая или стойкая задержка психического развития, задержка развития отдельных психологических функций, органический аутизм.

У детей постарше число вариантов и тяжесть проявлений собственно дизонтогенеза по мере взросления, теоретически, постепенно сокращаются, а собственно резидуальная симптоматика ограничивается в основном слабоумием, психоорганическим и церебрастеническим синдромами.

Считается установленным, что резидуально-органическая недостаточность ЦНС обнаруживает зависимость от возраста, в котором имело место органическое заболевание: чем раньше оно произошло, тем более тяжелой, при прочих равных условиях, является резидуальная симптоматика.

В целом же число комбинаций проявлений дизонтогеза, с одной стороны, и симптомов органического психического дефицита – с другой, не поддается точному определению, тем более что в симптомообразовании принимают участие и другие факторы, такие как наследственность, наследственное и конституциональное предрасположение к развитию патологии, внешние механические, физические, химические и психотравмирующие факторы, воспитание, обучение и др.

Термин «резидуальный» не означает, что остаточные явления являются сугубо статическими. Они могут претерпевать определенную динамику – это прежде всего регредиентная динамика, при которой преобладают процессы репарации и поступательного развития. Так, по данным катамнестического исследования (Аксентьев С.Б.

, Барабаш М.Н. с соавт., 1965), 39,4% пациентов с ранее установленным диагнозом «резидуально-органическая недостаточность ЦНС» спустя несколько лет оказались практически здоровыми. Состояние может быть относительно стационарным и в той или иной степени компенсируемым.

Чем более хрупкой является компенсация, тем легче возникают состояния декомпенсации с разной клинической картиной. Динамика может быть негативной, если пациент часто или постоянно подвергается влиянию других неблагоприятных обстоятельств.

Наконец, при участии резидуально-церебральной недостаточности и дополнительных воздействий в том или ином возрасте может проявиться наследственная, конституциональная и/или приобретенная предрасположенность к развитию определенного психического, неврологического или соматического заболевания.

Важно учесть также, что, накладываясь на резидуальный фон, повторные органические повреждения могут приводить к более серьезным последствиям.

Распространенность резидуальной недостаточности ЦНС у детей и подростков представляют по-разному, в зависимости от различий в подходах к их распознаванию. Так, в книге «Заболеваемость городского населения и нормативы лечебно-профилактической помощи» (1967) приводятся такие сведения (на 1000 детей и подростков).

У мальчиков: в возрасте 1–2 лет – 3,2; от 3 до 6 лет – 2,9; от 7 до 12 лет – 7,2; от 13 до 15 лет – 7,6; от 16 до 19 лет – 4,9. У девочек: в возрасте от 3 до 6 лет – 1,4; от 7 до 12 лет – 3,6; от 13 до 15 лет – 8,1; от 16 до 19 лет – 4,9.

Эти данные указывают на недостаточную выявляемость данной патологии у детей раннего возраста и о преобладании ее у мальчиков.

Зарубежные исследователи приводят более высокие показатели. По F. Enke (1955), распространенность данной патологии в общей популяции составляет 6,5%, по R. Lempp (1974) – 17,9% (у детей школьного возраста). У детей с трудностями школьной адаптации и невротическими реакциями резидуальная патология выявляется чаще – от 32 до 93%. В.В.

 Ковалев указывает, что такие показатели – результат гипердиагностики, возникающей из-за переоценки диагностического значения отдельных показателей (неврологических микросимптомов, данных ЭЭГ, проявлений недостаточности общей или речевой моторики, данных анамнеза), которые почти с такой же частотой встречаются в контрольных исследованиях здоровых детей.

Существуют разные систематики резидуально-органических нервно-психических расстройств у детей и подростков. Далее кратко представлены клинические варианты таких расстройств согласно патогенетической систематике В.В. Ковалева (1979):

  1. преимущественно дизонтогенетические формы;
  2. преимущественно энцефалопатические формы;
  3. формы смешанного патогенеза (энцефалопатически-дизонтогенетического).

Подробные описания ряда упоминаемых далее расстройств приводятся во 2-й и 3-й частях настоящей книги (см. оглавление). Некоторые расстройства представлены в настоящем разделе вслед за систематикой резидуально-органической недостаточности ЦНС.

Вернуться к Содержанию

Зпр резидуально-органического генеза: симптомы, диагностика, лечение

Органическое психическое расстройство, также известное как резидуально-органическое расстройство или органический мозговой синдром, представляет собой состояние, при котором психические или поведенческие нарушения развиваются вследствие дисфункции головного мозга. Шизофрения, биполярное расстройство, тревожные расстройства, ЗПР, ЗПРР, депрессия и аутизм — все это примеры органических психических расстройств.

Причины развития резидуальной ЗПР

ЗПР резидуально-органического генеза — это нарушения, которые могут быть вызваны:

  • травмой или заболеванием, поражающим ткани мозга;
  • химическими или гормональными нарушениями;
  • воздействием токсичных материалов;
  • неврологическими нарушениями или аномальные изменениями, связанными со старением;
  • заболеваниями печени, почек или щитовидной железы;
  • дефицитом витаминов.

Сотрясения, сгустки крови или кровотечение в мозгу или вокруг него от травмы могут привести к органическому мозговому синдрому. Низкое содержание кислорода в крови, большое количество углекислого газа в организме, инсульты, инфекции мозга и сердечные инфекции также могут привести к органическому психическому расстройству.

Дегенеративные расстройства, такие как болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, болезнь Хантингтона и рассеянный склероз, также могут быть способствующими факторами.

Органические психические расстройства: условия и симптомы

Симптомы органических психических расстройств варьируются в зависимости от типа расстройства, от которого страдает пациент. Например:

  • Те, кто страдает биполярным расстройством, будут испытывать сильные перепады настроения, начиная от чувства эйфории до чувства отчаяния.
  • У тех, кто страдает аутизмом, будут проблемы с социальным развитием.
  • Люди с диагнозом шизофрения часто испытывают бред и галлюцинации.

Квалифицированный психиатр может точно определить тип органического психического расстройства, от которого страдает пациент, на основании представленных симптомов.

В некоторых случаях органические психические расстройства могут быть диагностированы с помощью анализов крови, ЭЭГ, МРТ и КТ.

К сожалению, лабораторные тесты не всегда могут диагностировать ЗПР на резидуально-органическом фоне, и пациенты должны полагаться на оценку квалифицированного психиатра, чтобы получить точный диагноз.

Психиатр может оценить пациента, предоставив всестороннюю психологическую оценку и попросив пациента дать ответы на различные вопросники.

Лечение органических психических расстройств

Лечение органических психических расстройств зависит от основной причины. Можно назначать медикаментозное лечение или реабилитационную терапию, чтобы помочь пациентам восстановить функции в частях мозга, пораженных ОПР.

Совет: для того чтобы снизить процент отставания ребенка в психическом и речевом развитии рекомендуется окружить его положительными эмоциями, вниманием, любовью, а также активной речевой средой: сказки, мультфильмы, песни, чтение книг, комментирование своих действий (для выработки у ребенка предметно-личностных связей).

Типы ЗПР на резидуально-органическом фоне:

  • кататоническое — для них характерны проблемы, связанные с двигательными навыками или неисправностью мышц;
  • расстройство настроения — глубокие эмоциональные проблемы могут быть вызваны органическим расстройством настроения, которое может вызвать депрессию или манию;
  • тревожное — те, у кого есть проблемы с беспокойством в общественных местах;
  • диссоциативное — характеризуется проблемами с осознанием, идентичностью, памятью, восприятием или их сочетанием;
  • эмоционально-лабильное — дикие перепады настроения в обоих направлениях;
  • личностное — связаны с проблемами, которые приводят к тому, что люди не вписываются в большую часть общества в экстремальной форме;
  • постконтузионный синдром — проблемы, которые могут возникнуть после сотрясения мозга из-за удара по голове;
  • неуточненное – весь спектр синдромов, которые не упомянуты выше, могут быть классифицированы как неуточненные, но они столь же серьезны.

Резидуальная ЗПР: отзывы

Положительные Отрицательные
Я очень сильно переболела в период беременности, из-за чего сильно пострадала моя дочь. Мы с самого рождения заметно отставали в развитии. Когда все детки нашего возраста активно пытались перевернуться на живот или сесть, мы просто лежали и не проявляли малейшего интереса даже к погремушкам. Уже тогда мы всполошились и начали искать «нашего» врача. Сегодня нам 3, и мы только научились самостоятельно держать ложку в руках, пошли мы в 2,5 года, а сами вставать с пола научились в 2,7. За каждый навык у нас идет настоящая борьба, но мы верим, что комплексная терапия покажет более эффективные результаты. Мамочки, выдержки вам и настойчивости. (Алла) Еще терапии разные понимаю, а вот медикаментами пичкать – категорически нет! (Рита)
ЗПР у нас начала проявляться после того, как сын в годовалом возрасте упал и сильно ударился головой, было сотрясение. После этого у нас пропала речь моментально и забылись напрочь навыки самообслуживания. Мы все проходили сначала. Сегодня нам 4 и у нас все хорошо. Кстати, иппотерапия и медикаментозное лечение творит чудеса. (Соня) Часто детей с резидуальной ЗПР пичкают ноотропами или седативными средствами, которые просто затормаживают развитие и полностью убивают возможность концентрировать внимание. Просто уделяйте ребенку больше времени и не пичкайте лекарствами. (Анна)
У нас причина всему генетическая предрасположенность, и да, мы постоянно на препаратах, которые меняются курс за курсом, пока принимаем лекарства – видим результат, делаем перерыв и наблюдается остановка в развитии. А каждая болезнь откатывает все наши достижения существенно назад. Ждем, когда выпустят более мощные лекарства для питания и стимуляции работы мозга. (Галина) У нас была гематома в голове после рождения, которая рассосалась самостоятельно, но врачи так и норовили что-то выписать, особенно седативные препараты, а я настойчиво отказывалась. И сейчас у нас заметны признаки ЗПР, но мы боремся успешно с ними за счет АВА-терапии. Привыкли пичкать детей таблетками при любом отклонении от нормы. (Алиса)
Важно не пускать все на самотек и обязательно все получится. Кстати, при отсутствии коррекционной работы состояние ребенка при резидуальной ЗПР только усугубиться и усложниться более серьезными заболеваниями. (Нина) Ну поставили нам диагноз, ну расписали какие нужно посещать терапии, а какая на эти занятия цена – просто неподъемная для среднестатистической семьи. Именно поэтому приходится усиленно заниматься дома, что не так эффективно. (Ирина)
У нас сын до 2 лет вообще молчал, поставили диагноз резидуальная ЗПР, подобрали курс лечения и терапий, полгода ни одного сдвига, а потом прорвало и начал наполнять свой словарный запас как губка. Лечение – это очень важно. (Галина) У нас в городе ни в детские сады не берут с диагнозом ЗПР вне зависимости от фона заболевания, ни в школы. Всплывает вопрос, а как нам своих деток социализировать и развивать. Как всегда, дети с особенностями никому не нужны. (Яна)
Читайте также:  Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Вывод

Хотя не существует лекарства от органических психических расстройств, многие из этих состояний можно лечить с помощью сеансов психотерапии и рецептурных лекарств.

К сожалению, не все пациенты будут реагировать на лечение одинаково. В большинстве случаев, прежде чем лечение начнет действовать, пройдут недели или даже месяцы. В некоторых случаях препараты могут оказать незначительное влияние на симптомы, вызванные органическим психическим расстройством.

  Вся информация взята из открытых источников. Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Перинатальное поражение центральной нервной системы ( ППЦНС )

Перинатальное поражение центральной нервной системы ( ППЦНС ) представляет собой различные нарушения в функционировании мозга младенца, а также его повреждения, которые возникают в период внутриутробного развития, непосредственно во время родов или же в течение первых семи дней жизни ребенка. Таким образом, ППЦНС является собирательным диагнозом, включающим в себя разнообразные по своей природе и происхождению нарушения.

Причины развития ППЦНС

К числу основных причин развития ППЦНС относят:

  • хроническую внутриутробную гипоксию;
  • патологическое течение беременности (например, угрозы выкидыша);
  • прием матерью во время беременности опасных для здоровья плода лекарственных средств, алкоголя, табака и других наркотиков;
  • неполноценное питание беременной матери;
  • родовые травмы;
  • асфиксию головного мозга;
  • наличие черепно-мозговых травм в период новорожденности;
  • инфекционные заболевания.

Признаки ППЦНС

Поражение ЦНС у младенцев может проявляться в виде таких внешних признаков, как:

  • дрожание конечностей (особенно, рук) и подбородка;
  • гипертонус мышц;
  • раннее держание головы и опрокидывание ее назад (что выглядит так, как будто малыш разглядывает что-то, находящееся за его спиной);
  • беспокойство;
  • частый плач;
  • неоправданный крик;
  • прерывистый ночной сон;
  • задержки становления двигательных функций и речи.

Наличие подобных признаков в первый год жизни младенца позволяет неврологу поставить его на учет по поводу последствий ППЦНС и назначить соответствующее лечение.

Последствия ППЦНС в раннем детстве

Иногда в более старшем возрасте ППЦНС практически полностью компенсируется, но в некоторых случаях такое поражение нервной системы может вызвать стойкие неврологические и психические нарушения.

По данным современных исследований, в качестве наиболее распространенного нарушения в раннем возрасте можно рассматривать так называемый «синдром врожденной детской нервности». Он включает в себя:

  • повышенную реакцию на раздражители (непереносимость яркого света и резких звуков);
  • плаксивость, капризность;
  • высокую тревожность и мнительность;
  • нарушения пищеварения (срыгивания, понос, запоры, пониженный или крайне избирательный аппетит);
  • аллергические реакции;
  • потливость;
  • беспричинные колебания температуры;
  • чувствительность к изменениям погодных условий;
  • частые респираторные заболевания;
  • вялость, пассивность в поведении или, напротив, суетливость и общее двигательное беспокойство;
  • трудность адаптации к новым условиям или режиму;
  • эмоциональную возбудимость, боязливость и впечатлительность;
  • неустойчивое настроение;
  • множество страхов.

Помимо данного симптомокомплекса у детей с ППЦНС в раннем возрасте также достаточно часто отмечаются:

  • задержки речевого и психического развития;
  • заикание;
  • нарушения внимания (повышенная отвлекаемость, трудности концентрации).

Последствия ППЦНС в школьном возрасте

Наиболее распространенным последствием ППЦНС в школьном возрасте выступает церебрастенический синдром, который характеризуется:

  • истощаемостью внимания;
  • повышенной утомляемостью и снижением работоспособности, особенно при высоких интеллектуальных нагрузках;
  • головными болями после пробуждения или при утомлении, сопровождаемыми головокружением, тошнотой и рвотой;
  • переменчивостью настроения, которая оказывается связанной с несущественными внешними событиями или усталостью;
  • вялостью и инертностью или двигательной расторможенностью;
  • трудностями с запоминанием учебного материала;
  • затруднениями при выработке школьных навыков (письмо, счет, чтение);
  • раздражительностью, «взрывчатостью», плаксивостью, капризностью;
  • различными речевыми нарушениями (задержки развития, дефекты артикуляции, замедленная или, наоборот, слишком быстрая речь).

ППЦНС может также выражаться и в форме психоорганического синдрома, который отличается большей тяжестью и содержит наряду с описанными симптомами церебрастении такие признаки, как:

  • снижение памяти (от легкого ухудшения вплоть до выраженных расстройств);
  • ослабление интеллектуальной деятельности;
  • недержание аффекта (чрезмерная эмоциональная возбудимость и чувствительность, бурное проявление эмоций, их крайняя неустойчивость);
  • отсутствие критики к собственным действиям и возможностям, беспечность.

Другой вид последствий ППЦНС у школьников называют неврозоподобным синдромом. Он включает в себя следующие симптомы:

  • нервные тики;
  • стереотипные движения;
  • заикание;
  • мутизм;
  • энурез и энкопрез;
  • наличие множественных страхов и опасений.

В препубертатном и пубертатном возрасте нередко начинает ярко проявляться психопатоподобный синдром, который отличает:

  • склонность к агрессии и конфликтности;
  • расторможенность влечений;
  • быстрая пресыщаемость и непреодолимое стремление к новым впечатлениям и получению удовольствия, что может приводить к совершению опасных, необдуманных поступков.

Кроме того, у детей и подростков в качестве последствий ППЦНС часто встречается психический инфантилизм, то есть:

  • эмоционально-волевая незрелость;
  • некритичность;
  • нецеленаправленность деятельности;
  • легкая внушаемость и зависимость от окружающих.

Многие исследователи также отмечают связь ППЦНС с формированием симптомов СДВГ.

Профилактика ППЦНС

В качестве основных профилактических мер по предотвращению развития ППЦНС и его последствий специалисты рассматривают:

  • своевременную диагностику и лечение матерей в период беременности с целью компенсации гипоксии плода;
  • профессиональное сопровождение и ведение родов;
  • непрерывное наблюдение невролога в течение первых трех лет жизни ребенка;
  • последующее консультативное наблюдение в дошкольном возрасте у детского психиатра.

Лечение ППЦНС

В том случае, если указанные выше нарушения были диагностированы, как последствия ППЦНС, целесообразным является комплексный подход к лечению, в котором должны быть задействованы такие специалисты, как педиатр, невролог, психиатр, логопед и психолог.

В качестве основного лечения помимо медикаментов также назначаются определенные витамины, массаж и лечебная гимнастика. Тщательный подход к лечению и его правильная организация позволяют в нетяжелых случаях добиться компенсации имеющихся нарушений и снятия малыша с неврологического учета.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector