jpg» alt width=»350″>
Несмотря на то, что психиатры обозначают ММД, как легкое расстройство, оно требует обязательного профессионального сопровождения.
Только так можно гарантировать успешную адаптацию ребенка к школе и усвоение им знаний, что позволит затем продолжить образование в высшем учебном заведении.
Проявления патологии
Первые признаки такой патологии, как минимальная мозговая дисфункция у детей, можно заметить в самом раннем возрасте. Видоизмененная форма черепа и ушных раковин, отклонение от нормы в строении нёба и роста зубов – все это является визуальными проявлениями ММД у детей.
Клиническая картина патологии достаточно обширна. Она может иметь самые разные проявления:
- расстройства вегетативного характера. К таковым можно отнести чрезмерное потоотделение, мраморность кожных покровов, сбой в работе ЖКТ (неустойчивость стула, частые колебания запоров и поноса), неустойчивый пульс и функционирование сердечно-сосудистой системы;
- слабый мышечный тонус и двигательные расстройства. Тонус мышц может быть неравномерным, наблюдается асимметрия сухожильных рефлексов, недостаточность мелкой моторики. Таким деткам особенно трудно застегивать пуговицы или завязывать шнурки, у них возникают сложности при работе с ножницами, рисовании карандашом или письме ручкой. Из-за того, что мышцы лица также ослаблены, мимика ребенка достаточно бедна, он практически никогда не строит рожицы и не гримасничает. Детям с ММД трудно ловить мяч, ездить на велосипеде или ходить по одной линии;
- сказывается расстройство и на поведении детей. Обычно такие малыши весьма активны, они неусидчивы, легко отвлекаются, им трудно сосредоточится на выполнении полученного задания;
- нестабильный эмоциональный фон. У деток наблюдаются частые перепады настроения.
Минимальная мозговая дисфункция сопровождается высокой степенью истощаемости нервных клеток, расположенных в верхних слоях коры головного мозга. Следствием этого является быстрая утомляемость, также возникают определенные сложности с памятью и формированием запаса общих понятий. Все это ведет к психическим и речевым задержкам в развитии.
Дети с ММД испытывают трудности и в социальной сфере.
Они легче находят общий язык с детьми, которые младше их по возрасту, тогда как излишняя возбудимость и склонность к созданию конфликтных ситуаций не позволяет наладить контакты с ровесниками в стенах дошкольных образовательных учреждений. У таких детей могут быть проблемы с засыпанием, они часто ворочаются во сне, большинство из них страдают недержанием мочи.
Постепенно, когда малыш становится старше, клинические проявления расстройства бесследно проходят.
Согласно статистике, в младшем дошкольном возрасте ММД наблюдается примерно у каждого пятого из детей, а уже в начальных классах патологию можно встретить у одного из 20 учеников.
Но это возможно лишь в том случае, если воспитанию и образованию ребенка с ММД уделяется особое внимание. Лишь в очень редких случаях некоторые из проявлений расстройства сохраняются у взрослых.
Причины возникновения
Привести к развитию этого расстройства могут и различные травмы, нанесенные ребенку в момент его появления на свет.
Кроме того, спровоцировать патологию могут такие факторы, как слабовыраженная родовая деятельность и последующая стимуляция специальными средствами, стремительные роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода, неполное раскрытие родовых путей у женщины, слишком крупный плод, а также использование медперсоналом специального родовспомогательного инструмента (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор и т.д.).
К развитию ММД в неонатальном периоде могут привести нейроинфекции и травмы, приведшие к повреждению центральной нервной системы. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его причиной, скорее всего, является педагогическая и социальная запущенность. Подобное состояние ребенка является воспитанием в неблагополучной семье.
Особенности диагностики
Для того чтобы диагностировать ММД у детей, врач должен провести всестороннее обследование при помощи существующих на сегодняшний день методов исследования.
При осмотре младенцев специалисты, прежде всего, обращают внимание на рефлексы, а также симметричность их выраженности. В возрасте от 3 до 6 лет врач уже может отследить динамику клинических проявлений, а также их тяжесть. При работе со школьниками используются методы психодиагностики, поскольку объективное обследование в этом возрасте не дает полной картины патологии.
Диагностируется минимальная мозговая дисфункция у детей при помощи систем Гордона, теста Векслера, «Лурия-90» и т.д. Эти методы дают возможность врачу (педиатру или невропатологу) оценить степень развития ребенка и его психическое состояние, а также выявить особенности поведения.
Из инструментальных методов наиболее информативными при диагностике ММД являются компьютерная и магнитно-резонансная томография, эхоэнцефалография, нейросонография и другие. Обычные клинические анализы отклонений от нормы не выявляют.
Томография позволяет определить уменьшение коры головного мозга в области темени и левой части лба, повреждения передней области (медиальной и глазной), а также значительное уменьшение в размерах мозжечка.
Использование рентгена позволяет исключить переломы черепа.
При диагностике минимальной мозговой дисфункции у детей практикуется дифференциальный подход. Зависит это, прежде всего, от возраста ребенка, а также от момента, в который проявились первичные симптомы.
В ходе диагностических мероприятий потребуется исключить черепно-мозговую травму, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилепсию и заболевания с ней схожие, шизофрению, острое отравление тяжелыми металлами (свинцом) и другие патологии, имеющие схожие проявления.
Подбор схемы лечения
Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.
Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:
- Педагогические методы позволяют минимизировать последствия социальной и педагогической запущенности, способствуют адаптации ребенка в коллективе. Социальные педагоги ведут работу не только с ребенком, но и его родителями. Они советуют поощрять ребенка, акцентировать внимание на его успехах и достижениях, меньше употреблять слова «нельзя» и «нет», разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно и мягко. Просмотр телевизора и игра на компьютере должны занимать не более 40—60 минут в день. Следует отдавать предпочтение таким играм и занятиям, в ходе в которых задействуется внимание и концентрация (пазлы, конструкторы, рисование и т.д.).
- Психотерапевтические методы направлены на коррекцию задержки психического развития. Психолог и психотерапевт выбирает способы воздействия на своего маленького пациента исходя из его возраста. Если ребенок еще слишком мал, чтобы пойти с врачом на контакт, то работа ведется в основном с его родителями. Необходимо чтобы в семье был установлен положительный психологический микроклимат — от этого в большей степени зависит исход лечения.
- Медикаментозное лечение назначается крайне редко. Прием препаратов позволяет купировать отдельные симптомы, например, снотворные препараты помогают нормализовать сон, седативные — успокоить излишне возбудимого малыша и т.д. В отдельных случаях могут быть рекомендованы к приему стимулирующие средства, транквилизаторы и антидепрессанты.
- Физиотерапия позволяет улучшить функционирование нервной системы как центральной, так и периферической, а также максимально восстановить их работу. Наиболее эффективны при коррекции этого вида расстройства различные виды массажа, гидрокинезотерапия, комплекс лечебных упражнений. Полезны будут занятия такими видами спорта, как бег, езда на велосипеде или катание на лыжах, а также плавание. Во время спортивных занятий ребенок должен концентрироваться и проявлять ловкость, а это также положительно сказывается на процессе лечения ММД.
Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.
Советы родителям
Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок. Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д.
Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:
- строгое соблюдение режима дня. Прежде всего, это дисциплинирует ребенка, но выработка у ребенка привычки регулярно выполнять определенные действия также позволяет синхронизировать работу ЦНС со всем организмом;
- нормальный сон. Дети в возрасте от 3 до 6 лет должны спать 10 часов в сутки. Это время разбивается на дневной сон (2 часа) и ночной сон (8 часов). Если малыш не может уснуть, то старайтесь в течение дня занимать его подвижными играми на свежем воздухе и спортивными занятиями;
- дозирование нового материала. Малыш не сможет сразу усвоить весь материал, предусмотренный образовательной программой. Постарайтесь разбить его на несколько частей, и преподносите новую информацию дозировано с небольшими интервалами. Просите ребенка чаще повторять пройденный материал;
- детям с ММД необходимо движение, поскольку одним из проявлений этой патологии является недоразвитие мышц, в том числе и диафрагмы. При длительном отсутствии движения организм начинает испытывать кислородное голодание. Поэтому не заставляйте ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное время сидеть неподвижно — от этого ему становится трудно дышать;
- старайтесь развивать ребенка творчески. Занятия, в ходе которых ребенок задействует фантазию, стимулируют развитие образного мышления, а значит, головной мозг приходит в состояние активности. Исследователи заметили, что творческое развитие детей с ММД способствует лучшему усвоению точных наук;
- доброжелательная атмосфера в семье. Старайтесь оберегать ребенка от различных стрессовых ситуаций, он не должен подвергаться психологическому давлению. Нередко дети с ММД страдают от оскорблений со стороны сверстников в школе, а чтобы лечение было успешным, необходимо стараться избегать подобных конфликтов. Исцеление будет достигнуто лишь в том случае, если организм малыша сам начнет корректировать отклонения, достичь этого можно только в благоприятной психологической обстановке не только дома, но и в школе.
Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек. Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.
Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени.
Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом.
Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.
Ммд — синдром минимальной мозговой дисфункции у младших школьников: особенности коррекционной работы
Синдром минимальной мозговой дисфункции у младших школьников: особенности коррекционной работы
В настоящее время отмечается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем, объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижних нормативных границ. Между тем, у этих детей, как правило, возникают проблемы в обучении.
Непоседливые, неугомонные, не умеющие ни на чем сосредоточиться ученики – одна из самых больших проблем для учителя начальной школы.
Повышение уровня и качества жизни, достижения науки и техники, к сожалению, порождает множество факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека.
Известно, что незрелый, развивающийся организм наиболее чувствителен к различным вредным воздействиям и менее всего способен им противостоять. Следовательно, именно дети, начиная с внутриутробного развития и включая первые годы жизни, получают максимум травм, нарушающих их развитие.
И если физическое развитие и общая жизнедеятельность ребенка достаточно быстро нормализуется, то нарушения и отклонения в работе мозга остаются еще надолго. Они менее очевидны, некоторые вообще с трудом диагностируются, почти не осложняют жизнь ребенка, имеют обратимый характер и поэтому относятся к разряду легких. Сегодня именно эти легкие нарушения становятся массовыми.
По данным обследования школ и детских садов более чем у 60% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании мозга.
Минимально-мозговые дисфункции (ММД) – наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виду функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. Отсюда видно, что ММД не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Это, скорее, только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга.
В раннем и дошкольном возрасте ребенка симптомы ММД могут не проявляться и таких детей сложно отделить от просто неорганизованных, утомляемых, капризных, повышенно подвижных.
Но с момента поступления ребенка в массовую школу и началом обучения все неблагоприятные признаки ММД начинают проявляться, т.к.
предъявляемые школой требования относятся именно к тем свойствам, которые у детей с ММД нарушены (память, внимание, самоуправление и др.)
Таким образом, при поступлении в школу у детей с ММД можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
- Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
- Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности.
- Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации.
- Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности.
- Снижение объема оперативный памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
- Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления:
- первое – когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций;
- второе направление – методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы. Они направлены, в основном, на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений.
Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов, в очередной раз открывает для нас проблему соотношения души и тела: первый подход ориентирован «на голову», а второй — «на тело».
Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
Мозговые уровни формируются в онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень неизбежно включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития зрелую психику.
Поэтому коррекционно-развивающий и формирующий процессы должны начинаться с уровня, предшествующего несформированному или пораженному. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Также уже доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И.М. Сеченой считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука». Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П.Н.
Анохина доказали влияние сформированности тела на уровень развития высших психических функций и речи. Следовательно, коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
С 2008 года психокоррекционная программа «Гимнастика для ума» для детей, испытывающих трудности в обучении вследствие ММД успешно реализуется с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. За эти годы программа показала свою эффективность и положительные результаты в работе с такими детьми.
- Цель программы: коррекция отклонений в психическом развитии детей вследствие минимально-мозговых дисфункций.
- Задачи:
- Активизация межполушарного взаимодействия.
- Формирование зрительно-моторной и двигательной координации.
- Формирование произвольности и саморегуляции.
- Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления)
При составлении программы нами использовались кинезиологические упражнения А.В.
Сиротюк (адаптированный вариант) — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий, а также телесно-ориентированные, арттерапевтические, восточные (йога, тай-чи, ушу-таолу) психотехники и элементы психодрамы; упражнения из «Методики замещающего онтогенеза» Б.А. Архипова и А.В. Семенович, «Гимнастика мозга» П. Деннисона, Захарова Р.А.
Предлагаем вашему вниманию конспект одного занятия программы.
Занятие № 3. «Струночка»
Приветствие в круге. «Поздороваемся как ласковые котята, как колючие ежи, как слепые кроты, как бабочки на лету, как поссорившиеся медвежата, как старые друзья».
Растяжка «Струночка». Исходная позиция — лежа на спине.
Ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело, потягиваясь одновременно сначала двумя руками, затем двумя ногами, затем правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки).
Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Упражнение повторяется лежа на животе.
Растяжка «Кобра»
Исходная позиция — лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры:
- медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот;
- приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину, ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены:
- вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания.
Дыхательные упражнения
Исходная позиция — лежа на спине. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки («А», «О», «У» и др.) и их сочетания.
Глазодвигательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
Упражнение выполняется с плотно сжатыми челюстями.
Телесные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине.
- «Велосипед»
- Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного.
- «Лодочка»
Выполняется лежа на спине, затем на животе. Ребенку предлагается, изогнувшись, приподнять голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку. Усложнение — «покачивание на волнах».
«Эмбрион»
Прокатывание туда — обратно, свернувшись «калачиком».
Когнитивное упражнение «Корректурная проба». (можно использовать любые имеющиеся бланки корректурной пробы)
Упр. «Лабиринт»
(Каждый ребенок выполняет задание на планшете маркером. Можно стереть, в случае ошибки).
Пальчиковая гимнастика «Колечко превращается в крючочек». Мизинцы рук образуют соединяющиеся колечки. Задача: не разъединяя пальцев из колечка сделать крючочек. Ведущий показывает упражнение и делает вместе с детьми.
Реципрокные упр.
- «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с психологом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении психолог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
- «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6—8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.
Когнитивное упражнение «Послушать тишину» (формирование произвольной регуляции собственной деятельности). Исходная позиция — лежа на спине. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
Релаксация «Огонь и лед». Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела.
Дети выполняют упражнение лежа. По команде психолога «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.
Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
Ритуал прощания. Участники вспоминают, сидя в кругу, какие упражнения были сегодня новыми, сложными, какое упражнение больше всего понравилось.
В результате занятий по программе у детей можно наблюдать положительные изменения в развитии внимания, оперативной памяти, зрительно-моторной координации, улучшение уровня работоспособности, повышение учебной мотивации и произвольной саморегуляции. Ребята с удовольствием посещают занятия, где царит непринужденная атмосфера игры и взаимопонимания.
Педагог-психолог Шмидт О.Г.
Литература
1. Комплексная методика психомоторной коррекции. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. М., 1998.
2. Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей. Спб, 2008.
3. Папка дошкольника «Лабиринт». Игра «Забавы в картинках». Киров, 2008.
4. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. М., 2008
5. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения детей с ММД. Спб., 1997.
Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы, лечение
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это синдром, который возникает при нарушении регуляции ЦНС и характеризуется различными неврологическими симптомами и расстройствами.
Последние могут выражаться в виде физиологических, психологических, когнитивных и поведенческих отклонений. Если верить статистике, 25% детей дошкольного и младшего школьного возраста страдают синдромом минимальной мозговой дисфункции.
«Легкие нарушения» родители могут не посчитать опасными, но без должного лечения и коррекции они ведут к более серьезным последствиям.
Несмотря на то, что некоторые специалисты до сих пор используют термин «Минимальная мозговая дисфункция», этот диагноз является устаревшим.
Те расстройства, которые раньше описывались термином ММД, в настоящее время называют целым рядом других наименований, согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней 10 пересмотра) — перинатальная энцефалопатия (ПЭП), СДВ, СДВГ, нарушения обучения и памяти и другие.
Это произошло из-за того, что ММД было слишком общим понятием. Медицина не смогла получить точные данные о причинах заболевания, его развитии и предложить универсальные методы лечения, одинаково эффективные для всех проявлений ММД.
Новые более узкие и точные диагнозы позволяют применять наиболее действенные способы коррекции нарушений. По сути, слишком общее понятие ММД охватывало большое количество разнообразных нарушений, каждое из которых нуждается в специальном подходе к лечению.
Почему же это понятие до сих пор встречается? Все дело в том, что многие действующие врачи обучались уже давно и старый диагноз ставят или потому, что не повышали квалификацию, или просто по привычке.
Также это делается, когда ребенок имеет «смазанную симптоматику», и точный диагноз без дополнительных обследований поставить невозможно, но наличие определенных признаков, характерных для ММД, имеется.
Причины минимальной мозговой дисфункции
Данная патология чаще всего является результатом родовой травмы. Она может быть получена или во время беременности, или во время самих родов.
Позвоночник ребенка в целом, а в особенности его шейный отдел, испытывает огромные нагрузки при движении по родовым путям. Когда малыш протискивается между костями таза, он поворачивается практически на 360 градусов.
Это нередко вызывает смещение шейных позвонков, а в будущем и проблемы с кровоснабжением.
Часто причиной становятся и неверные действия акушерки, которые приводят к сдавливанию и деформации черепа, а иногда и его повреждениям. Крупный плод, кесарево сечение, стремительные роды и т.д. тоже относят к возможным причинам.
Также нарушение может начать развиваться еще в период беременности. Это может быть вызвано такими причинами, как:
- несбалансированное и неправильное питание будущей мамы;
- сильный токсикоз;
- употребление алкоголя и курение;
- недостаточный сон и стрессы;
- преждевременные роды или переношенная беременность;
- угроза выкидыша;
- длительные роды;
- гипоксия плода;
- инфекционные болезни;
- травмы шейного отдела позвоночника ребенка во время родов;
- использование сильнодействующей фармакологии и др.
Существуют случаи, когда ММД возникает после рождения малыша. Причинами этого могут стать неблагоприятные условия для жизни и неудовлетворение базовых потребностей ребенка, осложнения после заболеваний, повреждения головного мозга.
Патология проявляется на уровне центральной нервной системы, вследствие чего нарушаются речь, внимание и поведение. Стоит отметить, что хотя некоторые процессы развития у малыша с ММД проходят медленнее, чем у здоровых детей, его интеллект, как правило, находится в пределах нормы.
Симптомы минимальной мозговой дисфункции
Симптоматика у этого болезненного состояния крайне обширна. Обычно можно заметить нарушения уже с самого рождения ребенка. Если вы обнаружили у малыша один или несколько признаков, описанных ниже — незамедлительно обратитесь к врачу-неврологу:
- Малыш часто начинает кричать и плакать без видимой причины, проявлять неадекватную реакцию на происходящее;
- Ребенок отстает в развитии, позже начинает сидеть, ползать, ходить и разговаривать. В более старшем возрасте демонстрирует плохую координацию движений;
- Голова может быть нестандартной формы — чересчур большой или маленькой, несимметричной;
- Гипо- или гипердинамия, проявляющаяся в слишком спокойном или, наоборот, слишком нервозном состоянии;
- Проблемы со зрением, такие как косоглазие или близорукость, астигматизм, которые переходят с годами в более серьезную форму;
- Частые заболевания и депрессивные состояния (детская депрессия);
- Нарушения сна — постоянные кошмары ночью, невозможность заснуть перед важным событием;
- Ухудшение состояния ребенка при смене погоды;
- Дети с ММД позже начинают говорить, не могут произносить сложные слова, заикаются;
- Сложно даются мелкие движения. Для такого ребенка застегнуть пуговицы или зашнуровать обувь будет настоящим испытанием;
- Плоскостопие или косолапость, сколиоз, и т.д.
В раннем детском, дошкольном и младшем школьном возрасте ММД у ребенка может выражаться в следующих проблемах:
- трудности в коммуникации со сверстниками и чужими взрослыми, неумение донести свои мысли и желания;
- проблемы с самооценкой, неуверенность в себе;
- вегетососудистая дистония;
- неспособность к играм в одиночестве и тишине;
- низкая успеваемость в начальной школе, проблемы с письмом, чтением, счетом (дисграфия, дислексия, дискалькулия);
- диспраксия (проблемы с координацией, нарушение произвольных движений при отсутствии патологии мышечного тонуса, общая неуклюжесть);
- отсутствие понимания последствий рискованных игр и их инициирование.
У детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) наблюдаются проблемы с вниманием, повышенная активность и импульсивность. Они не слушают учителей в школе, постоянно допускают ошибки из-за невнимательности. Такие дети стараются избегать длительного интеллектуального напряжения, не могут усидеть на месте.
Взрослые же с СДВГ, которое не было вовремя скорректировано, часто социально не адаптированы: у них низкий профессиональный уровень, психические заболевания, могут страдать алкоголизмом и наркоманией.
Лечение минимальной мозговой дисфункции и последствий
Для успешного лечения ММД прежде всего нужно установить точный диагноз (или несколько) согласно МКБ-10. Это могут сделать только врачи: невролог, в некоторых случаях – детский психиатр (особенно если речь идет про СДВГ). Помимо диагностики врачи проводят медикаментозное лечение. Если диагноз поставлен правильно и вовремя, при некоторых нарушениях этих мер оказывается достаточно.
После 2-3 лет ребенку часто требуется дополнительное обследование и коррекция у следующих специалистов:
- нейропсихолог;
- логопед-дефектолог;
- детский психолог.
Диагнозы у этих специалистов могут отличаться от тех, что поставили врачи, но они важны для понимания структуры нарушений и последующей коррекции.
Также может понадобиться аппаратная диагностика (ЭЭГ, «вызванные потенциалы» и др.).
Также ребенку с минимальной мозговой дисфункцией очень важна правильная обстановка дома и гармоничные отношения с родителями:
- здоровый сон — не менее 8 часов ночью и 2 часа днем. Это оптимальное количество сна для детей до 7 лет;
- режим дня;
- правильное питание ребенка. В нем должны присутствовать все необходимые витамины и минералы для его развития. Лучше всего использовать обычные продукты питания, но можно купить и специальные витаминно-минеральные комплексы и пищевые добавки, если у ребенка, например, плохой аппетит.
- отсутствие стрессов и конфликтных ситуаций. Следует всегда помнить, что некоторые поступки ребенка могут быть продиктованы симптомами его болезни. Позаботьтесь также о том, чтобы его не оскорбляли из-за этого в детском саду или в школе;
- не стоит требовать от ребенка сразу же новых материалов и навыков — лучше преподносить это дозированно;
- ребенок должен чаще гулять и двигаться, чтобы в кровь поступало достаточное количество кислорода.
Коррекция нарушений специалистами идет в зависимости от тех дефицитов, которые имеются у ребенка. Для эффективного исправления симптомов рекомендуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, очень важно участие в коррекции детского психолога.
Дети с ММД могут испытывать трудности с адаптацией в обществе и иметь низкую самооценку. Психолог поможет ребенку понять и принять себя, научиться максимально спокойно реагировать на стрессовые ситуации, избавиться от страхов, развить внимание и мышление.
Также детский психолог будет работать с родителями, помогая им создать благоприятную обстановку для ребенка дома.
Высокую эффективность при коррекции нарушений, связанных с ММД, показывает аппаратное стимулирование головного мозга. В нашем центре для этих целей применяется Томатис-терапия, а также гарнитура Forbrain и устройство Soundsory.
При правильной коррекции со стороны необходимых специалистов (невролог, нейропсихолог, детский психолог, логопед) и внимательного отношения родителей к особенностям развития ребенка прогноз ММД благоприятный, к переходному возрасту все симптомы исчезают.
Минимальная мозговая дисфункция
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — комплекс относительно легких нарушений и заболеваний центральной нервной системы, которые проявляются в форме девиантного поведения, речевых расстройств, проблем с обучением. К ММД также относятся: синдром дефицита внимания, гиперактивность, замедленное психомоторное развитие, детские психозы и т.д.
Признаки нарушений в работе ЦНС, которые и приводят в дальнейшем к возникновению различных мозговых дисфункций у детей, наблюдаются примерно у 20% новорожденных. С возрастом почти у половины наблюдаемых нарушение корректируется либо самостоятельно, либо под воздействием внешних факторов (воспитания, обучения и т.д.).
Среди школьников симптомы ММД регистрируются у 5–15% — в зависимости от социального положения и региона проживания.
Чаще всего заболевание проявляется у детей, которым родители не уделяют должного внимания, в неблагополучных семьях и, наоборот, в семьях с большим достатком, где ребенку предоставляется огромная свобода действий и он воспитывается в обстановке вседозволенности.
Хотя термин «легкие нарушения» может показаться родителям не представляющим опасности, это не так. Последствиями вовремя не исправленной мозговой дисфункции могут стать серьезные проблемы в психологическом, умственном и физическом развитии ребенка.
Например, нарушения личностного развития: частые депрессивные и угнетенные состояния; отставание в учебе, связанные со сложностями в усвоении точных и творческих предметов; вегетососудистые заболевания.
Нередко во взрослом возрасте дети с ММД проявляют признаки социальной неадекватности, выражающиеся в склонности к алкоголизму и наркомании, отсутствии профессиональных навыков, невозможности адаптации в обществе.
Мозговая дисфункция у детей или подозрения на нее должны стать для родителей первым сигналом к тому, чтобы обратиться за помощью к специалисту-остеопату.
Причины появления и развития мозговой дисфункции
Основной и самой частой причиной появления ММД у детей становится родовая травма, полученная как в период течения беременности, так и во время родов.
Позвоночник ребенка и особенно его шейный отдел испытывают огромные нагрузки во время движения по родовым путям.
Протискиваясь между костями таза, дети совершают поворот почти на 360 градусов, что нередко отражается на положении шейных позвонков, вызывает их смещение, а впоследствии — нарушение кровоснабжения.
Не менее распространено и опасно сдавливание, деформация и повреждение костей черепа, которые могут быть вызваны неправильными и неаккуратными действиями акушерки. Все это напрямую отражается на кровообращении и снабжении мозга кислородом.
Еще одна важная и распространенная причина — несоблюдение режима матерью в период вынашивания ребенка.
Несбалансированное питание, недостаточный сон, стрессы, лечение с использованием сильнодействующих фармакологических препаратов, токсикозы — все это становится причиной нарушения обмена веществ в организме и может вызвать продолжительную гипоксию плода.
Поэтому важно, чтобы в период беременности женщина все время была под наблюдением не только терапевта и гинеколога, но и опытного врача-остеопата, который сможет оперативно скорректировать любые нарушения в организме, вызванные неблагоприятным воздействием внешних факторов.
Симптомы и диагностика ММД
Симптоматика ММД детей очень обширна и разнообразна. Отслеживать возможные отклонения в развитии ребенка следует с самых первых дней его жизни.
Вместе с тем, проявление одного или нескольких симптомов еще не означает, что ваш малыш нуждается в лечении, но показать его специалисту и подробно рассказать о наблюдаемых вами отклонениях надо обязательно.
Возможно это поможет обнаружить и скорректировать течение заболевания, избавить вашего ребенка от проблем и сделать его счастливым.
Симптомы минимальных мозговых нарушений могут проявляться в различном возрасте. Обычно с годами они становятся более выраженными и сложнее поддаются коррекции. Поэтому лучше, если вы или специалист-остеопат обнаружите их на самых ранних стадиях. К наиболее выраженным и распространенным симптомам расстройства ЦНС относятся:
- повышенная обеспокоенность в младенческом возрасте. Малыш часто кричит и плачет без причины, ворочается во сне, плохо засыпает и часто просыпается, демонстрирует неадекватную реакцию на окружающий мир, людей;
- замедленное развитие. Ребенок позже сверстников переворачивается, садится, встает на ножки, начинает ходить, разговаривать. Иногда отставание у детей может проявляться в том, что они долгое время продолжают ходить на цыпочках, плохо координируют свои движения при ходьбе и беге;
- нестандартная форма головы. Она может быть непропорционально большой или маленькой, иметь неровную форму. У ребенка может быть несимметричное лицо или излишне оттопыренные уши;
- проблемы со зрением. Обычно начинают проявляться еще в раннем возрасте в форме косоглазия, близорукости или астигматизма и прогрессируют с возрастом, особенно после начала обучения в школе;
- гипер- или гиподинамия. Нарушения проявляются в постоянной суете и нервозности или, наоборот, слишком спокойной реакции на внешние раздражители;
- беспокойный сон. Может наблюдаться у детей в любом возрасте. Малыш может просыпаться во сне, беспокоиться из-за кошмаров, часто вставать ночью в туалет. Нередко ребенку сложно уснуть из-за перевозбуждения, перед контрольными и/или экзаменами, в ожидании дня рождения или Нового года, каких-то иных событий. Типичные проявления характера «совы» в детском возрасте — позднее засыпание и невозможность рано проснуться — также относятся к симптомам ММД;
- частые заболевания. Это могут быть банальные ОРЗ и ОРВИ или «безобидные», на взгляд родителей, «шмыгания» носом, аллергические реакции на цветение и пищевая аллергия, повышенная усталость и частые головные боли, а также беспричинная психологическая опустошенность, депрессивные состояния;
- проблемы с пищеварением. Могут проявляться в тошноте после еды, невозможности контролировать насыщение, приводящее к постоянному перееданию, поносах и запорах, повышенном метеоризме;
- проблемы с осанкой и походкой. Обычно выражаются в появлении плоскостопия, косолапости, начальных признаков сколиоза;
- метеозависимость. Ребенок неважно чувствует себя при резкой перемене погоды, испытывает боли в суставах перед дождем, головные боли из-за солнечной активности и т.д.;
- проблемы с речью. У детей с ММД наблюдается не только более позднее развитие речи, но и заикание, неспособность произнести сложные слова, путаница с ударениями, окончаниями, проблемы с запоминанием стихов, пересказом прочитанных книжек;
- проблемы с координацией движений. Выражаются в неспособности быстро освоить спортивные игры, научиться ездить на велосипеде, контролировать мяч, прыгать через скакалку и т.д.;
- нарушение мелкой моторики. Детям с минимальной мозговой дисфункцией сложно выполнять мелкие движения — застегивать пуговицы, завязывать шнурки, вдевать нитку в иголку, подстригать себе ногти.
Перечень симптомов достаточно широк и наличие большого количества из них говорит о возможных проблемах в развитии ребенка. Если вы наблюдаете не просто единичные признаки, которые могут быть результатом индивидуальных особенностей личности, а целый ряд симптомов, следует обратиться за помощью к специалисту.
Для точной и надежной диагностики заболевания необходимо пройти ряд обследований у окулиста, невропатолога, психолога, остеопата. Только комплексное обследование ребенка позволит уверенно говорить о наличии у него мозговой дисфункции.
Это даст возможность предпринять дальнейшие меры для лечения заболевания и коррекции уже сложившихся в поведении отклонений.
Лечение минимальной мозговой дисфункции методами остеопатии
Ошибочно считать, что остеопатия является панацеей от всех болезней и врач легко избавит вашего ребенка от всех симптомов ММД, сделает его отличником в школе и успешным человеком в жизни. Эффективное лечение должно быть комплексным.
Остеопат при этом лишь вносит коррективы, направленно и точечно воздействуя на ЦНС ребенка, его внутренние органы, систему кровообращения.
Именно активизация последней чаще всего и является тем толчком, который остеопат дает детскому организму, позволяя ему развиваться в нужном направлении.
Для назначения грамотного лечения у специалиста должна быть полная картина заболевания, что невозможно без анализов и составления анамнеза. Немалую роль в развитии ребенка играет наследственность, поэтому пусть вас не удивляют вопросы специалиста о здоровье мамы и папы, бабушек и дедушек.
Исходя из характера заболевания и проявления симптомов, назначается лечение, первой ступенью которого обычно становится коррекция микротравм и нарушений, ставших первоочередными причинами отклонений. Параллельно идет воздействие на мозговые оболочки и кости черепа.
Ведь именно от их равновесного положения и возможности свободных микроколебаний зависит кровоснабжение мозга.
Недополучение отдельными участками коры головного мозга кислорода, витаминов и микроэлементов приводит к тому, что участки центральной и периферийной нервных систем работают неправильно, что и оборачивается косоглазием, нарушением моторики, отклонениям в речевом аппарате.
Следует помнить, что изменение происходят далеко не сразу и даже не после нескольких сеансов. Остеопат работает с очень тонкими материями и не столько излечивает, сколько направляет организм ребенка к самостоятельно адаптации к изменившимся внешним условиям и исправлению врожденных и приобретенных отклонений.
Остеопатическое воздействие должно сочетаться с комплексом других лечебных и профилактических мероприятий, включающих лечебную физкультуру, постоянные занятия и упражнения с ребенком, работой по его воспитанию и т.д.
То есть если ребенок в силу нарушения речевых участков головного мозга (гипоксии) неправильно произносит слова, восстановление кровоснабжения еще не «научит» его говорить правильно. Мозг должен восстановить нейронные связи, а речевой аппарат приспособиться к новым внутренним условиям организма — с ребенком необходимо заниматься, прививая ему правильное произношение.
Со временем это войдет у него в привычку, и он научится грамотно говорить и мыслить уже без посторонней помощи. То же касается и иных отклонений — в физическом развитии, психологическом состоянии и т.д.
Советы специалиста-остеопата
Минимальная мозговая дисфункция детей требует особого внимания от родителей и учителей.
Параллельно с лечением у остеопата, занятий у психолога, лингвиста и других специалистов необходимо постоянно работать с ребенком, учить его и воспитывать.
Все нижеперечисленные рекомендации специалиста-остеопата равным образом применимы и к здоровым детям. Но именно для тех, кто страдает ММД, эти советы являются важными на пути к полному выздоровлению:
- соблюдение режима дня. Это позволит не только дисциплинировать ребенка, но и путем прививания регулярных привычных действий синхронизирует работу его нервной системы и организма;
- здоровый сон. Для детей дошкольного возраста необходимо спать не менее 10 часов в сутки. Желательно разбивать период сна на два промежутка, например, 8 часов ночного и 2 часа послеобеденного сна. Если у ребенка наблюдается бессонница, постарайтесь больше увлекать его физическими занятиями, спортивными играми, прогулками на свежем воздухе;
- дозирование учебного материала. Пусть вас не смущает неспособность ребенка освоить весь учебный материал сразу. Постарайтесь преподносить его маленькими порциями с небольшими перерывами. Требуйте от ребенка частого повторения уже пройденной информации. Многим детям проще усвоить новые знания через игры, фильмы, книги;
- движение. Не заставляйте ребенка часами просиживать неподвижно на одном месте, усваивая учебный материал. Минимальная дисфункция мозга у детей может выражаться в недоразвитии мышц диафрагмы, из-за чего их организм испытывает кислородное голодание при отсутствии движения. То есть ребенку буквально «трудно дышать», когда он долгое время находится в неподвижности;
- творческое развитие. Занятия на фантазию, творческие задания стимулируют образное мышление у детей, что приводит к активации и соседних участков мозга. Практика показывает, что зачастую с развитием творческих способностей школьники начинают лучше усваивать и точные науки;
- доброжелательная домашняя атмосфера. Ребенок не должен переживать стрессовых ситуаций, психологического давления, оскорблений со стороны сверстников из-за того, что у него проявляется минимальная мозговая дисфункция, лечение будет эффективным только в том случае, если организм ребенка сам начнет работать над исправлением отклонений. А для этого необходима благоприятная психологическая атмосфера как дома, так и в школе.