Задержка психического развития (ЗПР): характеристика детей, классификация, виды, причины, коррекционные занятия

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

     Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества или вообще избавился от нарушений, делающих его непохожим на своих сверстников?

     Немаловажную роль играет диагностика задержки психического развития. Ведь от корректности проведения диагностических мероприятий зависит и «сценарий» помощи ребенку, акценты, расставляемые родителями и педагогами в ходе обучающей и развивающей деятельности.

ЧТО ТАКОЕ ЗПР?

Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.

     Диагноз ЗПР появляется чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку физически такие дети развиваются нормально.

 Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить диагноз ПЭП.

 Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

      Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей.

     Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

    Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

    Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

     ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития.

Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи — нарушение ее лексико-грамматической стороны.

     У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

    При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

     При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка.

Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна.

Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.

     Если у ребенка наблюдается замедленное развитие интеллектуальной сферы, то он наоборот будет спокойно  и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

     При диагностике ЗПР специалист обязательно рассмотрит все потенциальные причины возникновения задержки у конкретного ребенка. Современная наука выделяется две группы основных причин, каждая из которых имеет по несколько факторов, влияющих на развитие психики человека.

     Так, в качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие.

Неблагоприятное течение беременности:

  • болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
  • хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
  • токсикозы, особенно второй половины беременности;
  • токсоплазмоз;
  • интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
  • несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

  • травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
  • асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы:

  • педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

ТИПЫ ЗПР

     Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

     Первый тип — ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме.

Нужно понимать, что психический инфантилизм — это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь — учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.

      Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы.

К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие.

Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

      Ко второй группе — соматогенного происхождения — относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития.

Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться.

Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания — все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.

     Сюда же относят детей из семей с гиперопекой — чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него, опасаясь, что ребенок может себе навредить, что он еще мал.

В такой ситуации близкие, считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки, тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит — и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности.

Необходимо заметить, что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больных ребенком, где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние, стремление якобы облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками.

     Следующая группа — это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы.

Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.

     Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности.

Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.

     Четвертый и последний тип ЗПР — церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило наименее благоприятен.

Читайте также:  Характерные особенности цианистого калия

      Как следует из названия, основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно — недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.

), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции.

При этой форме ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности.

   Исследователи ММД выделили следующие факторы риска ее возникновения:

  • поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью,
  • выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды;
  • патологическое течение предыдущих родов;
  • хронические заболевания матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности;
  • такие психосоциальные факторы, как нежелательная беременность, факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские шумы);
  • наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье;
  • патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.
  • Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.
  • ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЗПР
  •      Выводы психологов и педагогов, сделанные на основе обследования психики и интеллекта ребенка, базируются на трех клинико-психологических синдромах.

Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в эмоциональной нестабильности, конфликтности, нерегулируемой смешливости, агрессивности. Ребенок не контролирует свои поступки, не способен к себе относиться критично.

Он не хочет подчиняться законам и правилам, познавательные стимулы отсутствуют, отдается приоритет игровой деятельности.

В детском саду и школе наблюдаются нарушения дисциплины, он не способен строить стабильные отношения с ровесниками и взрослыми.

Отставание интеллектуального развития сопровождается неумением долго заниматься одним делом, повышенным уровнем утомляемости с потерей внимания. В садике и школе такой ребенок показывает отставание в речевом развитии и при выполнении любых обучающих заданий познавательного характера.

Межличностное развитие детей с ЗПР отличается сложностями в общении со сверстниками, педагогами и родителями. Такие дети чаще всего одиноки во время игр и занятий, часто проявляют агрессию, страх, заторможенность, неспособность вести диалог с собеседником.

  1.      Дети с диагнозом ЗПР, тем не менее, могут стать полноценными членами общества при правильном подходе к их развитию педагогов и родителей.
  2. РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
  3.      Психологи рекомендуют все силы сконцентрировать на развитии детей с ЗПР: для многих положительный результат будет очевиден, и о диагнозе ЗПР больше вспоминать не придется.
  4.     Какие же советы дают специалисты для успешного развития детей с ЗПР?
  • Посещать специализированные детские сады, школы или группы
  • Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов
  • Заниматься с логопедом, психологом и дефектологом
  • Больше рисовать, лепить, клеить и т. д.
  • Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.)
  • Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий
  • Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями

     А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

Виды ЗПР и их характеристика: таблица по признакам, классификация задержки психического развития

К какой категории ограниченных возможностей здоровья относится зпр

  • Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и иным документам, ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья, которые выражаются в нарушениях физического или психологического развития.
  • Выделяют следующие категории:
  1. Глухие дети.
  2. Слабослышащие.
  3. Слепые.
  4. Слабовидящие.

  5. С нарушением опорно-двигательного аппарата.
  6. С задержкой психического развития.
  7. С тяжелой дисфункцией речи.
  8. С расстройствами аутического спектра.
  9. С умственной отсталостью.

Таким образом, дети с ЗПР выделены в отдельную шестую группу ОВЗ.

Ребята из этой категории характеризуются следующим образом: имеющие возможность интеллектуального развития. При этом у них:

  • замедленный темп психических процессов;
  • высокая истощаемость;
  • проблемы с усвоением знаний.

Сюда же можно добавить такие вещи, как специфическое восприятие, отставание в словесно-логическом мышлении, инфантилизм, высокая утомляемость, частая смена активного и пассивного состояний.

Это всё негативные проявления, которые граничат с умственной отсталостью, но не относятся к ней. Последняя входит в восьмую категорию ОВЗ – отклонения интеллектуального развития. В неё включают детей дошкольного и школьного возрастов, как 4–5 лет, так 7–8 и так далее.

Ребенок из этой группы:

  • имеет глубокую недоразвитость познавательных процессов;
  • обладает искаженным восприятием;
  • характеризуется низким уровнем мышления.

Дети из 8 категории, в том числе и детсадовцы, имеют способность к обучению, но уровень возможностей у них, конечно, очень низкий.

На основании изложенного делаем два вывода:

  1. Умственная отсталость и задержка психического развития, как и ЗПРР – это разные вещи, хотя и граничат друг с другом.
  2. ОВЗ – это не вид ЗПР, как иногда думают. Задержка психического развития является одной из категорий ограниченных возможностей здоровья. То есть, ЗПР соотносится с ОВЗ, как частное с общим.

Далее, рассмотрим виды ЗПР у детей и их характеристики.

Классификация ЗПР

Учеными предлагались разные варианты, но основной считается классификация от 1980 года Клары Семеновны Лебединской – советского и российского детского психиатра и дефектолога.

Она разделила нарушения в зависимости от их особенностей по этиопатогенетическому признаку. В 1992 году К. С. Лебединская получила ученую степень доктора психологических наук.

Ориентируясь на этиологические характерные признаки, К. С. Лебединская выделила несколько типов патологии. До этого подобное пытались сформулировать М. С. Певзнер и Т. А. Власова, но у К. С. Лебединской очертить группы детей с ЗПР получилось лучше всего.

Прежде чем переходить к классификации видов задержки у детей и их характеристике по Лебединской, рассмотрим, что предлагали другие ученые, чтобы иметь полное и всестороннее представление.

Виды, определенные Певзнер и Власовой

В двух словах об ученых:

  1. Мария Семёновна Певзнер – советский психиатр, дефектолог и психолог. Кандидат психологических наук, доктор педагогических наук.
  2. Татьяна Александровна Власова – советский психолог и дефектолог. Доктор психологических наук.

В 50–60 годах XX века М. С. Певзнер начала разностороннее исследование причин неуспеваемости детей. В результате чего родилась характеристика видов ЗПР. Появились типы отклонений:

  1. Психический и психофизический инфантилизм в результате дизонтогенеза. Выражается в нарушении темпа созревания мозговых систем, которые формируются внутриутробно. Инфантилизм делят на два вида: гармонический и дисгармонический. Различие в том, что первый характеризуется проблемой с созреванием лобных долей, второй – с органическими патологиями головного мозга, что ведет к нарушениям психики.
  2. Астенические состояния. При этой разновидности ЗПР выявляется ослабленность соматогенного и неврологического характеров. Они вызваны нарушениями нервной системы.
  3. Церебрально-органическая ЗПР.

В некоторых источниках, когда речь идет о классификации Певзнер и Власовой, выделяют только две группы:

  • инфантилизм: неосложненный психический и психофизический;
  • вторичное расстройство – задержка психического развития, вызванная различными биологическими факторами, имевшими место при вынашивании плода матерью или на этапе первого года жизни ребенка.

Можно отметить, что классификация хоть и довольно грамотная, но не очень подробная.

Типы ЗПР, вызванные влиянием биологических факторов

Психолог и психотерапевт Ковалев В. В. в 1979 году предложил свою классификацию задержек развития.

Он выделил 4 категории ЗПР:

  1. Дизонтогенетическая – тот самый психологический инфантилизм, о котором уже шла речь.
  2. Энцефалопатическая – появляется из-за поражений центральной нервной системы. Например, такая задержка развития может начаться вследствие болезни, перенесенной на первом году жизни.
  3. Вторичная – не связана с психологическими факторами. Развивается из-за проблем с органами слуха и зрения, с речевой дисфункцией.
  4. Социальнодепривационная – госпитализм. ЗПР возникает из-за совокупности соматических и психических нарушений, которые появляются из-за длительного нахождения ребенка, подростка вдали от дома, в больничных условиях. Так госпитализм трактуют в узком смысле. В широком – он характеризуется тем, что на человека воздействует целый ряд самых неблагоприятных факторов, связанных с проживанием вне дома.

Виды ЗПР по Семаго

  1. Семаго Михаил Михайлович – кандидат психологических наук, профессор.
  2. Семаго Наталья Яковлевна – клинический психолог.
  3. В соавторстве ученые разработали свою особую классификацию. Предлагаем кратко пройтись по ней:
  1. Органический инфантилизм.

  2. ЗПР, в которой преобладают нарушения познавательной деятельности.

Как видно, в процессе работы специалисты опирались на достижения своих советских коллег. Подход может являться и авторским, но он не так сильно отличается от того, что предлагала Певзнер.

Поэтому подробно останавливаться на ней не будем.

Классификация по Лебединской

В научном сообществе основной упор делают именно на этот вариант. Разберем подробно, рассмотрим сравнительную таблицу.

Клара Семеновна Лебединская выделила 4 вида ЗПР:

  1. Конституционного происхождения.
  2. Соматогенного генеза.
  3. Психогенного.
  4. Церебрального.

Разберем подробнее 4 типа задержки психического развития по Лебединской.

Зпр конституционного происхождения

Под ним следует подразумевать тот самый инфантилизм, о котором вели речь Певзнер и Власова, когда эмоционально-волевая сфера находится на более ранней стадии развития. То есть, все у ребенка было бы в порядке, если б ему было на год-два меньше лет.

Читайте также:  Эпидурит позвоночника: причины, симптомы, лечение, рекомендации

Преобладают:

  • эмоциональная мотивация поступков;
  • повышенный фон настроения;
  • поверхностность;
  • легкость внушения.

Певзнер и Власова связывают такое поведение с эмоциональной незрелостью. Иногда инфантилизм обусловлен незначительными обменно-трофическими расстройствами. В целом, клинический прогноз положительный.

Гармонический инфантилизм часто имеет место у близнецов, поэтому проблему нередко объясняют многоплодием.

Задержку конституционного происхождения можно выявить по внешнему признаку детей. Когда остальные, например, поступив в школу, закончив первый класс, становятся немного похожими на взрослых — даже внешне — дети с ЗПР I группы по Лебединской – субтильные. Они выглядят младше своего возраста.

Гармонический инфантилизм равномерно проявляется во всех сферах: эмоции, интеллект; речь и так далее. В некоторых случаях психическое отставание может быть более заметным.

Высказывается мнение о возможной наследственной природе гармонического инфантилизма. Но этот момент продолжают обсуждать. Замечено, что у некоторых детей с ЗПР такого типа родители тоже страдали от проблемы.

Задержка психологического развития соматогенного происхождения

Можно догадаться, чем обусловлен этот тип ЗПР. Основная причина – длительная органная недостаточность:

  • инфекции;
  • аллергические состояния;
  • пороки соматической сферы: как врожденные, так и приобретенные.

Как указывал Ковалев В. В., зачастую эта ЗПР связана с проблемами сердца.

Эмоциональное развитие может задерживаться из-за заболеваний неврологического характера в сочетании:

  • со страхами;
  • неуверенностью в себе;
  • капризностью и так далее.

Если ребенок долго болеет, много времени проводит в медицинских учреждениях, оторван от дома, то на его организм и, в частности, нервную систему оказывается серьезное негативное воздействие. Следствием является задержка той или иной тяжести.

Зпр психогенного происхождения

Ребенок отклоняется в развитии при этом типе проблемы из-за неблагоприятной окружающей среды. Например, если есть конфликты в семье. Обстановка давит на психику. У организма запускается процесс адаптации. При этом происходит изменение эмоционального развития не в лучшую сторону. Это приводит к ЗПР.

Задержка психогенного происхождения возникает, например, при гиперопеке или беспризорности, когда у ребенка не вырабатывается чувства долга. Способствуют возникновению и прогрессированию ЗПР:

  • агрессия в семье;
  • отсутствие в окружающем коллективе высоких ценностей, принципов и так далее.

Задержку психогенного происхождения нужно отличать от педагогической запущенности, когда проблемы у ребенка возникают из-за отсутствия соответствующих знаний, опыта, неумения вести определенную деятельность. Здесь важно различать причину и следствие.

Например, школьник, который нормально развивается, может не уметь считать не потому, что у него нет способностей – мозг еще не готов, а потому, что он специально не учился подобному навыку. Если родители или педагоги в общеобразовательном учреждении занялись плотнее, то у ребенка всё бы начало получаться, потому как ЗПР не была диагностирована.

Зпр церебрально-органического происхождения

  • Наиболее распространенный и стойкий тип задержки психического развития, согласно российским и международным данным.
  • Он возникает вследствие:
  • инфекций во время беременности;
  • недостатка кислорода;
  • тяжелого токсикоза;
  • несовместимости крови матери и ребенка, например, из-за резус-факторов;
  • недоношенности;
  • заболеваний на первом году жизни.

В таблице проведем сравнительный анализ разных типов ЗПР.

Тип Причина Проявления
Конституциональный Врожденные склонности к определенным моделям поведения Эмоциональная несамостоятельность, бурные реакции, перепады настроения, игровые интересы, инфантилизм
Соматогенный Физиологические патологии Слабость организма, отсутствие мотивации к развитию, апатия, нежелание принимать решения самостоятельно и совершать поступки
Психогенный Неблагоприятные условия, в которых находится ребенок Безответственность, отсутствие самостоятельности. Излишняя агрессия, либо, наоборот, повышенная застенчивость и пугливость
Церебрально-органический Врожденные или приобретенные причины, негативно влияющие на психику и нервную систему Апатия, равнодушие, минимум эмоций и тому подобное

Таким образом, ЗПР – это общее название проблем, которые могут характеризоваться разными причинами. Проявляться задержка тоже может специфически.

Бывают ли смешанные типы

На ребенка могут воздействовать сразу несколько факторов, поэтому нельзя исключать сочетанные типы. Как правило, у ЗПР сразу несколько причин.

Кто может определить вид задержки психического развития у ребенка

Родители часто ошибаются с диагнозом. Некоторые необоснованно считают, что у их детей есть ЗПР. И хорошо, если обращаются к специалисту. Другие – не видя проблем, не записываются на прием к доктору. А это уже плохо. Ведь очень важно не упустить время, быстро перейти к мерам, которые помогут дошкольнику догнать сверстников и начать учиться лучше.

Внимание: диагноз «Задержка психического развития» может поставить только врач. Обращайтесь в клинику La Salute, если есть сомнения в темпах формирования ребенка. Опытный нейропсихолог поможет поставить верный диагноз, разработает программу коррекции развития.

Как выяснить, какой вид ЗПР у ребенка

Этим вопросом занимается нейропсихолог и некоторые другие врачи. Специалисты собирают анамнез, проводят тестирование, в случае необходимости организуют диагностику при помощи оборудования, планирование медикаментозного лечения и программы специальной терапии.

ЗПР не приговор. При своевременной и грамотной корректировке ребенок догонит сверстников в развитии. Приходите в La Salute, чтобы помочь своему малышу.

Задержка психического развития у детей (ЗПР). Коррекция СПб

Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов психического развития, вследствие которого когнитивные (познавательные) функции (память, восприятие, внимание, мышление) и эмоционально-волевая сфера ребёнка существенно отстают от принятых возрастных норм.

На сегодняшний день ЗПР не является медицинским диагнозом, а употребляется как психолого-педагогическое понятие описательного характера, не указывающее на причины тех или иных нарушений, а лишь обозначающее имеющиеся у ребёнка проблемы развития. Термин применим только для детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 10 лет). В более старшем возрасте при необходимости ребёнку ставится уже конкретный диагноз.

В раннем детском возрасте задержка психического развития чаще всего не бросается в глаза. Диагноз ЗПР ставится, когда ребёнок достигает 4-5-летнего возраста.

Как правило, первыми начинают бить тревогу воспитатели средних и старших групп детских садов, они обращают внимание на то, что ребёнку приходится много раз объяснять одно и то же, его трудно заинтересовать, он много отвлекается и т.п.

Часто родители не придают особого значения этим сигналам и не показывают ребёнка специалисту, предполагая, что это проходящие возрастные трудности, которые можно просто «перерасти». В таком случае ЗПР становится гораздо заметней при поступлении ребёнка в школу (из-за проблем с успеваемостью).

Ребёнок с трудом усваивает учебный материал; ему интереснее играть (но сюжетно-ролевые игры для него слишком сложны); занятия интеллектуальной деятельностью его не привлекают (от неё он быстро устаёт); он имеет очень ограниченный запас общих знаний и т.п.

Помимо трудностей в обучении у многих детей с ЗПР есть проблемы с дисциплиной. И в саду, и в школе им часто делают замечания за плохое поведение. Дело в том, что таким детям трудно привыкнуть к саду, школе, вообще к коллективу, они сильно тоскуют по дому, им сложно понять, что существуют определённые общепринятые правила поведения и нужно научиться соблюдать их.

Как проявляется задержка психического развития?

При ЗПР отстают в развитии:

  • все формы мышления — сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, мыслительная деятельность понижена;
  • память — лучше воспринимается наглядный материал, сложно запомнить информацию на слух. Память детей с ЗПР развита плохо – они с трудом запоминают инструкции, им сложно пересказать текст или повторить задание;
  • восприятие — для переработки информации таким детям нужно намного больше времени, чем их сверстникам. Им тяжело составить представление об окружающем их мире, представить величины (длина, ширина, объём), у них низкий уровень ориентировочно-исследовательской деятельности, пространственное восприятие снижено, они испытывают сложности с формированием целостного образа предмета;
  • эмоционально-волевая сфера — свойственны инфантильность, эмоциональная нестабильность, возбудимость, сложности с организацией своей деятельности;
  • внимание — ребёнку сложно сосредоточиться, сконцентрироваться, дослушать вопрос или задание до конца. Он перебивает, начинает отвечать раньше времени, ему трудно усидеть на месте, он слишком «громкий», импульсивный, нетерпеливый, несобранный. На уроках часто отвлекается, воспринимает информацию частично (фрагментарность внимания).

Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.

При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).

Чем ЗПР отличается от ЗРР и ЗПРР?

Задержки речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР) возникают вследствие органических поражений головного мозга, центральной нервной системы.

Причинами отставания могут стать: болезни, перенесённые матерью во время беременности, гипоксия плода, патологии родов, хромосомные или генетические заболевания, тяжёлые инфекции, врождённые аномалии ЦНС, патологии сосудов головного мозга, ДЦП, психические заболевания (эпилепсия и т.п.), опухоли головного мозга и проч.

При ЗРР и ЗПРР:

  • нарушения интеллекта вторичны, и своевременная коррекционная работа, направленная на речевое развитие, даёт положительную динамику нормализации интеллекта;
  • отставание не синхронно – речевое развитие отстаёт гораздо больше, чем психическое;
  • при своевременной диагностике и грамотной коррекционной работе со специалистами и дома с родителями ребёнок сможет догнать сверстников уже к старшему дошкольному возрасту.
Читайте также:  Норма протромбинового времени: что это такое, анализ крови ПТВ у женщин, ниже нормы

При ЗПР:

  • изначально именно интеллектуальное развитие не соответствует возрасту, как следствие – проблемы с формированием речи;
  • нет специфических речевых ошибок, уровень речевого развития соответствует уровню развития детей более младшего возраста;
  • развитие речи задерживается настолько же, насколько и общее психическое развитие в целом – сохраняется синхронность;
  • речь может развиться спонтанно, просто позднее, чем у сверстников. Для коррекции вторичных проблем с речью могут потребоваться занятия с логопедом.

Зпр = умственная отсталость?

Довольно часто детям с ЗПР ставится неверный диагноз – умственная отсталость (УО). Особенно от этого страдают дети, воспитывающиеся в детских домах. Действительно лёгкая степень УО и ЗПР имеют сходную симптоматику, но это разные нарушения, и для того, чтобы дифференцировать их, необходимо длительное всестороннее наблюдение специалиста.

Схожие симптомы

  • эмоционально-волевая незрелость;
  • инфантильность;
  • низкий уровень познавательной активности;
  • скудность представлений об окружающем мире;
  • нарушения восприятия, мышления, памяти и речи;
  • отсутствие таких умений, как анализ, обобщение, сравнение, синтез.

Различия между ЗПР и УО

Умственная отсталость – обобщённое название многих отклонений, при которых есть стойкое и необратимое снижение интеллектуальных способностей.

Это комплекс синдромов, вызванных органическими поражениями, патологиями головного мозга (врождёнными или приобретёнными). При УО страдают мыслительные функции, наблюдается общее психическое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность.

Интеллект ребёнка с умственной отсталостью не превысит определённого уровня, какая бы тщательная работа с ним не проводилась.

В отличие от УО задержка психического развития обратима, ребёнок развивается в том же направлении, что и обычные дети, но значительно медленнее. Дети с ЗПР обучаемы, поддаются коррекции, адекватны в действиях (например, играя, используют игрушки в соответствии с их назначением).

Во время учебных занятий они при помощи учителя способны усвоить принцип выполнения задания и использовать его для решения аналогичных задач. Для детей с ЗПР характерна скачкообразность развития всех форм мыслительной деятельности (например, внимание скачкообразно повышается к 8-9 годам).

При ЗПР прогноз более благоприятный и имеется высокая вероятность вывода ребенка в «норму» при условии качественного психолого-педагогического сопровождения и участия семьи.

Безусловно, при УО коррекционная работа также необходима, но как правило, динамика более медленная и имеет свой предел.

Очень важно как можно раньше дифференцировать ЗПР от умственной отсталости и вовремя начать коррекционную работу.

Причины ЗПР

  • инфекции, перенесённые матерью во время беременности (токсоплазмоз, грипп, краснуха и проч.);
  • интоксикация беременной (курение, алкоголь, лекарства и т.п.);
  • резус-конфликт матери и ребёнка;
  • внутриутробные инфекции;
  • асфиксия плода;
  • родовые травмы;
  • наследственность;
  • социально-бытовые факторы (условия жизни, воспитания, дефицит внимания (гипоопека), гиперопека, насилие, неблагоприятный психологический климат в семье, педагогическая запущенность).

Виды задержки психического развития

  • ЗПР конституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
  • ЗПР психогенного происхождения. Причина — неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.

Диагностика ЗПР

Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).

Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:

  • тщательное изучение анамнеза (включая пренатальный и постнатальный период развития). Это поможет выявить первичные причины нарушения, понять их характер;
  • общение непосредственно с ребёнком (знакомство, беседа, тестирование, психологическое обследование), в результате которого делаются выводы о состоянии его психического развития;
  • разговор с родителями, в ходе которого выясняется, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок, какая в семье психологическая обстановка, какие отношения установлены между членами семьи.

После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Родителям детей с задержкой психического развития нужно быть готовыми к тому, что процесс коррекции достаточно непростой и длительный. Таким детям нужна комплексная помощь сразу нескольких специалистов. Если ребёнку необходимо медикаментозное лечение, его обеспечивает невролог.

Развитием когнитивных функций занимается дефектолог (олигофренопедагог). Психолог со своей стороны отвечает за развитие эмоционально-волевой сферы. При ЗПР показаны такие виды неразговорной психотерапии, как: песочная, игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия и проч.

Для коррекции вторичных нарушений речи понадобится логопед.

Как проходит обучение детей с ЗПР?

В сентябре 2016 года в России был принят образовательный стандарт инклюзивного образования, предписывающий всем детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, обучаться вместе с обычными школьниками.

После этого специализированные коррекционные школы были закрыты и появились коррекционные классы в обычных общеобразовательных школах. Они подразделяются на восемь типов – в зависимости от характера отклонений учеников.

Большинство таких классов у нас относятся к VII типу (для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции).

Учитывая, как непросто ребятам с ЗПР даётся учёба, специалисты рекомендуют для них обучение в коррекционных классах.

Занятия в таких классах проводит обычный школьный учитель, ученики получают такой же объём знаний, как и их сверстники из обычных классов, просто занятия проходят в более спокойном темпе. Материал объясняют детям небольшими частями, постепенно. Занятия содержат перерывы на отдых и спортивные игры для того, чтобы избежать переутомления детей.

Преимущества коррекционных классов:

  • небольшое количество учеников (от 5 до 15), что позволяет учителю больше времени уделять каждому ребенку;
  • в обучении используется больше наглядного материала (схемы, картинки, таблицы и т.п.);
  • на занятиях помимо учителя присутствует освобождённый классный руководитель – это педагог, который не обучает детей, а наблюдает за ними и занимается воспитательной работой.

Есть и недостатки в инклюзивной системе образования – раньше с детьми с ЗПР занимались коррекционные педагоги, имеющие необходимые знания и навыки работы с такими детьми. В обычных школах педагоги не имеют такой подготовки.

Также в свободное от уроков время, например, на переменах, дети с ЗПР могут столкнуться со сверстниками или с детьми постарше, которые неправильно истолкуют поведение детей из коррекционного класса, могут возникнуть конфликты.

  • Для ребенка с ЗПР и для его родителей лучше всего, если удастся скорректировать нарушение еще до начала обучения в школе, а для этого важно не пропустить «сигналы», если таковые имеются, регулярно (1-2 раза в год) показываться специалистам: неврологу, детскому психологу, детскому психиатру.
  • При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу.

дефектолог Королёва В. Н.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector