Разберемся в терминах
Под девиантным (лат. deviatio — уклонение) поведением понимаются:
- поступок, действие человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
- социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
Причины девиантного поведения
- Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др.
- Среди них важнейшее значение имеют:
- биологические факторы— это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);
- психологические факторы — это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;
социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе — игнорирование взрослыми половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:
- конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
- асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерно систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.
Признаки девиантного поведения
Первый признак — отклонение от социальных стандартов. К таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума.
Второй признак — обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей, а также выраженную стигматизацию.
Однако, для быстрой диагностики и правильной коррекции любых поведенческих отклонений таких двух характеристик не достаточно. Есть ещё несколько специальных признаков отклоняющегося поведения.
Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям. Отклоняющееся поведение всегда очень разрушающе действует — в зависимости от его формы — деструктивно или аутодеструктивно.
Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций — делинквентным поведением.
А вот однократная попытка суицида не считается девиацией.
Девиация всегда формируется постепенно, в течение определённого времени, постепенно переходя от не сильно деструктивных действий к всё более разрушительным.
Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы. В случае расстройства психики говорится не о девиантных, а о патологических поведенческих реакциях человека. Однако, иногда отклоняющееся поведение переходит в патологию (например, бытовое пьянство обычно перерастает в алкоголизм).
Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме. А также наоборот.
Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.
Девиантное поведение подростков
В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации.
Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой.
В большинстве случаях, молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым.
Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18 лет.
Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18 лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую, некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.
Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки.
Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы).
Поэтому, оно должно обязательно оцениваться педагогом, психологом и врачом.
Профилактика и терапия девиантного поведения в подростковой среде
Поскольку поведенческие девиации относятся к группе самых стойких феноменов, профилактика девиантного поведения актуальна всегда. Это целая система всевозможных мероприятий.
Различают несколько видов профилактики девиантности.
Первичная — устранение негативных факторов, повышение устойчивости человека к влиянию таких факторов. Первоначальная профилактика ориентируется на детский возраст и подростков.
Вторичная — выявление и последующая коррекция негативных условий и факторов, вызывающих девиантное поведение. Это особая работа с разными группами подростков и детей, живущих в социально сложных условиях.
Поздняя — направлена на решение узкоспециальных задач, на предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения. Это эффективное и активное воздействие на тесный круг лиц, имеющих поведенческие устойчивые девиации.
План профилактических мероприятий
- Работа психолога и специалиста по социальной работе в больницах и поликлиниках.
- Психологическая профилактика в школах.
- Работа специалистов с неблагополучными семьями.
- Организация общественных групп молодёжи (волонтерские движения).
- Профилактика СМИ.
- Работа специалистов с беспризорными детьми на улице.
- Подготовка квалифицированных специалистов по профилактике.
Психопрофилактическая работа эффективна на начальных этапах возникновения девиаций.
Более всего, она должна быть направлена на подростков и молодёжь, поскольку это периоды интенсивной социализации.
Терапия и коррекция запущенных форм девиантного поведения (например, клептомания, игровая зависимость, алкоголизм) осуществляется амбулаторно и стационарно врачами-психиатрами, а также психотерапевтами. В школах, а также других учебных заведениях посильную помощь могут оказывать психологи.
Врач психиатр-нарколог ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» Татьяна Краснослободцева
Печать E-mail
Девиантное поведение — причины, формы, виды, коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение (от англ. deviation — отклонение) — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.
Девиантное поведение — это совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.
К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Связь между этими видами девиантного поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении девиантного поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы.
Девиантное поведение также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков.
Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Девиантное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.
Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой.
Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.
К девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).
Причины девиантного поведения
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.
Биологические факторы
Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию.
Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
— генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.
Данные поражения приобретаются, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и инфекционные соматические заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
— психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим. аллергическим, токсическим заболеваниям;
— физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.
Психологические факторы
Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции.
Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
Люди с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение.
Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение.
Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
В случае несформированности системы нравственных ценностей человека, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность.
Для таких людей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.
Виды девиантного поведения
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.
1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.
2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
- Девиантное поведение может выражаться в форме:
- а) поступка (ударить человека по лицу);
- б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);
- в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
- Можно выделить такие разновидности девиантного поведения:
- — преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.
— пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.
— самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека.
Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д.
Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).
Коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков
Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности.
И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики.
Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.
Для диагностики отклоняющегося поведения используют клинический и психологический методы. Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным, т.к. слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением.
Психологическая диагностика заключается в привлечении экспериментально – психологических методов (тестов.
) Определенное представление о психологической оценке особенностей характера дают такие личностные методики, как MMPI, опросник Айзенка, опросник Баса – Дарки, методики определения уровня тревожности, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник и др.
ПДО, кроме определения типа акцентуации, позволяет определить склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, измерить степень проявления реакции эмансипации в самооценке, уровень конформности, а также степень проявления черт мужественности и женственности в системе отношений. Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно- коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.
Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального и реального»; помощь в выборе профессии. Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.
Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.
Существуют также методы индивидуальной и групповой психологической коррекции отклоняющегося поведения. Коррекция в этом случае не должна быть направлена только на сглаживание поведенческих проявлений.
Необходимо, чтобы подросток осознал особенности своего характера, специфические его проявления в ситуациях и отношениях, в которых он непосредственно принимает участие, так же свою уязвимость и причины, приводящие к ней.
Осознание увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях.
Также читайте:
Что такое девиантное поведение?
Все материалы на сайте несут информационный характер, обязательно проконсультируйтесь со специалистом!
Девиантное поведение – позитивное или негативное отклонение от общепринятых порядков. Зачастую нарушает правовые и морально-этические нормы современного общества. Деструктивно-девиантных людей также называют асоциальными личностями, социопатами.
Причины девиантного поведения
Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.
К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:
- биологические;
- воспитательные;
- социальные.
В отдельную подгруппу выделяются психологические патологии. Они образуются на стыке 2-3 факторов и с трудом поддаются терапии.
Биологические факторы
Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:
- воспаления, травмы головного мозга;
- психосоматические патологии;
- депрессивные состояния;
- психозы различной этиологии;
- шизотипическое расстройство;
- инфантильность, СДВГ;
- шизофрения.
Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.
Воспитательные факторы
Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:
- негативный пример, подаваемый членами семьи;
- отсутствие уважения между членами семьи;
- излишняя строгость, несправедливые наказания;
- потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
- излишняя опека либо отсутствие опеки;
- лишение ребёнка личного пространства;
- игнорирование моральных, физических потребностей.
Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.
Социальные факторы
К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:
- трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
- материальное, социальное неравенство с окружающими;
- неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
- пагубное влияние религиозных сект;
- насмешки, издевательства, травля;
- насилие: физическое и сексуальное.
Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.
Классификация социальной девиации
Девиантное поведение подразделяется на позитивную и деструктивную форму.
Положительное девиантное поведение включает в себя:
- научные достижения и открытия;
- повышенное усердие в школе, на работе;
- творческие увлечения и успехи;
- участие в благотворительных акциях;
- героические поступки, самопожертвование.
Такое поведение считается отклоняющимся от нормы, но отклонение носит позитивный характер.
Отрицательное девиантное поведение – совершение поступков и действий, порицаемых окружаемых большинством. Деструктивная девиация характера может подразделяться на следующие разновидности:
- аддиктивная девиация;
- аморальная девиация;
- делинквентная девиация.
В свою очередь, эти типы подразделяются на несколько видов и подвидов.
Все отрицательные типы девиации могут проявляться 3 формами поведения:
- Неосознанная девиация. Пациент не понимает, почему его поведение считается отклонением от нормы, и нарушает правила общества безотчётно.
- Нонконформистское поведение. Человек осознаёт, что его поступки и действия не вписываются в общественные нормы, и отклоняется от них намеренно.
- Абберантное поведение. Человек понимает неприемлемость своих поступков, и из-за нежелания быть порицаемым совершает их скрытно, втайне от других.
Важно! Также в психологии выделяют преддевиантный синдром: комплекс признаков, приводящих к устойчивому негативно-девиантному поведению. Он проявляется конфликтами с окружением, повышенной агрессивностью, негативным отношением к учёбе и работе.
Аддиктивная девиантность
Аддиктивное девиантное поведение – это систематическое бегство от жизненных проблем, выраженное в виде нездоровой увлечённости чем-то, патологических зависимостей.
Девиантная аддиктивность проявляется в виде:
- алкоголизма и наркомании;
- анорексии, булимии;
- религиозного фанатизма;
- нимфомании;
- компьютерной зависимости;
- трудоголизма.
Аддиктивность может быть общественно-полезной, нейтральной и деструктивной. Вне зависимости от подтипа, такое поведение говорит о психологических проблемах и требует вмешательства психотерапевта.
Аморальная девиантность
Подгруппа включает в себя отклоняющееся поведение, нарушающее морально-этические общественные нормы. Поступки аморального человека не представляют серьёзной общественной опасности, однако осуждаются обществом.
К аморальному поведению относится следующее:
- беспорядочные сексуальные связи, проституция;
- бродяжничество и попрошайничество;
- повышенная агрессия по отношению к людям;
- употребление алкоголя, наркотиков;
- отказ от работы, учебной деятельности;
- оскорбление, унижение окружающих людей.
Некоторые классификации девиантного поведения относят аморальный подтип к общественно-нейтральному виду девиантности.
Делинквентная девиантность
К подгруппе делинквентного, или ненормативного поведения относятся типы поведения, нарушающие правовые нормы общества. Они могут проявляться в 2 формах:
- Докриминогенный, или противоправный тип. Нарушает правовые нормы. Проявляется хулиганством, вандализмом, поджогами имущества, драками и побоями, оскорблениями.
- Криминогенный, или преступный тип. Нарушает уголовные нормы. Включает в себя грабежи, кражи со взломом, разбойные нападения, мошенничество, вымогательство, изнасилование и убийство, а также покушение на данные деяния.
Делинквентность требует жёстких запретно-репрессивных мер. Личность, совершающая противоправные и преступные деяния, представляет собой серьёзную угрозу для общества. Делинквентный девиант может принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.
Симптомы отклоняющегося поведения
Симптоматика девиантного поведения очень обширная. К общим признакам, встречающимся у девиантных типов личности, относят следующее:
- конфликты с ровесниками, окружающими людьми;
- отсутствие интереса к работе, учёбе;
- проблемы с концентрацией внимания;
- безответственность, нежелание помогать другим;
- постоянная смена увлечений и круга общения;
- отсутствие контактов с другими людьми;
- постоянные перепады настроения;
- завышенная или заниженная самооценка.
Также девиантность может проявляться физиологическими факторами: нарушениями сна и питания, проблемами с пищеварением.
Диагностика девиантного поведения
Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:
- Осмотр и беседа с пациентом. Во время общения врач оценивает эмоциональное и психологическое состояние, манеру речи и поведение личности с девиацией. Также задаются уточняющие вопросы о семье, об увлечениях и интересах.
- Ознакомление с данными о пациенте. Специалист читает характеристики с места работы или учёбы, изучает выписки из амбулаторной карты. При необходимости врач контактирует с работодателем или педагогами пациента, с сотрудниками полиции.
- Опрос семьи, друзей. Контакт с близким окружением пациента помогает понять, в каких отношениях человек состоит с окружающими, в каких условиях проживает. Также это помогает узнать больше о характере, привычках пациента.
- Тестирование, личностные опросники. Определить девиантность помогают исследования тревожности, опросник Айзенка, тест на склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).
- Проективные методы. Арт-исследования, тест Сонди и Розенцвейга позволяют выявит скрытые, подавленные эмоции пациента.
Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
Коррекция и работа с социальной девиацией
Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.
Медикаментозная терапия
Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.
Группы препаратов | Влияние на двойственность | Примеры средств |
Нормотимики | Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. | Вальпромид, Карбамазелид |
Антидепрессанты | Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. | Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин |
Транквилизаторы | Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. | Диазепам, Феназепам, Гидроксизин |
Антипсихотические препараты | Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. | Галоперидол, Кветиапин, Клозапин |
Ноотропные средства | Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. | Пикамилон, Ноотропил, Глицин |
Снотворные средства | Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. | Донормил, Анданте, Мелаксен |
Седативные препараты | Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. | Валериана, Персен, Ново-пассит |
Витамины группы В | Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. | Нейробион, Витагамма, Мильгамма |
Важно! При тяжёлых формах девиантности лечение медикаментами производится в условиях психиатрического стационара.
Психотерапия
Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.
К методам психотерапии при девиации относят следующее:
- индивидуальные консультации;
- групповые занятия с психотерапевтом;
- проблемно-ориентированные тренинги;
- семейная терапия, родительский тренинг;
- арт-терапевтическое лечение.
Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.
Другие методы борьбы
В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:
- физиотерапевтические методы;
- закаливание, лечебную гимнастику;
- ароматерапию, массаж и самомассаж;
- дыхательную гимнастику, упражнения йоги.
Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.
Профилактика девиантного поведения
{banner_banstat9}
Предупредить девиации в поведении помогут профилактические меры:
- положительный пример в окружении ребёнка;
- построение доверительных, тёплых отношений;
- адекватные воспитательные меры;
- информационно-профилактические работы;
- консультации психолога по мере необходимости.
Подобные методы актуальны только для детей и подростков. У взрослых людей отклонения от нормы в поведении возникают при психологических патологиях либо в процессе формирования характера. Профилактика в таких случаях бесполезна.
Примеры отклоняющего поведения
Примером позитивной девиантности может стать спасение ребёнка из пожара посторонним человеком. Вхождение в горящий дом без спецкостюма и оборудования – смелый и отважный поступок, но он отличается от поведения большинства людей. Такие действия говорят о повышенной социальной ответственности и относятся к девиантным.
Аморальный тип девиации встречается у лиц без определённого места жительства. Они выглядят неподобающим образом, употребляют алкоголь и наркотики, могут хамить людям и попрошайничать. Такое поведение не вредит окружающим, но вызывает отторжение, неприязнь.
Ярким примером аддиктивной девиантности могут стать люди, увлечённые компьютерными играми. Геймерство – интересное и увлекательное хобби, но у девиантов оно заменяет реальную жизнь. Человек начинает проводить всё свободное время за компьютером, тратит все сбережения на новые игры, прекращает контактировать с окружающим миром.
Отклонение от общественных норм лечится при помощи психотерапевтических методов, йоги и дыхательной гимнастики. Если причина отклонения заключается в биологических факторах, то медикаментозно с помощью антидепрессантов, седативных и снотворных средств, витаминов группы В. Девиантное поведение легче предупредить на построении теплых взаимоотношениях с ребенком и проведении бесед.
Атеросклероз: что это такое, причины, осложнения, симптомы и лечение Глисты у кошек: симптомы инвазии, фото паразитов с названиями и описанием, лечение питомца Паразиты в мясе — виды и опасность Онемения: конечностей – рук и ног, головы, лица и других частей тела Есть ли гельминтоз у малыша: как родителям определить паразитов после дефекации? Можно ли носить линзы больше положенного срока? Что будет, если пользоваться ими дольше?
Девиантное поведение детей и подростков. Коррекция девиантного поведения
Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.
Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.
Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:
- корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
- агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
- социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).
С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:
- позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
- негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.
Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:
- антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
- асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
- аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.
Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним.
Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.
Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.
Девиантное поведение детей
Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.
Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:
- Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
- Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
- Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
- Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например, воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.
Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.
Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.
Девиантное поведение подростков
Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.
Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).
Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:
- деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
- деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
- компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.
Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.
Профилактика девиантного поведения
Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.
Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:
- Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
- Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
- Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
- Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
- Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.
Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.
Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей
Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.
Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е.
даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения.
Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.
Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут.
Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание.
Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.
В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.
Коррекция девиантного поведения
Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.
Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.
Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.
Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра «Эмбер» подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.
У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.
Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.
Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!
- Безопасная утилизация агрессии