Что такое стертая дизартрия: причины, симптомы и лечение нарушения

Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

  • Конкретное заболевание обуславливается наличием повреждений неврологического характера, в том числе — и коры головного мозга человека.
  • В основе данного нарушения лежит блокировка (частичная парализация) мышц речевого аппарата.
  • Разберемся, что такое легкая дизартрия, симптомы и методы лечения I степени псевдобульбарной формы нарушения, которая нередко именуется как стертая.

Терминология — формы и стадии нарушения

Выделяют несколько основных форм детской дизартрии, в зависимости от расположения очага имеющегося нарушения:

  1. Бульбарная. Поражение большого количества нервных окончаний, что, в свою очередь, приводит к сковыванию определенных групп мышц, которые отвечают и влияют непосредственно на артикуляцию. Особенности — нарушение мимики.
  2. Псевдобульбарная. Повреждение и дисфункция некоторых участков головного мозга, что приводит к парализации речевого аппарата. Характерный признак – монотонность произношения.
  3. Корковая. Одностороннее повреждение коры мозга, с нарушением некоторых структур. Главный симптом – нарушение произношения части слогов, а общая структура речи сохраняется.
  4. Мозжечковая. Нарушения речи в результате повреждений мозжечка. Характеризуется нестабильностью структуры речи ребенка – тональность и громкость постоянно изменяются.
  5. Подкорковая. Поражается часть головного мозга, отвечающая за нормальное формирование речи. Особенность – невнятность и смазанность произношения.
  6. Смешанная. Является следствием разнообразных травм ребенка возрастной группы до 2-х лет. Как особенность – сложение нескольких факторов, влияющих на формирование дизартрии.

Различают четыре степени дизартрической патологии, которые делятся согласно выраженности и тяжести нарушения речи:

  1. Степень I – стертая дизартрия. Зачастую выявляется в 5-ти летнем возрасте. Основные симптомы могут быть сходными с симптоматикой иных заболеваний нервной системы. Особенно заметно смешение звуков и подмена одних – другими. Большинство детей опускают часть звуков при произношении длинных слов.
  2. Степень II. Может характеризоваться достаточно ясной речью, но дефекты произношения особенно явны. Восприятие слов ребенка требует некоторых усилий.
  3. Степень III. Усугубление речи доходит до того момента, что посторонние люди практически не могут воспринять смысл слов, произносимых ребенком.
  4. Степень IV. Искажение речи достигает тех пределов, что даже близкие родственники не могут воспринять произносимое с первого раза. Кроме прочего, речь может отсутствовать вовсе.

Стертая дизартрия – переломный момент в развитии конкретного типажа неврологических патологий. Является наиболее легкой формой псевдобульбарной дизартрии, своевременное выявление которой гарантирует полное излечение и возможность ребенка в дальнейшем вести нормальный стиль жизни.

Конкретный термин «стертая дизартрия», был впервые предложен доктором Токаревой, которая четко характеризовала проявления I степени дизартрии, как «стертые, в собственном проявлении, симптомы псевдобульбарной дизартрии».

Отличается особой трудностью при преодолении проблем с произношением. Дети, страдающие от конкретного типажа заболевания, произносят подавляющую часть звуков верно, но речевой поток ребенка слабо автоматизирован и отсутствует четкость дифференциации звуков.

Причины и выявления в раннем возрасте

Факторы, провоцирующие появление и прогресс заболевания, возникают еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Зачастую, они таковы:

  • недостаток кислорода у развивающегося плода;
  • сильные токсикозы и гестозы;
  • невропатия или поражение почек;
  • вирусные заболевания I-II триместра;
  • родовые травмы;
  • слабость либо чрезмерная активность родовой деятельности матери;
  • нейроинфекции.

Важно заметить проявления стертой дизартрии в как можно более раннем возрасте, так как успешное и полное ее излечение возможно лишь при обнаружении до 5-ти лет.

Лечение при обнаружении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также сложности возникают из-за того, что тело отчасти сформировано и наиболее активная стадия его роста завершена.

Особенности клинической картины

При стертой форме дизартрии нарушения могут касаться нервов глазодвигательной системы, что приводит к второстепенному признаку в виде косоглазия.

Стертая дизартрия у детей проявляется следующими основными симптомами:

  • вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык пациента практически неподвижны, при выполнении упражнений, относящихся к артикуляции, проявляется слабость выраженности;
  • заметны дрожание голоса и языка при гиперкризах, которые проявляются по причине напряжения лицевых мышц;
  • происходит искажение губ, что препятствует верному выполнению упражнений;
  • тонус лицевых мышц ослаблен, а контроль – занижен, как следствие — избыток отделяемой слюны.

Проявлениями, которые сопутствуют стертой дизартрии, можно указать:

  • нарушение мелкой моторики;
  • повышенная беспричинная утомляемость;
  • нарушение равновесия;
  • неспособность к имитации элементарных упражнений;
  • сложность ориентации в пространстве.

Условная классификация больных

Условно всех детей, с подтвержденным диагнозом стертая дизартрия можно разделить на три группы, исходя из того – какая именно функция нарушена:

  • дети, которые неспособны четко разделять звуки и воспроизводить интонации, единственно верные в той или иной ситуации. Сопровождается нарушениями пространственного восприятия;
  • пациенты с нарушениями восприятия звуковых моментов и неспособностью к четкому разделению звуков и воспроизведению требуемых интонаций. В речи могут присутствовать грамматические и лексические ошибки;
  • полиморфные нарушения при раздельном произношении и восприятии звуков, интонаций, также присутствуют сложности при сложении слов и словоформ.

Диагностические критерии и методики

Определить присутствие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха при определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо своевременно заметить какие-либо нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.

Осмотр у врача состоит из следующих этапов:

  • исследование и проверка присутствующих нарушений речи;
  • выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
  • проверка работоспособности мышц лица, в частности – мимических;
  • проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и прочего.
  1. Выявив некоторые дефекты, относящиеся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.
  2. Для того, чтобы точно определить болезнь и стадию проводится комплекс медицинских мероприятий. При диагностике невролог направляет пациента на такие вспомогательные исследования:
  3. Основываясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.

Коррекция и лечение

Обязательные методы ее коррекции при стертой дизартрии:

  • обучение физиологически верному дыханию;

дизартрия

Дизартрия – это расстройство речи, при котором имеет место неправильное или затрудненное произношение слов или отдельных звуков, возникающее в результате поражения нервной системы.

При дизартрии нарушена работа речедвигательного аппарата (языка, мягкого нёба, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Основные признаки дизартрии: нарушение звукопроизношения, дыхания и голоса, изменениях ритма, интонации и темпа речи, нарушение интеллектуальной деятельности, мелкой и крупной моторики, трудности с глотанием и жеванием.

Нарушения работы головного мозга ребёнка и формирование дизартрии возникают вследствие родовой травмы, приведшей к гипоксии мозга или к кровоизлиянию в мозг.

Отдельной проблемой, приводящей к дизартрии, является травма шейного отдела позвоночника, полученная ребенком в родах или раннем возрасте. Травма приводит к дефициту мозгового кровотока и кислородному голоданию речевых центров головного мозга.

Причинами дизартрии также являются перенесенные инфекции во время беременности, тяжёлые заболевания, перенесённые ребёнком в раннем возрасте, в том числе менингит, энцефалит. После черепно-мозговых травм и вакцинации также может развиваться дизартрия.

Существует несколько разных форм дизартрии: корковая, подкорковая, бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, стертая (легкая).

Все они отличаются областью поражения центральной нервной системы и характером речевых нарушений: трудности с произношением звуков, соединением слов в предложения, изменения голоса, нарушение мелкой и крупной моторики, трудности с глотанием и жеванием и другие нарушения.

В зависимости от выраженности нарушений различают тяжелые и легкие степени дизартрии. Например, при легкой степени речь будет понятной, но нечеткой, а при тяжелой – ребенок не в состоянии произносить слова.

стандартное лечение

  • Проблему дизартрии решают целый ряд специалистов: неврологи, логопеды, дефектологи, психологи.
  • В качестве методов лечения используют медикаментозную терапию, с использованием ноотропов и сосудистых препаратов, физиотерапию, ЛФК, массаж общий и логопедический, артикуляционную гимнастику, водолечение.
  • Для автоматизации речи и работы с дефектами назначают занятия с логопедом, песочную терапию, занятия и игры, направленные на развитие мелкой моторики (лепка, мозаика), ЛФК для развития общей моторики.

наше лечение

Как альтернативу стандартному лечению мы предлагаем подход, предполагающий восстановление пораженных участков мозга, отвечающих за работу речедвигательного аппарата, а также создание условий для дальнейшего нормального развития и функционирования этих участков.

Благодаря комплексному подходу мы восстанавливаем пораженные речевые центры головного мозга, а также устраняем их кислородное голодание, нормализуя мозговой кровоток.

Читайте также:  Перитонит: причины развития, клинические признаки и симптомы в зависимости от стадии заболевания, лечение воспаления и прогноз на выздоровление

Курс лечения состоит из последовательных этапов. На первом этапе важно выявить и устранить травму шейного отдела позвоночника, на втором этапе – восстановить кровоток в речевых центрах мозга, и на третьем – запустить выработку необходимого количества энергии в нервных клетках для правильной работы речевых центров.

После активации нервных центров происходит улучшение речи, поскольку мышц шеи, гортани, языка и губ в полном объёме получают сигналы из головного мозга.

Курс лечения эффективен при любой форме дизартрии и позволяет достичь значительных результатов даже при тяжелой степени заболевания.

стоимость лечения

  1. Стоимость лечения в нашем центре рассчитывается индивидуально, в зависимости от степени тяжести заболевания, его давности и наличия осложнений.

  2. Каждому пациенту назначается комплексное последовательное лечение в виде курса индивидуально подобранных процедур.
  3. В лечебный курс, помимо процедур, входит бесплатный контрольный приём.

Первичный и повторный приёмы, а также назначаемые врачом препараты оплачиваются отдельно. Стоимость первичного приёма составляет 3 000 руб.

При единовременной оплате лечебного курса предоставляется скидка 10 %.

начало лечения

Лечение дизартрии в нашем центре начинается с приёма вертеброневролога. Первичный приём проводит кандидат медицинских наук, главный врач медицинского центра «Динамика» Людмила Ивановна Мажейко.

Вертеброневролог на приёме выяснит течение беременности и родов, выявит возможную травму шейного отдела позвоночника, проведёт специальную функциональную диагностику, назначит необходимые обследования (рентген, УЗДГ, ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ).

После выяснения причины развития дизартрии разрабатывается индивидуальный план лечения.

Приём вертеброневролога осуществляется по предварительной записи. Для начала лечения запишитесь на приём.

Дизартрия

Дизартрия — заболевание в логопедии, связанное с расстройством произносительной организации речи.

Обычно предпосылкой к дизартрии служит поражение центрального отдела анализатора речи и движений, а также нарушения снабжения нервами мышц аппарата артикуляции.

При дизартрии пациент вынужден страдать от нарушения моторики речи, у него затруднено произношение звуков, нарушена система речевого дыхания и голоса. Тяжелой формой дизартрии можно назвать анартрию.

Содержание статьи:

Диагностировать дизартрию можно с помощью повсеместно распространенных исследований: электроэнцефалографии, электромиографии, магнитно-резонансной томографии области головного мозга и так далее.

Кроме того, в ходе обследований на выявление дизартрии проводятся и логопедические исследования устной и письменной речи.

Скорректировать неприятные последствия дизартрии можно с помощью лечебных мероприятий, включающих в себя медикаментозное лечение, лечебную физическую культуру, специальный массаж, логопедические занятия, специализированную гимнастику артикуляции и так далее.

Дизартрия признана одним из наиболее тяжелых нарушений в области логопедии, и при выявлении соответствующих симптомов лечебные мероприятия должны быть начаты незамедлительно. Пациенты, страдающие дизартрией, имеют невнятную и нечленораздельную речь.

Ранее случаи дизартрии у детей были единичными и составляли не более 5% от всего числа больных с логопедическими нарушениями. Однако в последние годы был отмечен рост числа страдающих этим недугом, причем темпы распространения дизартрии увеличиваются с каждым годом.

По распространенности дизартрия находится на втором месте после дислексии.

Поскольку появление дизартрии связано не только с внешними, но и с внутренними факторами и обусловлено нарушениями, относящимися к психиатрии и неврологии, лечебные мероприятия назначаются не только логопедом, но и специалистами данных областей. Ход лечения подбирается в соответствии с индивидуальными особенностями того или иного случая.

Причины дизартрии

Как было сказано ранее, дизартрия — заболевание, связанное не только с логопедическими, но и с психиатрическими и неврологическими нарушениями. Потому и причины возникновения этого расстройства исходят из этих предпосылок.

Нередко дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, подразумевая те же причины появления. Это поражения центральной нервной системы органического характера.

Как правило, возникают эти нарушения во внутриутробном периоде, во время родов или же в период раннего развития — до двух-трех лет.

Если говорить о периоде беременности, то факторами появления дизартрии могут выступить токсикозы, гипоксия плода, конфликт резус-факторов, соматические заболевания матери.

В период раннего развития и во время разрешения матери причинами появления нарушения могут стать патологическое течение родов, травмы, асфиксия, ядерная желтуха. Нарушение также может проявиться и у недоношенных детей. Дети, страдающие ДЦП, в большинстве своем также имеют это логопедическое заболевание — процент поражения составляет практически 100%.

Нейроинфекции (например, менингит или энцефалит) часто также несут появление дизартрии. Помимо них, факторами появления являются гнойный отит, гидроцефалия, черепно-мозговые травмы, интоксикация, протекающая в тяжелой форме. Чаще всего ей сопутствуют и поражения ЦНС.

Несмотря на то, что заболевание чаще всего появляется в детском возрасте, и у взрослых людей может возникнуть дизартрия. В большинстве случаев это обусловлено перенесенными травмами и поражениями ЦНС (инсульты, черепно-мозговые травмы тяжелой степени).

Нейрохирургические вмешательства и опухоли головного мозга также могут повлиять на состояние речевого аппарата пациента. Кроме того, дизартрия появляется у больных с рассеянным склерозом и другими заболеваниями этой группы, болезнью Паркинсона, миастенией, миотонией, атеросклерозом, олигофренией и так далее.

Проще говоря, в большинстве случаев дизартрию сопровождает тяжелое поражение нервной системы и нарушение деятельности головного мозга.

Классификация дизартрии

Дизартрия, поскольку подразумевает под собой целый ряд нарушений, получила определенную классификацию. Она была создана по принципам локализации заболевания и синдромологического подхода.

Принцип локализации разделяет дизартрию на следующие формы:

  1. бульбарная дизартрия (вызвана поражениями ядер черепно-мозговых нервов, например, тройничного, лицевого или языкоглоточного);
  2. псевдобульбарная дизартрия (вызвана поражениями корково-ядерных проводящих путей);
  3. подкорковая дизартрия;
  4. мозжечковая дизартрия, вызванная поражением мозжечка;
  5. корковая дизартрия, вызванная очаговыми поражениями коры головного мозга.

Принцип синдромологического подхода предлагает следующие виды дизартрии:

  1. спастико-ригидная;
  2. спастико-паретическая;
  3. спастико-гиперкинетическая;
  4. спастико-атактическая;
  5. ататико-гиперкинетическая.

Помимо упомянутых выше классификаций, дизартрию можно рассмотреть и со стороны логопедии. Основой для выделения служит то, насколько ясно и членораздельно сможет изъясняться человек, страдающий этим расстройством. В настоящее время по этому принципу выделяют четыре степени тяжести заболевания:

  1. стертая дизартрия (1 степень тяжести) характеризуется тем, что сопровождающие дизартрию дефекты могут быть распознаны специалистом только в ходе специального логопедического обследования;
  2. 2 степень тяжести, как правило, охарактеризована наличием у пациента дефектов речи, однако речь его остается относительно членораздельной и понятной;
  3. 3 степень тяжести ставится пациенту, когда речь его затруднена настолько, что понятна только его близкому окружению и в редких случаях незнакомым людям;
  4. 4 степень тяжести является анартрией, то есть речь пациента полностью нечленораздельная либо же пациент вообще не может говорить.

Стоит отметить, что определенная степень тяжести ставится врачом после комплекса диагностических мероприятий, зачастую включающих консультации не только логопеда, но и прочих специалистов.

Симптомы дизартрии

Симптомы дизартрии, как правило, хорошо заметны окружающим (за исключением первой степени тяжести). Это затрудненная и невнятная в той или иной степени речь, которую в народе называют «кашей во рту».

Обусловлено это явление иннервацией мышц губ, неба, языка, речевого аппарата в недостаточной степени. Дыхательная мускулатура и гортань также развиты недостаточно либо же отличаются определенной дисфункцией.

Дизартрия часто сопровождена нарушенной моторикой артикуляции, то есть имеет место постоянное напряжение мускулатуры губ, их тонус. Теми же явлениями отличаются мускулы и мышцы шеи, языка, лица.

Характерно плотное смыкание губ либо же, наоборот, при гипотонии губы не смыкаются, рот полуоткрыт, у пациента имеется обильное слюноотделение. Заметно выражена назализация голоса.

Дизартрия, сопровождающаяся мышечной дистонией, может быть выражена изменением мышечного тонуса с низкого на более высокий.

Затрудненное произношение звуков при дизартрии может выражаться в разных степенях. Зависит это от того, насколько сильно поражена нервная система в том или ином случае.

В то время как первая степень тяжести дизартрии характеризуется лишь некоторыми дефектами речи и искажениями звуков, которые редко доставляют сильный дискомфорт в жизни пациента, вторая и последующие степени подразумевают более заметные дефекты: замены звуков, пропуски.

Речь при этом замедляется, теряет внятность и ясность для окружающих. Речевая активность пациента становится ниже, а в случае анартрии (при параличе мышц) вообще сводится к минимуму.

Дизартрия имеет одну характерную черту: дефекты произношения, речевые нарушения отличаются стойкостью, пациенту трудно их преодолеть, чтобы произнести какое-либо слово.

Кроме того, большую длительность занимает автоматизация звуков, артикуляция их крайне затруднена.

Для дизартрии характерны некоторые особенности произношения: межзубное произношение сопровождает шипящие и свистящие звуки, может наблюдаться озвончение, смягчение согласных.

Речевое дыхание также затрудняется. При дизартрии пациент делает короткий вдох, в момент произнесения речи дыхание учащается и прерывается. Голосовые интонации также нарушаются: голос становится слабым при произношении звуков, меняется тембр, становясь глухим, пациент произносит звуки «в нос». Речь монотонна.

Поскольку дизартрия подразумевает нечленораздельное произношение звуков, у детей этот фактор приводит к нарушению слухового различия звуков, фонематического анализа и синтеза.

Словарный запас не формируется или же формируется с большими трудностями, речь страдающего дизартрией ребенка неструктурированная и зачастую несвязная.

При всех этих факторах характерно наличие фонетико-фонематического и общего недоразвития речи, что приводит к сопутствующему появлению некоторых форм дисграфии.

Характеристика клинических форм дизартрии

Дизартрия, как было сказано ранее, имеет ряд клинических форм. Каждая из них характеризуется определенными специфическими чертами. Так бульбарная дизартрия характеризуется амимией, арефлексией.

У пациентов нарушены механизмы сосания, глотания пищи, жевания. Артикуляция звуков невнятна, отличается крайней простотой. Согласные произносятся аналогично щелевым звукам.

Тембр также имеет характерные черты, к примеру, назализацию или дисфонию.

Псевдобульбарная дизартрия определена мышечным гипертонусом, что ведет за собой нарушения движения языка. Пациент не может поднять кончик языка, удержать его в каком-либо положении.

Другие действия языком тоже вызывают трудности. Характерно обильное слюноотделение, глоточный рефлекс усилен. Речь смазана, нечленораздельна, пациент произносит «в нос».

Шипящие и свистящие звуки произносятся невнятно.

Читайте также:  Спазмофилия у детей (детская тетания): симптомы и лечение, последствия и прогноз

Подкорковая дизартрия характеризуется непроизвольными насильственными движениями мышц, отвечающих за мимику и артикуляцию. Нарушен тембр голоса, его сила. Имеют место быть гортанные вскрики, которые вырываются у пациента непроизвольно.

Мозжечковая дизартрия характеризует нарушение координации речи, характерен тремор языка, скандированное произношение, выкрики. Речь невнятная, заторможенная. Помимо речевых нарушений, пациенту присущи нарушения координации: шаткость походки, нарушенное равновесие и так далее.

Корковая дизартрия подразумевает нарушение моторики артикуляции. Речевое дыхание, голос не нарушены, однако имеются затруднения и нарушения чтения, письма, понимания речи и тому подобного. Имеется артикуляционная апраксия, которая присуща некоторым формам корковой дизартрии.

Диагностика дизартрии

Выявление дизартрии и назначение последующих лечебных мероприятий, как правило, производится совместно неврологом и логопедом. Назначение неврологических обследований зависит от того, какой диагноз поставлен предварительно.

Наиболее часто для диагностики дизартрии применяются исследования МРТ, электрофизиологической группы, например, ЭЭГ или ЭМГ.

К числу логопедических исследований, применяемых при дизартрии, относятся те, которые направлены на оценку речевых и неречевых нарушений.

Специалистом оценивается строение артикуляционного аппарата, объем движений, мускулатура и мимика пациента, а также частота и интенсивность дыхания в процессе речи. Собирается анамнез развития речи пациента.

Особое внимание уделяется диагностике устной и письменной речи. В первом случае специалистом исследуется звукопроизношение, темп, ритм и разборчивость речи. Во втором — пациенту предлагается выполнить задания на списывание текста, написать диктант, прочесть текст вслух или же осмыслить прочитанное.

Коррекция дизартрии

Коррекция дизартрии подразумевает систематическую медикаментозную терапию, реабилитационные мероприятия, лечебную физкультуру, физиотерапевтические мероприятия и тому подобное. Неврологом после проведения ряда обследований назначается необходимый комплекс мероприятий, подбирающийся в зависимости от индивидуального случая.

Нередко применяются нетрадиционные методы лечения: дельфинотерапия, изотерапия, пескотерапия, сенсорная терапия и тому подобное. Хорошие результаты показывает применение иглоукалывания.

Логопедические занятия направлены на развитие мелкой моторики, моторики аппарата речи. Проводится работа с дыханием пациента, голосом, межречевой коммуникацией.

Прогноз и профилактика дизартрии

Дизартрия поддается коррекции, если работу над нарушениями начать в раннем возрасте или же на ранней стадии развития.

Большую роль в успехе всех мероприятий играет окружение пациента, а также его личные усилия в процессе лечения.

При определении у человека первой степени тяжести дизартрии добиться полной нормализации речи удается в большинстве случаев. Такие дети впоследствии свободно обучаются в общеобразовательных школах и легко общаются со сверстниками.

При выявлении тяжелых форм добиться такого результата практически невозможно. Скорректировать удается только состояние речевой функции.

В этих случаях комплекс мероприятий значительно шире, а пациенту требуется социализация в специализированных учреждениях.

Важна преемственность этих логопедических учреждений: посещать следует специализированные детские сады, коррекционные школы, не пренебрегать лечением в психоневрологических стационарах.

Профилактика дизартрии при наличии факторов, способных вызвать ее развитие в перинатальном периоде, должна производиться с первых дней жизни. Необходимо оберегать ребенка от нейроинфекций, черепно-мозговых травм, а также исключить риски токсических воздействий.

Следует отметить, что большую роль в успешном исходе лечебных мероприятий играет систематический подход и комплексная организация мероприятий. Наряду с традиционным лечением не следует отказываться от нетрадиционных методик. И, конечно, в комплекс мероприятий обязательно должна быть внесена работа по физической активности пациента.

Узнать информацию о клиниках, в которых возможно проведение диагностики, а также последующее лечение дизартрии в пределах города Москвы, вы можете, воспользовавшись нашим ресурсом. Здесь же вы найдете необходимую информацию и контактные данные.

8. Характеристика дизартрии. Стертая дизартрия

  • ДИЗАРТРИЯ — нарушение
    произносительной стороны речи,
    обусловленное недостаточной работой
    нервов, обеспечивающих связь речевого
    аппарата с центральной нервной системой,
    то есть недостаточной иннервацией.
  • Основные проявления
    дизартрии: расстройство артикуляции
    звуков (речь нечеткая, смазанная)
    ,
    нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение
    интонации.
  • Проявления дизартрии
    проявляются в разной степени и в различных
    комбинациях в зависимости от локализации
    поражения в центральной или периферической
    нервной системе, от тяжести нарушения,
    от времени возникновения дефекта.
  • СТЕРТАЯ ФОРМА
    ДИЗАРТРИИ

Основные жалобы
при стертой дизартрии: невнятная
невыразительная речь, плохая дикция,
искажение и замена звуков в сложных по
слоговой структуре слов. Дети,  имеющие
стертую дизартрию, нуждаются в длительной,
систематической индивидуальной
логопедической помощи. Стертая дизартрия
по своим проявлениям очень похожа на
сложную дислалию.

Чаще всего стертая
дизартрия диагностируется после пяти
лет.

Детям, чья симптоматика соответствует
стертой дизартрии, необходимо
проконсультироваться у  у невролога
для уточнения или подтверждения диагноза
и для назначения адекватного лечения,
т.к.

при стертой дизартрии методика
коррекционной работы должна быть
комплексной и включать в себя: медицинское
воздействие, психолого-педагогическую
помощь, логопедическую работу.

Причинами
возникновения стертой дизартрии могут
быть:  отклонения во внутриутробном
развитии (токсикозы, гипертония
(повышенное давление) нефропатия во
время беременности и др; инфекционные
заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр) перенесенные
во время беременности ; асфиксия
новорожденных; стремительные или затяжные роды; длительный безводный
период; механическое родовспоможение
(щипцы, вакуум).

В первый год жизни такие
дети наблюдаются у невролога, им
назначаются медикаментозное лечение
и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП
(перинатальная энцефалопатия). А после
года диагноз либо снимают, либо ставят
ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Развитие после года, как правило, у всех
бывает благополучным, невропатологи
больше не наблюдают этих детей, и ребенок
считается здоровым.

При обследовании
детей 5-6 лет со стертой дизартрией
выявляются следующие симптомы:

Общая моторика:
дети неловкие, ограничен объем активных
движений, быстро утомляемость при
нагрузках. Неустойчиво стоят на одной
ноге.

Плохо подражают при имитации
движений: как идет солдат, как летит
птица, как режут хлеб и т.д.

Особенно
заметна моторная несостоятельность на
физкультурных и музыкальных занятиях,
где дети отстают в темпе, ритме движений,
а так же при переключаемости движений.

Мелкая моторика
рук: Дети со стертой дизартрией поздно
и с трудом овладевают навыками
самообслуживания: не могут застегнуть
пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях
по рисованию плохо держат карандаш,
руки бывают напряжены. Многие не любят
рисовать.

Особенно заметна моторная
неловкость рук на занятиях по аппликации
и с пластилином. В работах по аппликации
прослеживаются трудности пространственного
расположения элементов.

Многие дети до
5-6 лет не интересуются играми с
конструктором, не умеют играть с мелкими
игрушками, не собирают пазлы.

У детей школьного
возраста в первом классе отмечаются
трудности при овладении графическими
навыками:: плохой подчерк, медленный
темп письма, «зеркальное» письмо, замены
букв).

Особенности
артикуляторного аппарата:

Паретичность мышц
 органов
артикуляции проявляются в следующем:
вялые губы, углы рта опущены, во время
речи губы остаются вялыми. Язык при
паретичности тонкий, находиться на дне
рта, вялый, кончик языка мало активный.
При нагрузках (логопедической гимнастике)
мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц
проявляется
в следующем: лицо амимично, мышцы лица
на ощупь твердые, напряженные. Губы в
полуулыбке: верхняя губа прижимается
к деснам. Многие дети не могут сделать
трубочку из губ. Язык при спастическом
симптоме чаще изменен по форме: толстый,
без выраженного кончика, малоподвижный.

Дизартрия

Дизартрия представляет собой речевую патологию, развитие которой обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. Дизартрия, симптомы которой отличаются от иных форм, касающихся произношения, проявляется в виде полнннооого нарушения речи у больного, а не нарушения, отмечаемого в произношении отдельных типов звуков.

У пациентов отмечается ограниченность в подвижности органов воспроизведения речи (губы, язык и мягкое нёбо), ввиду чего усложняется артикуляция.

Дизартрия у взрослых проявляется без сопутствующих форм распада речевой системы (т.е. нарушение слухового восприятия речи, нарушение письма и чтения).

Дизартрия у детей зачастую становится причиной нарушений, связанных с воспроизведением слов, что, в свою очередь, приводит к нарушению чтения и к нарушению письма, в некоторых случаях актуальность приобретает общее недоразвитие речи. При произношении звуков отмечается их нечеткость и «смазанность».

Что касается особенностей голоса, то при этом заболевании он может проявляться как в крайне слабой форме воспроизведения, так и, наоборот, в очень резкой. В речи отсутствует характерная для нее плавность, дыхание в ритме сбивается, изменениям подвергается и темп речи, который то замедлен, то ускорен.

Причины

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет).

Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др.

Читайте также:  Блокада ножек пучка гиса: причины и характеристики патологии, способы лечения, прогноз жизни

Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом, сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией

Симптомы

Основными симптомами дизартрии выступают:

  • Нарушение артикуляционной моторики: спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;
  • гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;
  • дистония артикуляционных мышц – при речи повышенный тонус мышц сменяется гипотонией;
  • нарушение звукопроизношения. Выражается в разной степени. Стертая дизартрия проявляется отдельными фонетическими дефектами (искажением звуков), смазанностью речи. Более тяжелые формы дизартрии сопровождаются искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. В случаях полного паралича речевых мышц развивается немота;
  • нарушение речевого дыхания. Когда ребенок начинает говорить, дыхание учащается, становится прерывистым, вдох укорачивается. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.

Дизартрия у детей

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение дизартрии у детей. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!

Дизартрия у детей – стойкие расстройства речи, проявляющиеся в неправильном или затрудненном звукопроизношении, вследствие патологий центральной нервной системы или некоторых заболеваний, влияющих на голосовые, мимические и дыхательные мышцы человека. При детской дизартрии наблюдаются расстройства не только в артикуляции отдельных слов и звуков, но и речи в целом, часто приводящие к проблемам с освоением письма и чтения.

Причинами дизартрии у детей нарушений могу явиться: неблагоприятное течение беременности, тяжелые роды, инфекционные заболевания мозга новорожденного, а также травмы головы, интоксикации, кровоизлияния и прочие тяжелые заболевания, провоцирующие осложнения в развитии нервной системы.

Симптомы дизартрии у детей

Речь детей-дизартриков отличается нечеткостью и невнятностью. Лицевая мускулатура очень вялая, ослабленная. Часто наблюдается повышенное слюноотделение.

Голос невыразительный: звонкий с пронзительными нотками или чересчур мягкий и тихий. Такие ребятишки либо «тараторят», произнося слова крайне быстро, либо растягивают речь, медленно проговаривая каждый слог.

При этом дыхание сбивчивое и неравномерное.

У детей с дизартрией не редко выявляется ряд сопутствующих нарушений: проблемы с жеванием, глотанием, расстройства мелкой и крупной моторики, быстрая утомляемость.

Формы дизартрии у детей

Специалисты выделяют несколько форм дизартрии у детей. Классификация основывается на различии симптоматики вследствие характера и степени повреждения нервной системы:

  • Тяжелая форма дизартрии речи у детей (анартрия) – полное или практически полное отсутствие речи и голоса у ребенка, является следствием паралича челюстно-лицевых мышц. В большинстве случаев выявляется у детей, страдающих церебральным параличом.
  • При средней степени дизартрии речи у детей – речь однообразная и монотонная, малопонятна для окружающих, произношение нечеткое и невнятное. Общение таких ребятишек крайне ограничено. Довольно часто встречается на фоне отставания в интеллектуальном развитии.
  • Легкая степень дизартрии у детей («стертая») – одна из наиболее распространенных форм дизартрии. Характеризуется незначительными отклонениями в звукопроизношении. Речь вполне понятна, однако отсутствует четкость. Диагностируется чаще всего у детей с ОНР (общим недоразвитием речи) или с ослабленным артикуляционным аппаратом.

Лечение дизартрии у детей

Основная цель в лечении дизартрии у детей – это максимально возможное развитие речи ребенка для того, чтобы она стала понятна окружающим и не препятствовала развитию его личности и нахождению в социуме.

Коррекционные мероприятия обычно носят комплексный характер, в который входят: полномасштабная логопедическая и медицинская помощь, поддерживающая медикаментозная терапия, массаж и занятия лечебной физкультурой, комплекс дыхательной гимнастики, упражнения на развитие моторики.

Важно, чтобы коррекционная работа проводилась систематически. Необходимо строго исполнять все назначения и рекомендации специалистов, следить за неукоснительным выполнением домашних заданий. Особое значение имеет психологическая поддержка родных. Очень ценно, чтобы ребенок чувствовал, что он любим, хвалите его, несмотря на имеющиеся недостатки и слабости.

Дизартрия

Медосмотр в 1 месяц

Дополнительные анализы Для того, чтобы пройти дополнительные виды диагностики, нужно получить направление…

Ортопедия

Первый детский медицинский центр осуществляет диагностику и лечение заболеваний опорно-двигательного…

Эндоскопия

Обращаем Ваше внимание на то, что это общие советы по подготовке к эндоскопическому исследованию зависят…

Неврология

При обнаружение любых отклонений не стоит впадать в панику. Однако, откладывать поход к детскому неврологу…

Лечение желтухи новорожденных

Лечение желтухи у новорожденных Желтуха новорожденных — желтоватое подкрашивание белков глаз и кожи…

Заикание: причины и формы

Заикание у детей — речевое нарушение, характерной чертой которого является частое повторение или растяжение…

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушения, касающиеся формирования речи у детей. Данное речевое недоразвитие…

Нарушение голоса

Нарушение голоса — группа речевых расстройств, проявляющаяся в полном или частичном отсутствии фонации,…

Логопедия

Детский логопед – это специалист, который корректирует нарушения речи, вызванные как физическими, так…

Алалия

Алалия у детей — расстройство речи, для которого характерно отсутствие развития речевых навыков (или…

Брадилалия

Брадилалия – патология речи, проявляющаяся в форме нарушения темпа и ритма речи. Человеку с таким речевым…

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного…

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – речевая патология, выражающаяся в более медленных темпах освоения…

Ринолалия

Ринолалия — нарушение речи, проявляющееся выраженным искажением речи и неправильным произношением отдельных…

Лазерное лечение кожных патологий

Здоровье вашего ребёнка нужно доверить профессионалам. При возникновении первых же симптомов обратитесь…

Комплексное обследование многофакторных заболеваний

Многофакторные заболевания — это заболевания, причиной которых являются разные факторы, требующие консультации…

Галотерапия

Значимый лечебный эффект достигается при курсовом применении галокамеры в сочетании с традиционными терапевтическими…

Выдача справок и заключений

В различных ситуациях для детей необходимо оформление медицинских справок. Первый детский медицинский…

Пульмонология

Обструктивный синдром у детей Нужно понимать, что без квалифицированного и правильного лечения бронхит…

Лечебная физкультура

Физическая активность — одно из важных условий жизни и развития человека. Это биологический раздражитель,…

Хирургия

Выбор детского хирурга Немаловажным в детской хирургии является выбор квалифицированного врача. Медицинская…

Лаборатория

Мы предлагаем полный спектр традиционных методик общеклинических и биохимических анализов. Лаборатория…

Дневной стационар

    На условиях дневного стационара в нашем Центре мы проводим все виды инфузионной терапии, сложные…

Программа годового наблюдения

Здоровье детей – спокойствие родителей! Действительно, когда дети растут здоровыми и крепкими, в семье…

Функциональная диагностика

Вся аппаратура в кабинете функциональной диагностики нашего Центра является цифровой (то есть, работающей…

Физиотерапия

Физиотерапия назначается курсами. Продолжительность курса лечения составляет для одних заболеваний 5-7,…

Офтальмология

Детский врач офтальмолог в Саратове Развитие многих глазных заболеваний можно предупредить и приостановить…

Оториноларингология

Лечение ЛОР-заболеваний ЛОР Первого детского медицинского центра занимается диагностикой и лечением…

Дерматология

Лечение кожных заболеваний Кожа — это самый видимый орган человеческого тела. Опытный и внимательный…

Гинекология

Важно помочь пациенткам и их родителям своевременно выявить и адекватно справиться с проблемами женской…

Анестезиология

Детский анестезиолог в Саратове Детский анестезиолог проводит беседу с родителями, а также с самим ребенком…

Эндокринология

Все это позволяет провести своевременное и адекватное лечение. Если ребенок будет соблюдать необходимые…

Кардиология

После сбора анамнеза и проведения диагностических мероприятий, детский кардиолог Центра составит индивидуальную…

Урология

При появлении тянущих болей внизу живота у ребенка не нужно заниматься самолечением, а уж тем более надеяться,…

Гастроэнтерология

Дети в меньшей степени защищены от заболеваний желудочно-кишечного тракта, чем взрослые. Несбалансированное…

Педиатрия

    Fast traslate Icon translate Если ваш ребенок часто болеет острыми респираторными…

Аллергология-иммунология

    Fast traslate Icon translate Основной задачей специалистов аллергологов-иммунологов…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]