Способности человека: виды и уровни развития

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями.

И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие.

Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Что такое способности

Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха.

То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии.

Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.

  • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
  • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
  • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом».

А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно.

Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

  • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
  • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.
  • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

  • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
  • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Виды способностей

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

  • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
  • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

Читайте также:  Лимфоциты в крови: норма у взрослых и детей, причины повышения и понижения

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью.

Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания.

А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

Виды и уровни развития способностей

Способности можно разделить на:

1) природные (естественные) способностями — в своей основе биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками и являются общими для человека и животных, особенно высших (восприятие, память, способность к элементарной коммуникации). Мышление с определенной точки зрения также можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных.

2) специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфически человеческие способности, в свою очередь, принято подразделять на:

а) общие, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (мыслительные способности, уровень интеллекта, развитые память и речь, тонкость и точность ручных движений и др.

) и специальные способности, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.).

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот. Общие и специальные способности взаимно дополняют и обогащают друг друга.

б) теоретические способности, определяющие склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, и практические, лежащие в основе склонности к конкретным практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.

в) учебные, которые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с возможностью открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

г) коммуникативные (способности к общению, взаимодействию с людьми) и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным способностям относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

  • Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью.
  • Одаренность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности и выделяют его среди других людей, обучающихся этой же деятельности или выполняющих ее в этих же условиях.
  • От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство — совершенство в конкретном виде деятельности. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Талант — высокая степень одаренности, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений.

Талант – это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Талантливый – это человек, который больше усваивает новых знаний и на практике доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности, если добился в ней значительных успехов, т.е. выполняет ее на высоком уровне, превосходящий средний уровень других людей.

Одаренным может быть ребенок, человек, который только еще приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым – взрослый человек, ученый, писатель педагог, бизнесмен и т.д.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Гениальность – наивысшая ступень проявления творческих сил человека.

Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова.

Способности: структура, виды и уровни развития

Способности – это индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности .несводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. (Б.М. Теплов).

Структура способностей

Деятельность (трудовая . учебная и т.д), которой овладевает человек , предъявляют высокие требования к его психологическим качествам( особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторики).

Этим требованиям не может удовлетворить одно какое либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития . мнение , что отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности , выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности.

Способности представляют собой совокупность психических качеств имеющих сложную структуру.

Структура совокупности психических качеств ,которая выступает как способность , в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Способности человека к определенному виду деятельности имеют сложную структуру представляющую собой совокупность особенностей психики.

Так, например, в структуру музыкальных способностей включается: музыкальный слух, способность к слуховым представлениям, музыкально-ритмическое чувство.

Литературные способности состоят из следующих компонентов: высокого уровня эстетического чувства, потребности к самовыражению, оригинального, совершенного языка, склонности к фантазированию, высокого уровня развития образной памяти.

Успешность выполнения той или иной деятельности зависит от сочетания способностей. При отсутствии задатков к развитию каких-либо способностей их дефицит можно восполнить за счет развития других способностей, либо через приобретение навыков, либо за счет формирования индивидуального стиля деятельности. Такого рода «замещение представляет собой компенсаторные возможности психики.

Развитие способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Так в период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно, рук, что является условием для развития общих способностей.

Младший и средний школьный возраст — время ускоренного развития специальных способностей. Необходимы ус­ловиями их становления в этот период являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в «зоне потенциального развития»(Л. С.

Выготский), т.е. на пределе возможностей ребенка. Кроме того становление способностей осуществляется совместно с развитием волевой сферы человека, а также определяется качеством обучения и воспитания.

Случаи патологического снижения способностей определяются как олигофрения. Она имеет различную степень выраженности: легкая — дебильность; средняя — имбицильность; глубокая — идиотия, что определяет разработку специальных программ, подбор методики и коррекции во вспомогательных учебных заведениях.

Виды способностей

По широте и направленности выделяют:

  • Общие способности — благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важные для многих видов деятельности. К ним. например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память и совершенная речь и пр.
  • Специальные способности — определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки особого рода. Это, например, математические, музыкальные, технические, лингвистические и пр.
Читайте также:  Коронарография сердца: что показывает и как ее делают, противопоказания и возможные последствия

Какие бывают способности у человека — виды и их характеристики

feniks.help — Скорая помощь студентам

Определение

Способности — это совокупность врожденных и приобретенных качеств человека, обеспечивающих его успешность в том или ином виде деятельности.

Большой вклад в изучение психологии способностей внес отечественный ученый Борис Теплов. Он выделял 3 главных компонента в понятии «способность»:

  1. Отличия. Способности — это индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Свойства и качества, в которых люди примерно равны, не считаются способностями.
  2. Успешность. Способностями могут называться только те специфические качества личности, которые способствуют успешному выполнению одного или нескольких направлений деятельности.
  3. Способности не равны навыкам. Способности нельзя сводить к опыту, приобретенному человеком в конкретном виде деятельности. Знания, умения и навыки могут приобретаться, даже если у человека нет предрасположенности к данной сфере.

Критерии наличия у человека способностей:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • быстрота — выражается в более высокой скорости овладения новой информацией и меньшим временем, необходимым для выполнения деятельности;
  • легкость — при прочих равных условиях человек выполняет профессиональные задачи с меньшими усилиями, чем другие люди;
  • успешность — человек более успешен в конкретной сфере, чем остальные;
  • оригинальность — проявляется в генерировании неожиданных, новых, нестандартных идей и их воплощении.

В разных видах деятельности необходимы различные виды способностей.

Примеры по профессиональным сферам применения:

  • тонкий музыкальный слух и хорошая музыкальная память — у певцов, дирижеров, музыкантов;
  • умение видеть множество цветовых оттенков, пространственное воображение — у художников;
  • эмоциональная память, наблюдательность — у писателей;
  • коммуникативные способности, эмпатия, социальный интеллект — у педагогов.

Происхождение и их структура

Взгляды на сущность способностей человека в значительной мере различаются. Большая часть споров вызваны разным пониманием, какие факторы являются доминирующими в формировании и развитии способностей.

  1. Биологические или генетические. Ряд исследователей предполагает, что способности в большей степени определяются биологическими или генетическими факторами. В качестве доказательства данной версии обычно приводят биографии гениальных музыкантов. Моцарт проявил талант к музыке уже в трехлетнем возрасте, а с 5 лет уже самостоятельно сочинял музыкальные произведения. В роду Бахов было около 60 музыкантов, многие из которых были очень одаренными, а Иоганна Себастьяна Баха считают музыкальным гением. Также существуют семейные династии цирковых артистов, врачей, педагогов.
  2. Социальные. Многие ученые полагают, что в большей мере на успешность человека влияют социальные факторы, в первую очередь воспитание и образование. В XVII веке английский мыслитель Джон Локк провозгласил, что человеческий разум — это «tabula rasa», то есть «чистая доска», на котором можно записать все что угодно. Его идеи развил французский философ XVIII века Клод Гельвеций, утверждавший, что гениальность можно сформировать посредством воспитания.
  3. Роль волевых усилий и самоорганизации. История знает немало примеров, когда человек, не имеющий с детства предрасположенности к тому или иному виду деятельности, добивался потом в ней больших успехов. Так, косноязычный и болезненный Демосфен развил в себе гениальные ораторские навыки. Один из основателей абстракционизма Василий Кандинский начал карьеру художника в 30 лет.

В настоящее время большинство отечественных психологов признает, что способности формируются на протяжении всей жизни человека, но при этом подчеркивают, что появляются они не на «пустом месте». Развитию способностей предшествует наличие задатков.

Определение

Задатки — врожденные особенности функционирования нервной системы, имеющие физиологическую основу.

  • Пример: у музыкантов имеется врожденная высокая чувствительность рецепторов органов слуха.
  • Существуют разные схемы структуры способностей.
  • По мнению отечественного психолога Владимира Шадрикова структура способностей состоит из:
  • функциональных;
  • операционных;
  • мотивационных механизмов.

С этой точки зрения развитие способностей заключается в развитии данных механизмов.

Американский психолог Роберт Стернберг выделял в структуре 2 основных компонента:

  • вербальный интеллект — выражается в речи, словарном запасе, эрудиции, умении понимать прочитанное;
  • практический интеллект — умение добиваться конкретных поставленных целей.

Английский психолог Чарльз Спирмен предлагал в структуре способностей выделять групповые факторы интеллекта:

  • арифметические;
  • механические;
  • лингвистические.

Американский психолог шведского происхождения, один из основателей психометрии, Луис Терстон разработал 12-факторную модель структуры интеллекта. В ее основе лежат психические качества человека, такие как:

  • скорость восприятия;
  • числовой фактор;
  • ассоциативная память;
  • речевая беглость и др.

В широко распространенной в США модели Джоя Пола Гилфорда 120 факторов. Это трехмерная модель, которая графически рисуется с помощью компьютерных программ. В ее основе лежит схема:

  • стимул;
  • латентная (скрытая) операция;
  • реакция.

Какие бывают, виды в психологии и их характеристики

Используется большое количество классификаций способностей.

Во широте применения:

  1. Общие — используются во всех видах деятельности. Примеры: речь, память, интеллект.
  2. Специальные — определяют успехи человека в специфических видах деятельности. Примеры: музыкальный слух, артистизм.

Общие способности в свою очередь делятся на:

  • элементарные — способность к психическому отражению действительности, восприятию;
  • сложные — способность к обучению, труду, игре и др.

В зависимости от происхождения выделяют:

  • природные — генетически обусловлены и напрямую определяются имеющимися анатомо-физиологическими задатками;
  • специфически человеческие — обусловлены социализацией и обеспечивают развитие личности в общественной среде.

Перечень по сферам применения:

  • математические;
  • лингвистические;
  • музыкальные;
  • художественные;
  • спортивные;
  • организационные;
  • коммуникативные;
  • театральные;
  • инженерно-технические и др.

По уровню реализации:

  • потенциальные — не использующиеся, но способные проявиться при создании подходящих социальных условий;
  • актуальные — уже реализующиеся в конкретной деятельности.

По психическим функциональным системам:

  • сенсомоторные — восприятие внешних явлений мира по их основным характеристикам (форма, цвет, размеры и др.) и адекватная двигательная активность;
  • мнемические — успешность запоминания, сохранения и воспроизведения информации;
  • имажитивные — развитость воображения;
  • перцептивные — чувственное восприятие окружающего мира;
  • мыслительные — скорость и глубина протекания мыслительных процессов;
  • аттенционные — умение концентрировать и распределять внимание;
  • коммуникативные — успешность во взаимодействии с другими людьми.

Как развивать способности

Способности нельзя свести только к одному врожденному качеству. Это комплекс компонентов, обеспечивающих успешность в освоении какой-либо деятельности.

Например, в структуре математических способностей выделяют следующие компоненты:

  • логика;
  • склонность к быстрым и широким обобщениям;
  • формализованность восприятия;
  • гибкость мышления в математической сфере;
  • рациональность;
  • математическая память.

Способности необходимо развивать с раннего возраста.

Схема развития способностей:

  1. Определение врожденных задатков, склонностей ребенка. Для этого используют наблюдение, тестирование, опытную деятельность, помощь психолога.
  2. Игра. Ведущим типом познания мира в дошкольном возрасте является игра. В игровой деятельности ребенок моделирует «взрослый мир», примеряет на себя разные роли, осваивает разнообразные виды познавательной и двигательной активности.
  3. Этап роста. После того, как выявлены основные задатки, необходимо создать условия для их развития. Это реализуется с помощью разнообразной сети образовательных учреждений через выбор школы, учителя, секции, кружка, театральной студии и т.д. Важно и в семье поддерживать благоприятную среду для развития детской одаренности: психологическая поддержка, материально-техническое оснащение, правильный подбор литературы и других обучающих ресурсов.
  4. Этап мастерства. Если ребенок под руководством родителей и педагогов проделывает систематическую работу по развитию способностей, то к определенному моменту он достигает высокого уровня мастерства. Это выражается в победах на конкурсах и соревнованиях, в общественном признании. Очень важно не остановиться на этом этапе, а продолжать самосовершенствоваться. Если к данному этапу ребенку не привили навыки самообучения и самоорганизации, то в последующем он может забросить тот вид деятельности, который так успешно осваивал в детстве.
  5. Этап профориентации и профессионального роста. Важно не просто развить способности, но и найти им практическое применение. Это происходит на стадии вхождения человека в профессию. На этом этапе ведущую роль играет труд и терпение. Многие одаренные люди не реализуют свои способности из-за недостаточных усилий по практической реализации в конкретном виде деятельности.

Уровни развития способностей

Обычно используется 2 схемы по уровню развития способностей.

По преобладающему типу мышления:

  1. Репродуктивный — воспроизводящий уровень. Способности реализуются в рамках выполнения деятельности по заданному образцу. Блестяще освоив технику, приемы, азы своего дела, человек становится профессионалом. Он мастерски конструирует здания или виртуозно исполняет музыку, но при этом следует установленным рамкам и шаблонам. Большинство людей развивает способности только до этого уровня.
  2. Креативный или творческий — этот уровень развития предполагает наличие у человека творческого мышления. С его помощью делаются научные открытия, придумываются технические изобретения, создаются авторские музыка и картины.

По степени способности к творчеству:

  1. Одаренность — это потенциальная способность к достижению успеха в каком-либо виде деятельности за счет наличия определенной психической предрасположенности и задатков. Одаренность часто проявляется в раннем возрасте, когда дети обнаруживают сильную тягу к тем занятиям, к которым они способны. Например, некоторые из них могут часами рисовать, другие — играют с цифрами или очень рано осваивают чтение, предпочитая книгу игре. Например, первая в мире женщина, ставшая профессором математики, Софья Ковалевская с юных лет рассматривала формулы и вместо обычных для девочек занятий решала математические задачи.
  2. Талант — под талантом обычно понимают сочетание способностей с их успешным применением в конкретной творческой деятельности. Реализация таланта зависит не только от врожденных задатков, но от долгого и кропотливого труда. Например, автор всемирно известной картины «Явление Христа народу» Александр Иванов делал сотни набросков и этюдов к своим картинам.
  3. Гениальность — проявляется в степени воздействия не просто на отдельных людей, но на целую эпоху. Гениальные личности создают новые направления в науке и искусстве, заставляют пересмотреть устоявшуюся картину мира. Гением были Александр Пушкин, стоявший у истоков русского литературного языка и создавший целую галерею национальных образов. Гениальные открытия Альберта Эйнштейна изменили представление о времени и пространстве. Универсальным гением был Леонардо да Винчи, создавший не только уникальные картины, но и технические изобретения, опередившие эпоху.
Читайте также:  Головная боль (цефалгия): почему появляется, формы и их течение, как лечить

Талантливые и гениальные люди творят с помощью вдохновения. Это особое психическое состояние человека, для которого характерны:

  • ясность мысли;
  • высокая производительность;
  • обостренность чувственного восприятия;
  • интенсивность протекания всех мыслительных процессов;
  • творческий подъем;
  • проникновение в глубину вещей;
  • кратковременность.

Насколько полезной была для вас статья?

Способности и их природа. Виды и уровни развития способностей

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 23Следующая ⇒

  • Способности —совокупность индивидуально – психологических свойств личности, которые определяют скорость и успешность овладения какой либо деятельностью и совершенствования в ней.
  • Способности характеризуются 3 ключевыми признаками: 1)они являются индивидуально – психологическими особенностями, отличающими одного человека от другого;
  • 2)способности – это лишь те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой либо деятельности;
  • 3) способности не сводятся к имеющимся у данного человека знаниям, умениям и навыкам, а представляют собой характеристики , определяющие динамику приобретения нового опыта, приобретения новых ЗУН.
  • В психологии на природу способностей человека существуют разные позиции, которые условно можно рассматривать в рамках 3 подходов:

1.Подход: Способности определяются генотипом.Некоторые учёные считают что способности врожденны и предаются по наследству.

2.Подход: Способности зависят от воспитания.Данный подход заключается в том, что развитие способностей ставят в зависимости от внешних условий и характера воспитательного воздействия.

3.Подход: Способности развиваются в ходе жизни с учётом природных задатков.У каждого человека есть врождённые способности, или природные задатки.

Задатки- морфологические и функциональные особенности человека, характеристики нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

Для развития способностей важно как наличие соответствующих природных предпосылок, так и создание благоприятных условий. Для обеспечения последнего следует учитывать возрастную сензитивность – присуще определённому возрастному периоду, оптимальное сочетание условий для развития определённых психических свойств и процессов.

Виды и уровни способностей:

1.Общие способности- индивидуально-психологические особенности личности, обуславливающие успешность выполнения различных видов деятельности.

Уровень общих способностей определяется теми психологическими качествами индивида, которые отвечают требованиям разных видов деятельности.

В качестве основного условия высокого уровня общих способностей рассматриваются интеллект человека.

2.Специальные способности – индивидуально – психологич особенности, обуславливающие успешность выполнения определённого вида деятельности.

К таким способностям можно отнести: технические, математические, литературные, музыкальные и др. Можно выделить также теоритические и практические способности.

Учебные и творческие (гениальность, талант, одарённость)способности. Способности к общению и предметно – деятельностные.

  1. Одарённость – единство общих способностей человека, обуславливающие диапозон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности.
  2. Талант – высшая ступень развития способностей личности к определённой деятельности, проявляющаяся в своеобразии, оригинальности и эффективности подхода к решению задач и выполнению требований.
  3. Гениальность – высший уровень развитьия различных способностей личности, чья деятельность повлияла на различные аспекты жизни общества, ход истории.

21. Взгляд Л.С.Выготского на проблему соотношения обучения и развития. Понятие «зона ближайшего развития».Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет за собой развитие.

Тезис о влиянии обучения на психическое развитие ребенка Выготский сформулировал в виде гипотезы о системном и смысловом строении сознания и его развитии в онтогенезе. По мнению Л.С. Выготского, вход в сознание возможен только через речь. Процесс психического развития обусловлен изменением уровня развития обобщений.

Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку.

Суть точки зрения на связь обучения и развития Л. С. Выготского можно выразить так: «хорошо поставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели и двигают вперед их формирование».

Внутреннюю связь обучения и развития Л. С. Выготский отразил в понятии «зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется Выготским как разница, «расстояние» между уровнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития.

Уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, обозначает актуальный уровень развития. В зоне ближайшего развития находится психический процесс, формирующийся в совместной деятельности ребенка и взрослого; после завершения этапа становления он становится формой актуального развития самого ребенка.

Динамика изменений в зоне ближайшего развития ребенка вскры­вает сложные взаимосвязи между развитием и обучением.

Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие. Но оно не должно в то же время отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.

Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего, более высокого уровня.

23. Понятие «деятельность». Сущность и характеристика основных видов деятельности. Деятельность — сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. В игре огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся.

Труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Участвуя в создании продуктов труда, у него формируются отношение к трудовой деятельности, мотивы труда.

22.Понятие «Движущие силы психического развития».

Психическое развитие- закономерное изменение психических процессов и свойств во времени выражающееся в их количественных и качественных и структурных преобразованиях.

Ключевым вопросом возрастной психологии является вопрос факторов психического развития.Факторы психического развития-основные причины качественных изменений психических процессов и свойств личности.

когда анализирует причины психического развития, использует не только понятия факторы, но и понятие движущие силы развития иногда они рассматриваются как синонимы, иногда как разные понятия, движущие силы развития определяются как необходимые длительно действующие причины скачивающие функционирование и прогресс. в данном случае под движущими силами развития принимаются не все причины а только наиболее существенные и длительно действующие.

Выделяют две группы факторов психического развития : биологические и социальные.

Биологические факторы делятся на две группы: наследственные и врожденные.

Наследственный фактор включает те особенности, которые определяются по наследству особенности строения нервной системы и органов чувств и т.д. Носителями наследственной информации являются гены.

  • Врожденные особенности- могут определяться своеобразием внутреутробного развития проявляются в первые месяцы и даже годы жизни ребенка под воздействием болезней, экологической ситуации , других условиях.
  • Социальной факторами принято понимать влияние микро и макро среды .
  • Микро среду образует ближайшего окружения или другими словами различные контактная группа (семья друзья родственники).

Макро среда определяется теми политическими ,экономическими, культурными национальными и другими процессами, которые характерны для данного общества. Собственная активность личности то есть его психическое развитие зависит от своего желания быть активным или пассивным субъектом жизнедеятельности.

В жизни человека существуют различные противоречия между социальным и биологическим, между “хочу” и “. Именно основные противоречия возраста часто рассматриваются как движущие силы психического развития ребенка.

Важнейшей действующей силой развития ребенка выступает противоречие между его актуальность и потенциальным уровнем развития. в основе разрешения этого противоречия лежат сотрудничества ребенка со взрослым определяющих зона ближайшего развития.

Зона ближайшего развития — имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при содействии окружающих людей

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Date: 2016-11-17; view: 816; Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]