Мозжечковая дизартрия: характеристика, симптомы, коррекционная работа и упражнения

Профилактические меры также включают в себя лечебную физкультуру и массаж

Особое внимание следует обратить на питание ребенка. Специальных лекарств, позволяющих вылечить дизартрию, не существует в настоящее время

Врачи рекомендуют давать детям ноотропные препараты, которые позволяют улучшить умственные способности. В состав ноотропов входят аминокислоты, витамины и органические кислоты, которые очень важны для правильного развития нервной системы.

При выборе питания следует ориентироваться на продукты, которые содержат в себе жирные кислоты, различные витамины и минералы, микроэлементы. Все необходимые соединения можно получить их пищи. Классический источник йода – морепродукты, ламинария. В рыбе также содержатся полезные жирные кислоты и некоторые витамины.

Источники витаминов и минералов – овощи и фрукты, а также орехи. Смеси орехов особенно полезны для детей, так как в каждом виде содержатся свои полезные вещества.

Методы диагностики и лечения

Клинический Институт Мозга специализируется на диагностике и лечении расстройств речевой активности, в том числе обусловленных нарушениями нервной деятельности. Важный этап — это обследование у логопеда, в ходе которого выявляются даже скрытые формы дизартрии.

Процедура состоит из нескольких этапов, при которых дается оценка правильности дыхания и равномерности речи, воспроизведения отдельных звуков и осознанных словосочетаний. Также пациенту предлагается пройти определенные тесты, которые выявляют степень развития письменной речи.

Это может быть как переписывание фрагментов текста, так и письмо под диктовку, а также осознание письменной речи.

Дополнительные этапы диагностики направлены на выявление участка нервной системы, в котором находится очаг поражения. Это возможно, благодаря специфическим методикам:

  • электрофизиологические исследования, в том числе электроэнцефалография и оценка активности лицевых мышц;
  • исследование головного мозга путем транскраниального магнитного излучения;
  • МРТ головного мозга.

Лечение дизартрии — это длительный процесс, который полностью проходит под контролем врачей Клинического Института Мозга. Терапия направлена на укрепление нейронных связей и стимуляцию проведения нервных импульсов, а также на улучшение речевой активности.

Главное условие положительной динамики — работа грамотного логопеда и невролога, а также систематичность занятий. Хороший терапевтический эффект достигается благодаря физиотерапии, лечебной физкультуре, специальным техникам массажа (рефлекторному, точечному).

Кроме того, рекомендуется санаторно-курортное лечение, в том числе направленное на улучшение коммуникационных способностей пациента. Полезно времяпровождение с животными — большинство специалистов рекомендуют иппотерапию.

Прогноз зависит от стадии болезни, а также от своевременности ее диагностики и систематичности лечения. При легкой степени дизартрии возможно полное восстановление речевой функции, при тяжелых — ее частичное улучшение.

Если у Вас есть вопросы по проблеме, Вы можете задать их нашим специалистам онлайн:https://www.neuro-ural.ru/patient/consulting/

Причины дизартрии

Болезнь может быть врожденной либо приобретенной. В большинстве случаев она связана с детским церебральным параличом и диагностируется в первые 2 года жизни. Ее причинами могут быть осложнения течения беременности, а также нарушения, которые происходят уже после рождения ребенка. К ним относятся:

  • во время беременности — токсикозы, кислородное голодание плода, резус-конфликт, многоплодная беременность, инфекционные заболевания матери;
  • патологические роды, которые сопровождаются асфиксией либо травмами, особенно с повреждением головы;
  • в ранний постнатальный период — желтуха, недоношенность, инфекции, которые протекают с поражением центральной нервной системы;
  • в детстве — гнойные инфекции головного мозга (менингит, энцефалит), гидроцефалия (накопление жидкости в головном мозге), черепно-мозговые травмы, воспаление среднего уха.

Коррекция и лечение

Вылечить самостоятельно заболевание не получится, нужна помощь медиков и логопеда-дефектолога. Коррекция нарушения включает прием медикаментов, если речь идет об органических поражениях мозга, нервных расстройствах. Большую роль играют занятия с логопедом, направленные на правильную постановку речи.

Прием лекарств

Медикаментозную терапию может назначать только врач на основе лабораторной диагностики. Лекарства назначаются, как правило, при поражении головного мозга. В остальных случаях требуется коррекция со стороны логопеда-дефектолога, лечение и наблюдение у невролога. Специалисты должны работать слаженно, параллельно, чтобы достичь хорошего результата.

При стертой дизартрии неврологи назначают медикаменты из группы ноотропов, применять которые нельзя без назначения доктора:

  • Глицин;
  • Энцефабол;
  • Пантогам;
  • Кортексин;
  • Семакс;
  • Фенибут.

Терапия при стертой дизартрии комплексная, включает несколько методов. Проводят лечение на дому с посещением необходимых специалистов. Главная задача − помочь малышу освоить правильную речь, письмо и чтение, общаться без страха.

Логопедическая коррекция

Лечить стертую дизартрию непросто, терапия занимает длительное время, зависит от тяжести поражения.

Логопедом-дефектологом проводится специальная подготовка, заключающаяся в подборе упражнений, игр для отдельного ребенка.

Составляется речевая карта, где указываются данные диагностики, результаты коррекции. Могут использоваться современные компьютерные программы, тренажеры для устранения проблемы.

Логопедическая коррекция включает несколько этапов:

  • всестороннее развитие речи малыша;
  • массаж для разработки и стимуляции лицевых мышц;
  • автоматизация при звукопроизношении;
  • закрепление правильного говорения.

Что делать, если ребенку поставили диагноз «дизартрия»: советы логопеда

Некоторые родители сталкиваются с тем, что у их ребенка — кровного или приемного — наблюдаются проблемы с речью и, услышав слово «дизартрия», чувствуют себя растерянными.

Что такое дизартрия, почему она возникает и как ее скорректировать, рассказывает специалист Ресурсного центра «Спутник», учитель-логопед высшей категории, член Российской ассоциации дислексии Галина Орлова.

Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

Проще говоря, ребенок не может в полном объеме совершать движения, необходимые для речи. От этого страдает звукопроизношение, — объясняет Галина. — В более легких случаях это искажение определенных звуков.

При тяжелых течениях диагноза можно заметить пропуски и замену звуков. Нарушаются темп, выразительность речи.

Дизартрия также может характеризоваться наличием параличей и парезов органов артикуляции. В этом случае малопонятная речь — это следствие диагноза, вплоть до отсутствия речи из-за полного паралича речедвигательных мышц — анартрии.

Причины дизартрии могут быть разными — отклонения от нормы в период внутриутробного развития из-за токсикоза, гипертонии, нефропатии у матери, инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, а также асфиксия новорожденных, стремительные или затяжные роды, механическое родовспоможение, длительный безводный период в родах.

С самых первых дней жизни такие дети наблюдаются у невролога. Им нередко назначают медикаментозное лечение, массаж и другие реабилитационные процедуры.

  • Как распознать дизартрию?
  • Внимательный родитель может заподозрить ее по необычной мимике ребенка, обильном слюноотделении, по форме и положению языка, способности зафиксировать артикуляционную позицию, звукопроизношению.
  • − Когда необходимо начинать работать с дизартриками?

Логопедическую работу с любым нарушением речи желательно начинать в младшем дошкольном возрасте. Чем раньше диагностировано заболевание, начаты лечение и коррекционные занятия, тем больше шансов на успех.

− Что делать родителям, если у ребенка диагностирована дизартрия?

— Первый шаг, безусловно, — обследование у невролога. Специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только корректирует некоторые неврологические симптомы. Также важна консультация логопеда, владеющего техникой логопедического массажа, который после полного обследования даст заключение и рекомендации.

Кроме того, специалисты советуют развивать мелкую моторику. Можно собирать пазлы и конструктор «Лего», лепить из пластилина − существует множество игр, развивающих маленькие пальчики. Можно применять нетрадиционные методы воздействия, такие как су-джок-терапия. Самый простой метод су-джок-терапии — занятия со специальными мячиками-массажерами.

Детям двух-трех лет показаны занятия логоритмикой, например, по методике Железновой. Для коррекции дизартрии у детей пяти лет к занятиям подключается специалист-дефектолог.

− На что направлена работа логопеда на занятиях?

— Специалист занимается развитием просодической стороны речи — ритма, силы, тембра, мелодики, темпа, логического ударения, дикции, а также артикуляции и звукопроизношения, слухового внимания, фонематического слуха, коррекцией речевого дыхания. Также логопед уделит внимание нормализации мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитию произвольных мимических движений.

  1. Если у вас нет возможности посещать логопеда, то можно самостоятельно заниматься с ребенком дома, предварительно пройдя курс занятий у специалиста.
  2. Приведу примеры некоторых элементов логопедического массажа и самомассажа: по очереди надуваем щеки, втягиваем щеки; закрываем и открываем рот, щелкаем зубами; рассасываем небольшой кусок сахара или леденец; имитируем рассасывание леденца; облизываем губы; зажимаем зубами кусок бинта или марли на длительное время, задача взрослого − пытаться с осторожностью убрать ткань.
  3. Также важно выполнять комплекс артикуляционной гимнастики — это упражнения «Хоботок» (вытягиваем вперед губы, зубы и губы сомкнуты, держим пять секунд), «Заборчик» (губы в улыбке напряжены с приоткрытым ртом, зубы сжаты, нижняя челюсть в спокойном состоянии, держим пять секунд) и их чередования, «Окно» (с каждым счетом открываем и закрываем рот), «Лопатка» (при улыбке с открытым ртом на расслабленную нижнюю губу кладем язык в плоском состоянии, держим пять секунд), «Иголка» (улыбаемся с открытым ртом, выставляем язык вперед, стараясь не загибать его вверх), «Лопатка-иголка» (чередуем упражнения), «Часы» (улыбаемся с открытым ртом, высовываем язык и производим движения вправо и влево, при этом касаясь языком уголков рта), «Качели» (улыбаемся с открытым ртом, кончиком языка упираемся то в верхние, то в нижние зубы), «Лошадь» (щелкаем кончиком языка, имитируя цоканье копыт).
Читайте также:  Первые признаки вич у мужчин и женщин: способы и особенности инфицирования, сроки проявления и основные этапы развития болезни

За годы работы я достаточно часто встречала детей с диагнозом «дизартрия» разной степени выраженности.

Этот вид нарушения речи в последние годы становится глобальной проблемой, поэтому крайне важно вовремя выявить нарушения и обратиться к специалисту.

Но родителям следует знать, что коррекционная работа с детьми-дизартриками не должна ограничиваться занятиями с логопедом. Для наилучшего результата эту работу следует продолжать дома, на прогулке и в любых совместных делах.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Дизартрия у детей — что это, симптомы, признаки, виды и степени, лечение в Москве в детской клинике «СМ-Доктор»

Содержание:Описание заболевания Классификация Симптомы дизартрии у детей Причины возникновения дизартрии у детей Осложнения Диагностика дизартрии у детей Лечение дизартрии у детей Прогноз и профилактика

Дизартрия – это тяжелое расстройство речи, при котором она становится нечленораздельной и невнятной. Состояние обычно связано с поражением нервной системы и требует полноценного обследования с последующей комплексной коррекцией, которая включает как медикаментозные и физиотерапевтические методики, так и занятия с логопедом. Врачи клиники «СМ-Доктор» занимаются диагностикой и лечением различных видов дизартрии у детей, с учетом формы и степени заболевания, а также особенностей речи конкретного ребенка.

Локализация патологического процесса, приводящая к дизартрии у детей, может развиваться на разных уровнях нервной системы, ответственных за формирование звуков, логическую стройность рассказа:

  • ядра черепных нервов, отвечающих за нервный контроль языка, губ, мягкого неба и т.д.;
  • проводящие пути между корой и церебральными ядрами;
  • подкорковые центры;
  • мозжечок и пути, проводниковые пути от него и к нему;
  • кора головного мозга.

Диагностику проводят одновременно невролог (выясняет уровень топического поражения нервной системы и характер патологического процесса) и логопед (определяет степень речевых нарушений, чтобы составить прогноз коррекции).

Лечение направлено на устранение или стабилизацию фоновой патологии, которая привела к речевым расстройствам, а также артикуляционную коррекцию.

Существует несколько вариантов классификации детской дизартрии. Наиболее распространенная из них связана с локализацией патологического очага, влияющего на работу речевого центра. Выделяют следующие формы заболевания:

  • псевдобульбарная (встречается наиболее часто);
  • бульбарная;
  • экстрапирамидная (подкорковая);
  • мозжечковая;
  • корковая.

В зависимости от степени поражения и выраженности основных симптомов выделяют следующие формы дизартрии:

  • стертая: характеризуется минимальными расстройствами произношения;
  • средней степени: выраженные дефекты артикуляции, невнятная речь, тихий голос;
  • анартрия: полное отсутствие речи или отдельные звуки.

Дизартрия

Дизартрия – это расстройство речи в целом, а не затруднение в произношении отдельных звуков, в следствии недостаточной иннервации органов речевого аппарата: связок, языка, мышц мягкого неба, губ, дыхательных и лицевых мышц. Это заболевание может иметь свои последствия в виде нарушения письменной речи, чтения и поведения.

Причины дизартрии

В подавляющем большинстве случаев (более 80%) дизартрия сопровождается ДЦП (детским церебральным параличем) и вызывается теми же нарушениями в центральной нервной системе. Эти нарушения могут возникнуть, как во время беременности, так и в первые два года жизни, а также во взрослом состоянии.

К факторам возникновения дизартрии относятся:

  • Гипоксия
  • Токсикозы во время беременности
  • Резус-конфликт
  • Болезни матери
  • Родовые травмы и патологии беременности
  • Энцефалит, менингит
  • Черепно-мозговые травмы
  • Отит среднего уха
  • Гидройефалия
  • Интоксикация организма
  • Инсульт
  • Опухоли головного мозга
  • Рассеянный склероз, атеросклероз и т.д.

Симптомы дизартрии

Дизартрия проявляется в нечленораздельности речи, когда человек произносит слова нечленораздельно, как будто с «набитым ртом», может появляться гнусавость, как при гайморите, произношение слов по слогам с периодическим их проглатыванием, нарушения ритма речи.  

Дизартрия сопровождается повышенным тонусом мышц речевого аппарата, что вызывает быструю усталость. Также может возникнуть и обратное – гипотония, при которой становится вялым язык, губы, щеки, повышается слюноотделение.

При дизартрии страдает произношение всех звуков, в том числе и гласных, а также происходят нарушения речевого дыхания, которые влияют на интонации и громкость речи.

Виды дизартрии

Деление дизартрии на виды происходит по месту дислокации повреждения, по степени нарушения речи и по определяющему (наиболее выраженному симптому). Рассмотрим наиболее распространенный формы дизартрии.

Бульбарная дизартрия – развивается в следствие поражения продолговатого мозга. При данной форме дизартрии нарушается связ между мышцами артикуляции с ЦНС. В результате больному с трудом удаются правильные движения языка и губ, которые находятся в расслабленном состоянии. В целом лицо становится малоподвижным, по является повышенное слюноотделение.

Псевдобульбарная дизартрия – в более чем 80% случаев возникает в следствие ишемического инсульта головного мозга у людей старше 50 лет, либо в любом возрасте при травмах головного мозга. При заболевании выражена атрофия мышц речевого аппарата, приводящая к монотонности речи, также затрудняется жевание и глотание, повышается слюноотделение.

Корковая (кортикальная) дизартрия – нарушение лобной коры в редультате травм, опухолей или перенесенных заболевания таких, как энцеыалит или менингит, в результате которых частитчно теряются нейромедиаторные функции.

При данном виде дизартрии нарушается произношение согласных и темп речи, пропадает автоматизм артикуляции, появляется гнусавость.

Нарушения в лобной извилине также приводят к дисфункции других мышц организма, помимо артикуляционных.

Мозжечковая дизартрия – нарушения реичи в следствие поражения мозжечка. Это заболевание встречается достаточно редко, чаще всего сопровождает другие фирмы дизартрии. Симптомами нарушений мозжечка и его связей с другими отделами мозга является мягкость неба и языка, «пьяная речь», скандирование отдельных звуков или слогов, затухание речи в конце фразы, нарушение ударений.

Степени развития дизартрии

В логопедии дизартрия подразделяется по принципу выраженности симптомов и понятности  речи для слушателей. Таким образом, специалисты выделяю 4 степени заболевания.

1 степень – стертая дизартрия. В этом случае симптомы почти не наблюдаются и в большинстве случаев выявить их может только логопед. У детей такие нарушения выявляются в возрасте около 5 лет. Симптомами стертой дизартрии могут быть: проглатывание или искажение слогов и звуков, плохая дикция, в целом невыразительная речь.

  • 2 степень дизартрии (типичная) – когда дефекты произношения хорошо заметны, но речь остается понятной для слушателя.
  • 3 степень (тяжелая) – речь существенно нарушана и доступна для понимания только близких
  • 4 степень – сильные нарушения речи – полное непонимание окржающими или абсолютное отсутствие.

Диагностика дизартрии

Нарущениями речи у детей и взрослых занимаются логопеды и неврологи. Основными методами диагностики заболевания являются: ЭЭГ, электро- миография, нейрография, МРТ головного мозга.

При обследовании у логопеда происходит постановка диагноза исходя из анамнеза развития речи, произношения, дыхания, восприятия речи, артикуляции и многих других факторов, которые будут сопоставляться с данными неврологических исследований.

Лечение и профилактика дизартрии

Лечение различных видов нарушений речи всегда проходит комплексно с помощью трех основных направлений: логопедия, лечебная физкультура, медикаментозная терапия.

При постановке диагноза, логопед учитывает общую картину развития речи ребенка, а невропатолог опирается также и на анамнез беременности.

При коррекции речи логопедом используются игровые методы, программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.

Важную роль в коррекции речи играет лечебная физкультура для артикуляционных мышщ и логопедический массаж.  Для успешной коррекции, крайне важно выявить нарушения на ранних стадиях.

Так как дизартрия, как правило, проявляется на фоне заболеваний ЦНС, необходима медикаментозная терапия, в которой используются: ноотропные вещества, препараты для сосудов, успокоительные, лекарства, стимулирующие метаболизм.

Заметим, что тяжелая дизартрия не поддается полному лечению, в таких случаях терапия направлено на максимальное восстановление функций речи и на социализацию ребенка. 

Читайте также:  Гимнастика для суставов рук, ног и позвоночника: эффект от выполнения, комплексы и советы

Дизартрия

Информация, представленная на странице, не должна быть использована для самолечения или самодиагностики. При подозрении на наличие заболевания, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Провести диагностику и назначить лечение может только ваш лечащий врач.

Дизартрия – это речевое расстройство, заключающееся в искажении и затруднённом произношении некоторых слов или звуков. При этом заболевании формируется ограничение подвижности речевого аппарата в результате нарушения его иннервации из-за поражения центральной нервной системы.

К возможным причинам развития патологии относятся:

  • родовые травмы и асфиксия;
  • перенесенный менингит, менингоэнцефалит;
  • наличие черепно-мозговых травм в прошлом;
  • выраженная длительная интоксикация;
  • опухоли головного мозга;
  • нейросифилис.  

Выделяют несколько форм дизартрии:

  • бульбарная форма – возникает при формировании патологии в ядрах черепно-мозговых нервов в продолговатом мозге;
  • псевдобульбарная форма – поражаются проводящие пути, соединяющие кору головного мозга и ядра;
  • подкорковая форма – очаг поражения находится в подкорковых ядрах;
  • корковая форма – поражается непосредственно сама кора головного мозга;
  • мозжечковая форма – патология локализуется в мозжечке и поражает его проводящие пути.  

Симптомы

  • В зависимости от тяжести расстройств речи выделяют четыре степени:
  • 1 степень тяжести – выраженный дефект произношения отсутствует, отклонения от нормы могут быть выявлены при осмотре у логопеда;
  • 2 степень тяжести – понятность речи сохранена, однако некоторые расстройства уже становятся заметны;
  • 3 степень тяжести – речь больного человека понятна не только близким людям, но и некоторым посторонним;
  • 4 степень тяжести – речь больного абсолютно не понятна.
  • Клиническая картина дизартрии характеризуется общими симптомами:
  • искажением звуков, слов, слогов;
  • напряжение лицевой мускулатуры;
  • ограничение подвижности артикуляционного аппарата (губ, языка);
  • слюнотечение;
  • слабость голоса;
  • укорочение выдоха.  

Диагностика

Ведение больного с данными симптомами осуществляется под контролем врача-логопеда и врача-невролога. Они назначают дополнительные методы обследования:

  • логопедическое исследование на предмет устной и письменной речи;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • МРТ головного мозга.

Данные мероприятия позволяют оценить вид, степень неврологических расстройств у пациента и подтвердят диагноз дизартрии.

Лечение

Коррекция заболевания осуществляется с помощью логопедических занятий. На них под контролем врача происходит улучшение мелкой моторики и речевой моторики. Помимо этого невролог проводит назначение медикаментозной и реабилитационной терапии. Реабилитационная терапия включает в себя:

  • физиотерапию;
  • ЛФК;
  • иглоукалывание;
  • лечебные ванны;
  • рефлексотерапию.  

Под медикаментозным лечение подразумевается назначение ноотропов.

Профилактика патологии заключается преимущественно в ранней диагностике речевых расстройств и их коррекции. Так же необходимо стараться избегать или вовремя лечить травмы головного мозга, интоксикации организма. 

Причины и виды дизартрии

Дизартрия – расстройство произносительной стороны речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

В логопедии считается, что дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи. В основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы.

Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизношения, речевого дыхания, интонации. При тяжелых нарушениях возникает анартрия — полная неспособность произносить.

Возникновение дизартрии у детей чаще всего обусловлены неблагоприятными обстоятельствами перинатального периода (в частности, родовыми травмами) и раннего возраста. Значимы и ранние нейроинфекции.

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у лиц с рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона и др.

Неврологическая классификация дизартрии

В логопедии различают следующие формы дизартрии (по локализации поражения):

  • Бульбарная (паретическая) дизартрия связана с поражением ядер черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, подъязычного, блуждающего; иногда – лицевого, тройничного) в продолговатом мозге. При бульбарной дизартрии ограничена подвижность речевых органов; речевое дыхание и голос слабые. Артикуляция гласных сводится к звуку нейтрального характера, звонких согласных – к глухому. В целом высказывание неразборчиво. Наблюдается слабость мышц; отсутствие или снижение глоточного рефлекса. Гиперсаливация (повышенное выделение слюны); назализация («носовой» оттенок речи). Мягкое небо вялое.
  • Псевдо-бульбарная (спастическая) дизартрия связана с поражением корково-ядерных проводящих путей. При псевдо-бульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую (из-за гипертонуса мышц). Речь смазанная, невнятная, имеет «носовой» оттенок. Грубо нарушено воспроизведение сонорных звуков (звуки Р, Рь), свистящих и шипящих (звуки С, Ш и другие). Дыхание шумное, прерывистое. Мышцы языка напряженные. Голос хриплый, напряженный.
  • Экстрапирамидная (подкорковая) дизартрия связана с поражением подкорковых ядер головного мозга. Характерно наличие насильственных движений, тиков (гиперкинезов) в лицевой, дыхательной мускулатуре, языке; а также негибкость мышц. Произношение отдельных звуков, как правило, сохранено. Голос глухой, напряженный и затухающий к концу фразы. Отсутствует плавность речи. Часто повышен тонус мышц шеи и плечевого пояса. Часто при дизартрии наблюдается снижение физиологического слуха, нарушение фонематического слуха.
  • Мозжечковая дизартрия
  • Основные направления коррекционной работы при дизартрии

    Публикации

    Основные принципы коррекционной работы при дизартрии.

    1.Работа всегда проводится комплексно с участием медиков и мер медицинского характера, которые включают медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, а также меры логопедического воздействия.

    2.Очень важный принцип – это раннее начало восстановительной и коррекционной работы, что особенно важно при врожденных дизартриях и дизартрии при ДЦП.

    Работу возможно начинать уже до речевой период, до 1 года.

    3. Работа по преодолению дизартрических расстройств всегда длительная, кропотливая, систематичная, регулярная.

    4. Логопедическая работа направлена не только на коррекцию произношения, но и развитие и формирование всей психической деятельности ребенка и развитие всех других компонентов речи(словаря, грамматического строя, связного высказывания).

    5. Необходимо осуществлять индивидуальный подход и формировать мотивацию к занятиям. Курс логопедической работы длительный, занимает несколько лет.

    Поэтому нужно выстраивать целую систему взаимоотношений с ребенком и его семьей. Использовать методы стимуляции, заинтересовывать ребенка.

    Используются различные игровые приемы, меры поощрения, стимулирование волевых компонентов психики в стремлении к совершенствованию речи.

    Основные направления коррекционной работы:

    1.Развитие фонематического внимания и восприятия (т.е. обучение умению различать и слышать звуки, отличать на слух правильное произношение от неверного, проводить фонематический анализ);

    2.Формирование речевого дыхания.

    3.Работа по преодолению нарушений голоса.

    4.Работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией.

    5.Развитие и формирование артикуляционной и мимической моторики.

    6.Постановка звуков.

    7.Развитие и формирование мелкой моторики рук.

    8.Развитие и формирование общей моторики.

    9.В случае выявленных нарушений словарного запаса, грамматического строя параллельно ведется работа по этим направлениям.

    Основная цель: развитие коммуникации и возможности использования речи как средства общения и обучения.

    Правдина О.В. работу по преодолению дизартрии делит на три этапа.

    Первый этап. Подготовительный.

    Работа по преодолению дизартрии начинается с преодоления наслоений и вторичных явлений, которые препятствуют правильному произношению: это преодоление обильного слюнотечения, пассивности мышц, недостатков фонематического внимания и восприятия и подготовка мышц к формированию артикуляционных укладов.

    Второй этап преодоление основного нарушения – фонетических недостатков речи, т.е. постановка звуков.

    Третий этап – включение ребенка в активное общение.

    Приемы коррекционной работы.

    Естественной тренировкой мышц оральной области является акт питания. Тренировке жевательных мышц, используя естественный процесс, следует уделять внимание с раннего возраста. Поэтому ребенка постепенно приучают есть и пить из ложки, пить из чашки, жевать сначала полутвердую, а затем более твердую пищу.

    У ребенка с дизартрией и с ДЦП следует уделять большое внимание нормализации процесса приема пищи. Следует специально обучать ребенка приемам жевания, особенно жевания с закрытым ртом, в этом положении у ребенка блокируются рефлекторные сосательные движения.

    Учат жевать попеременно правой и левой стороной рта.

    Затормаживание непродуктивных рефлексов и преодоление гиперефлексии.

    Затормаживание задержанных рефлексов важно в том случае, когда у ребенка более старшего возраста наблюдаются ранние рефлексы. К таким рефлексам относят сосательный рефлекс. Используют прием механического препятствия для ненужного движения.

    Например, мышцы рта логопед фиксирует руками, фиксирование непроизвольных движений языка производят с помощью шпателя, или прикусывания языка зубами, снятие содружественных движений подбородка фиксируется рукой логопеда.

    Читайте также:  Рвота у ребенка ночью во время сна: причины, лечение

    Рефлекс взаимосвязи движений рта и руки может быть заторможен путем фиксирования рук ребенка рукой логопеда при проведении артикуляционной гимнастики.

    Одновременно вырабатывают способность произвольного управления своими мышцами. Перед ребенком ставят цель, призывают контролировать движения, используют зрительный контроль, поощряют малейшие успехи.

    Торможение рефлексов в оральной области очень затруднено, так это зона жизненно важна и чувствительна.

    В оральной зоне весьма развита не только мышечная система, но и все виды чувствительности: термическая, вкусовая, тактильная.

    Затормаживание кашлевого или рвотного рефлекса.

    Наличие гиперефлексии и появление рвотного рефлекса весьма осложняют работу логопеда.

    В некоторых случаях рвотный рефлекс возникает у ребенка даже при попытках активных артикуляционных движений губами и делает невозможным использование шпателя, зонда. Нормализация рефлекса возможна как психологически, так и физиологически.

    Психологическая корректировка предполагает снятие страха, напряженности, волнения, расположения ребенка, ласковое обращение, понимание его проблем.

    Для снятия рвотного рефлекса логопед проводит специальную тренировку. Опытным путем определяется граница рвотного рефлекса. Вначале на наружной поверхности лица, затем на языке.

    Пальцем производят надавливающие движения по направлению от мочки уха к границе рефлекса, затем отступающие движения назад, постепенно граница рефлекса отодвигается.

    Такие же упражнения с помощью зонда или лучше чайной ложки проводят на языке, начиная с кончика и постепенно раз за разом продвигая к середине и задней части спинки языка, производят поглаживающие или легкие надавливающие движения. Все манипуляции сопровождают спокойной отвлекающей речью. (Сказки про язычок).

    При возникновении рвоты не ругать, но и не жалеть ребенка. (Нужно быть готовым к появлению рвоты, но не провоцировать ребенка). Не следует заниматься артикуляционными упражнениями непосредственно после приема пищи.

    Преодоление слюнотечения.

    Следует обучать ребенка проглатывать слюну. С этой целью проводят массаж жевательных мышц, вызывать глотательные движения, запрокидывать голову назад и просят проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений некоторые авторы рекомендую на занятии давать ребенку булку или печенье и учат жевать перед зеркалом, чередую жевание и глотание.

    Ребенка учат произвольно закрывать рот за счет пассивных движений нижней челюстью, которые вначале выполняет логопед.

    Рука логопеда помещается под нижнюю челюсть, под подбородком, друга кладется на голову ребенка, путем легкого надавливания челюсти ребенка смыкаются. Затем это движение можно научить выполнять самого ребенка.

    Затем приучают выполнять это движение самостоятельно по команде: открой рот, закрой рот.

    Дети часто не могут контролировать саливацию, связи с тем, что не ощущают вытекания слюны изо рта. Уже в раннем возрасте следует обращать внимание ребенка на мокрый подбородок, регулярно вытирать его, воспитывают привычку пользоваться платком.

    Во время логопедических занятий необходимо напоминать о необходимости сглатывать слюну, делать остановку в упражнениях, чтобы ребенок успевал проглатывать и закреплять эту привычку. Для укрепления мышц можно проводить такие упражнения: предложить ребенку удержать зубами какой – либо безопасный предмет, кусок ткани, в то время как взрослый пытается его вытянуть.

    Обучение регуляции тонуса мышц и произвольному расслаблению.

    Ребенка обучают приемам произвольного расслабления – релаксации.Тренировку начинают с общей релаксации, учат произвольно расслаблять мышцы рук ног, затем головы шеи. Развивают способность различения напряжения и расслабления и регуляции по инструкции. Упражнения проводят в игровой форме.

    Существуют методы медикаментозного воздействия, например втирание в кожу анестезирующих средств или локальной гипотермии с помощью ледяной крошки. Но эти меры должны проводиться медицинскими работниками.

    Очень эффективны для расслабления приемы поглаживания, вибрации и другие приемы расслабляющего массажа. С этой же целью могут использоваться приемы точечного массажа.

    Эта работа должна проводиться логопедом после получения консультации у невропатолога и врача лечебной физкультуры.

    Формирование навыков управления дыханием.

    2.1.3. Мозжечковая форма дизартрии

    Возникает
    при поражении мозжечка или его путей и
    при кровоизлияниях в мозжечок или при
    его опухолях.

    Лицо
    у больных с поражением мозжечка амимично.
    Носогубные складки опущены, нарушены
    акты глотания и дыхания. При этой форме
    дизартрии часто возникает дисфагия.

    Состояние
    мышц речевого аппарата: отмечается
    пониженный тонус в мышцах губ, мягкого
    неба, щек, языка.

    Язык
    тонкий, распластанный лежит на дне
    полости рта, подвижность его ограничена,
    темп движений замедлен. Отмечается
    трудность удержания артикуляторных
    укладов и слабость их ощущений. Движения
    языка неточные с проявлением гипер- или
    гипометрии (избыточности или недостаточности
    объема движения). При более тонких
    целенаправленных движениях отмечается
    тремор языка. Явлений атрофии нет.

    Мягкое
    небо провисает, жевание ослаблено,
    мимика вялая.

    Речь
    замедлена, толчкообразна, нарушена
    модуляция, к концу фразы выкрики, что
    позволяет назвать речь скандированной.
    Неприятная на слух речь характеризуется
    диспросодией и нарушенной ритмикой
    речи, страдает и внятность речевого
    потока. Просодически выделяются ударения
    в слогах безударных позиций, речь делится
    на сегменты, не отвечающие целям
    выразительности.

    Выражена
    назализация большинства звуков речи.
    Голос может быть слабым, глухим,
    неопределенного тембра, с колеблющейся
    звонкостью.

    Характерна
    атония мышц, гиперметрия и дисметрия
    движений. Имеются нарушения различных
    физиологических синергизмов, т.е.
    совместной деятельности мышц, участвующих
    в обеспечении определенного движения.
    Наблюдается тремор при всех видах
    дыхания, служащего целям голосообразования,
    артикуляции звуков речи и свиста. При
    спонтанном дыхании, обслуживающем
    функции газообмена, тремор отсутствует.

    Нарушения
    невербального характера.
    У
    лиц с поражением мозжечка отмечается
    гипотония мышц во время покоя и во время
    движения.

    При
    ходьбе характерно переразгибание
    коленок, нарушение равновесия, нарушение
    координации движений, движения рук не
    координируют с движениями ног). Походка
    шаткая.

    Отмечается проявление особой
    формы психической неполноценности по
    типу «лобного синдрома», при этом
    утрачивается топкая способность к
    социальной адаптации в ситуации:
    неадекватный смех, скабрезные выражения
    и анекдоты, не характерные для обычного
    поведения этого человека, и т.п.

    Выводы

    1. При поражении мозжечка и его путей отмечаются снижения тонуса мышц, дисметрия движении.

    2. Своеобразная просодическая характеристика: непостоянство силы голоса, его затухание, паузированпс. скандированность речи.

    3. Распад ударных слогов и согласных в конце слова обусловливает невнятность речевого потока.

    4. Дыхательная атаксия представлена тремором дыхательных мышц, приводящим к толчкообразному характеру дыхания, «дрожанию» голоса.

    5. Напряженная поза в процессе речевого высказывания сопровождается вазомоторными реакциями (краснеет либо бледнеет).

    2.1.4. Подкорковая или «экстрапирамидная» дизартрия

    Эта
    форма также, как и псевдобульбарная,
    относится к числу наиболее частых. Она
    обусловлена очаговым поражением таких
    ядер как хвостатое, чечевичное (скорлупа
    и бледный шар), таламус, субталамические,
    красная, черная субстанции, а также их
    связей с другими структурами мозга.

    Поражения
    экстрапирамидной системы приводят к
    расстройствам локомоции, мышечного
    тонуса и тонической позной активности,
    врожденных автоматизмов, в том числе
    различных мышечных синергии, появлению
    гипокинезии пли гиперкинезов
    (хореоатетозов, тремора, миоклонии).
    Экстрапирамидные гиперкинезы подчас
    имеют тенденцию к исчезновению в процессе
    выполнения произвольных движений. При
    грубых нарушениях возникают атетозы —
    застывание в особых позах.

    В
    спокойном состоянии мышечный тонус
    может приближаться к норме. Но при
    малейшей попытке двигаться и тем более
    говорить тонус мышц резко повышается,
    достигая иногда состояния мышечных
    спазмов.

    Тонические спазмы и гиперкинезы
    могут распространяться и на дыхательную
    мускулатуру, мышцы гортани, вызывая
    выраженные расстройства голосообразования
    и речевого дыхания.

    Произвольное
    подключение голоса затрудняется,
    происходит длительный латентный период
    между беззвучной артикуляцией и фонацией.

    Нередко
    гиперкинезы ведут к насильственному
    раскрытию рта, выбрасыванию языка
    вперед. В этой позе пациент может иногда
    «застыть» на некоторое время. В этой
    ситуации нет возможности говорить.
    Такой гиперкинез тяжело переживается
    больными.

    При
    поражении ее подкоркового отдела
    возникает адинамия, низкий тонус мышц,
    гиперкинезы, насильственные смех и
    плач.

    Гиперкинезы
    мышц диафрагмы и межреберных мышц
    приводят к непроизвольным остановкам
    в речи, возникновению насильственных
    стонов, выкриков. Нарушение дыхания
    зависит от гиперкинезов в диафрагме,
    которая в момент речевого выдоха может
    резко напрячься.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]